Шпаргалка по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:54, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Антикризисное управление".

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы по АУ. Пак.docx

— 60.32 Кб (Скачать)

1. Законодательные акты, регламентирующие вопросы несостоятельности.

1) Гражданский кодекс РФ;

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г.;

2) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; 3) Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»; 4)

Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; 5)

Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и т. д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и признаки банкротства.

Под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. Признаки несостоятельности: 1) наличие денежного обязательства должника долгового характера;

2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

3) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан  законодательством устанавливается  дополнительный признак несостоятельности -превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятие кризиса и причины его возникновения.

Кризис – крайнее обострение противоречий развития организации, нарастающая опасность несостоятельности (банкротства). Причина кризиса - это события или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса. Причины кризиса: 1) Объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации. 2) Субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении. 3) Природные, обусловленные особенностями климата, землетрясениями и др.

Причины кризиса  могут быть внешними и внутренними. Внешние факторы: экономические, кредитная и налоговая политика, научно-технические, социальные, правовые, природно-климатические, организационные. Внутренние: материально-технические, организационные, качество маркетинга, философия организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Жизненный цикл предприятия. Параметры,  характеризующие стадии кризисного  состояния организации. 

Жизненный цикл предприятия - совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.

Эта теория рассматривается  в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития (аналогия с живыми существами): становление, рост, зрелость, смерть. Но последний этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание обязательно должно умереть. Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости. Кризисное состояние на предприятии можно охарактеризовать как появление и развитие негативных тенденций в функционировании предприятия, угрожающих его жизнеспособности. В связи с тем, что кризис охватывает предприятие постепенно, принято выделять несколько его стадий. Стадии: 1) «кризис тенденции финансовых результатов»; 2) «кризис финансовых результатов»; 3) неплатежеспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Факторы возникновения кризиса  в организации. 

Факторы возникновения  кризисов в  организации могут  быть различными. Но очень важно  видеть симптомы кризисного развития, чтобы иметь возможность  своевременно запускать в действие программы  антикризисного управления. Необходимо различать факторы, симптомы и причины  кризиса. Факторы - это настораживающие события. Фактор кризиса - событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса. Этапы возникновения кризиса можно представить следующей цепочкой:  причины  -             симптомы  -  факторы.

Для того чтобы  распознать кризис, необходимо своевременно обнаружить симптомы, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, и выявить его причины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Понятие антикризисного управления  организацией. Предмет, цели, принципы, задача антикризисного управления  организацией.

Антикризисное управление - совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур, применительно к конкретной организации. Оно  представляет собой комплекс инструментов внешних и внутренних воздействий на предприятие, проявляющее слабые признаки кризисного состояния или  уже находящееся в кризисном состоянии.

Целью антикризисного управления является разработка и реализация мер, направленных на предотвращение возникновения негативных явлений, приводящих к кризисному состоянию предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости и прочного положения на рынке при любых метаморфозах в стране. При этом следует подчеркнуть, что на различных этапах развития кризиса, кризисных тенденций и с учетом их последствий для деятельности  предприятия цели антикризисного управления могут корректироваться.

Инструменты антикризисного управления приводятся в действие в условиях серьезных изменений во внешней среде, приводящих предприятие к финансовому банкротству, к кризису. В качестве показателей, характеризующих кризисное положение предприятий, можно назвать: 1) снижение размеров прибыли и рентабельности, в результате чего ухудшается финансовое положение предприятия; 2) убыточность предприятия, в результате которой  уменьшаются либо полностью истощаются  резервные фонды предприятия; 3) неплатежеспособность, которая может привести к остановке предприятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Антикризисный процесс: предупреждение  банкротства и ликвидация.

Антикризисный процесс – реализация антикризисных процедур применительно к организации-должнику.

Предупреждение банкротства - стадия процедуры банкротства. При осуществлении процедуры банкротства необязательно достигается конечная стадия этой процедуры, при наличии определенных юридических фактов банкротство не может быть произведено. Одним из таких фактов является наличие оздоровительного эффекта при осуществлении оздоровительных мероприятий. При осуществлении процедуры банкротства в действие приводится сложный и многоступенчатый механизм, значение которого  в предотвращении финансового краха организации.

Ликвидация - это прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что после окончания процедуры ликвидации кредиторы не могут потребовать удовлетворение каких либо обязательств, возникших во время осуществления деятельности ликвидировавшимся лицом. Основанием для принудительной ликвидации может быть:

1) неоднократное или грубое нарушение действующего законодательства РФ, в том числе нарушение антимонопольного, налогового, трудового законодательства;

2) ведение деятельности, запрещенной законом;

3) ведение деятельности без получения лицензий и других необходимых разрешений. Ликвидационные процедуры – ликвидация несостоятельных организаций по решению арбитражного суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Содержание и принципы государственной  политики антикризисного управления.

Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее. Государственное антикризисное регулирование – категория макроэкономическая, отражающая отклонения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты организаций от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их функционирования.

Государственное антикризисное регулирование является базой для принятия антикризисных программ в организациях и его главными задачами на современном этапе являются: 1) совершенствование законодательства о банкротстве (расширение использования различных инструментов финансового рынка, уточнение процедур банкротства, в частности, финансового оздоровления, изменение подходов к подготовке кризисных управляющих); 2) разработка программ поддержки для различных типов неэффективно работающих организаций, применение специфических мер регионального антикризисного регулирования и контроля (обеспечение мультипликационного эффекта за счет помощи ключевым производствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Государственные органы управления, их функции и задачи в регулировании  кризисного состояния организации. 

Государственная политика в регулировании кризисных  ситуаций заключается в минимизации  экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение  неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие. Воздействие государства только на один из факторов не позволит достигнуть желаемого результата – повышения эффективности хозяйствования в выбранном секторе экономики. К органам государственного управления относятся практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции. Органы государственного управления -  это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладающая функциями исполнительной власти.

Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных  кризисов на рынках и обеспечении  гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Механизм взаимодействия государственных  структур, ответственных за осуществление  процедур финансового оздоровления  несостоятельных организаций. 

Механизм  взаимодействия государственных структур, ответственных за осуществление  процедур банкротства предприятий, с органами исполнительной власти играет главную роль в антикризисном регулировании. Усиление этого взаимодействия проявляется в привлечении территориальных органов к участию в экономическом управлении исполнительных органов по вопросам общей компетенции.

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

В Законе этот термин обозначает новую процедуру  банкротства, ранее в законодательстве о несостоятельности не применявшуюся.

Финансовое  оздоровление, представляет собой новую  реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового кризиса  должника с предоставлением определенных гарантий кредиторам. Эта процедура  предусматривает на срок введения возможность  для должника выплачивать долги  в соответствии с утвержденным в  определенном порядке графиком и  получать средства из источников, предусмотренных планом финансового оздоровления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Государственные мероприятия по  реформированию организаций. Цель  реформирования.

Согласно  рекомендациям Минэкономики, целью  реформирования предприятия является обеспечение его успешной работы в условиях рыночной экономики.

Решение о  реформировании предприятия и программа  реформирования принимаются собственником  предприятия: для государственных  унитарных предприятий – уполномоченным органом исполнительной власти, для  иных коммерческих организаций –  общим собранием их учредителей (участников). Основанием для такого решения являются материалы для собственника о состоянии предприятия и проект программы реформирования готовятся, как правило, под руководством лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа – генерального директора, директора или иного руководителя (далее – руководителя). Этим определяется особая роль руководителя в процессе реформирования предприятия. Фактически его видение ситуации, положения предприятия на рынке и других аспектов деятельности предприятия во многом определяют решение, которое будет принято собственником.

Информация о работе Шпаргалка по "Антикризисному управлению"