Роль и способы финансового оздоровления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Организация – это своего рода обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения для организации общего результата работы.

Файлы: 1 файл

аку.docx

— 76.64 Кб (Скачать)

Однако ликвидация неэффективных  производств и обеспечение оптимального перераспределения материальных и  трудовых ресурсов в условиях массовой несостоятельности отечественных  предприятий почти во всех отраслях экономики приведет к тяжелым  социальным последствиям, таким как, массовая безработица и исключение освобожденных мощностей из производственного  цикла. Поэтому в следующей главе  будут рассмотрены возможные  пути финансового оздоровления предприятия, являющегося потенциальным банкротом.

 

2.3 Оценка факторов, оказывающих влияние на финансовое  состояние ОАО «Х»

Банкротство зарождается если отсутствует постоянная аналитическая работа, направленная на выявление и нейтрализацию скрытых негативных тенденций. В своем развитии банкротство проходит несколько стадий: скрытая, финансовой неустойчивости и явное банкротство.

Прогнозирование банкротства, как показывает зарубежный опыт, возможно за 1,5-2 года до появления очевидных  признаков. На скрытой стадии начинается незаметное снижение цены предприятия  по причине неблагоприятных тенденций  как внутри предприятия, так и  во вне его. Анализ скрытой стадии банкротства можно проводить, используя так называемые формулы «цены предприятия», которые представляют собой соотношение ожидаемой прибыли до выплаты налогов, проценты по займам, дивидендов от средневзвешенной стоимости пассивов (обязательств) фирмы, или средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо будет выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями платы за заемный и акционерный капитал.

Снижение цены предприятия  может означать либо снижение его  прибыльности, либо увеличение средней  стоимости обязательств. Снижение прибыльности происходит под воздействием различных  причин - внутренних и внешних. Значительная часть внутренних причин может быть определена как снижение качества управленческих решений. Большинство внешних причин являются проявлением общего ухудшения  условий предпринимательства. В  этом случае надо иметь ввиду, что общественное благополучие может потребовать ухудшения условий для некоторых видов предпринимательства.

Рост процентных ставок и  требования вкладчиков также определяется различными факторами, среди которых  можно выделить инфляционное ожидание, усиление различных типов вложений.

Рост цен действует  аналогично росту процентных ставок:

- он формирует определенные  инфляционные ожидания, что повышает  инфляционную составляющую номинальных  процентных ставок и дивидендов;

- рост цен на сырье  и материалы, комплектующие изделия,  обгоняющий рост цен готовой  продукции предприятий, увеличивает  при прочих равных условиях  кредиторскую задолженность предприятия,  что может потребовать дополнительного  кредитования и, в конечном  счете, такого изменения структуры  обязательств предприятия, которое поднимает среднюю стоимость пассивов.

На второй стадии начинаются трудности с наличностью, появляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре  баланса и отчета о финансовых результатах. Нежелательным являются резкие изменения любых стадий баланса  в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызывать:

- резкое уменьшение денежных  средств на счетах;

- увеличение дебиторской  задолженности (резкое снижение  также говорит о затруднениях  со сбытом, если сопровождается  ростом запасов готовой продукции);

- старение дебиторской  задолженности;

- разбалансирование дебиторской  и кредиторской задолженности  (резкое снижение, при наличии  денег на счетах, также говорит  о снижении объемов деятельности);

- снижение объемов продаж.

Неблагоприятным может оказаться  и резкое увеличение объемов продаж, т.к. в этом случае банкротство может  наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если последует  непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат. Кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать  о сбросе продукции перед ликвидацией  предприятия.

При анализе работы предприятия  тревогу также должны вызывать:

- задержки с предоставлением  отчетности;

- конфликты на предприятии,  увольнение кого - либо из руководства,  резкое увеличение числа принимаемых  решений.

Повышенного внимания требуют  предприятия, испытывающие бурный рост активности. Они могут стать банкротами из-за ошибочных расчетов эффектности, разбалансированности долгов.

На стадии финансовой неустойчивости руководство часто прибегает  к косметическим мерам: продолжает выплачивать высокие дивиденды, увеличивать заемный капитал, продавая часть активов, чтобы снять подозрения инвесторов. При ухудшении финансовой ситуации руководители не редко становятся склонны к незаконным действиям.

На третьей стадии предприятие  не может своевременно оплачивать долги, и банкротство становится юридически очевидным. Банкротство проявляется  как несбалансированность денежных потоков. Предприятие может стать  банкротом как в условиях отраслевого  роста, даже бума, так и в условиях отраслевого торможения и спада. В условиях резкого подъема возрастает конкуренция, а при спаде падают темпы роста.

Во всех случаях причиной банкротства является неверная оценка руководителями предприятия ожидаемых  темпов роста их предприятия, под  которые заранее находятся источники  дополнительного, как правило, кредитного финансирования.

 

ГЛАВА 3. Меры по финансовому оздоровлению российских предприятий и роль банкротства в экономическом процессе.

3.1. Государственная стратегия финансового оздоровления предприятий

 

Основная цель антикризисной  инвестиционной стратегии на уровне государства - структурная перестройка  промышленного производства, основанная на передовых технологиях и смешанных  формах собственности. В настоящее  время отраслевую систему экономики  западные специалисты характеризуют  как типичную для развивающейся (а не экономически зрелой) страны. Основным признаком отсталости считается высокий удельный вес тяжелой промышленности, особенно черной металлургии, тяжелого машиностроения, а также добывающих отраслей, строительства, сельского хозяйства и низкий удельный вес сферы услуг, современных отраслей машиностроения, приборостроения и др. характер технологий, техническое строение основных фондов и технологический уровень основных средств производства в России и развитых странах настолько различаются, что сравнения становятся бессмысленными, поскольку западные страны и США с начала 1970-х гг. осуществили технологические революции, масштабы и темпы влияния которых пошли дальше самых оптимистических прогнозов 70-х годов, а Россия даже не начинала их.

Структурной перестройке  западных стран с развитой рыночной экономикой во многом способствовал  кризис начала 70-х годов, так как  во время кризиса погибают прежде всего нежизнеспособные, слабые предприятия. Кризисы как составная часть промышленных циклов во многом способствуют обновлению основного капитала, совершенствованию технологий. В этом же направлении действует и спад производства в России, начавшийся в конце 80-х - начале 90-х гг. Однако кризис в России имеет такие существенные особенности, которые необходимо учитывать при разработке государственной программы, направленной на принципиальные изменения социальных, технологических, межотраслевых, территориальных пропорций:

- структурная перестройка проводится в условиях общего кризиса, т.е. в условиях принципиальных изменений характера производственных отношений, изменений мотиваций к труду, и, самое главное, в условиях социально-экономической и политической нестабильности в обществе;

- рыночные отношения только начинают возникать, они крайне не развиты и соответствуют тому периоду первоначального накопления капитала, который западные страны прошли более трех веков назад;

- преобладание в России крупных предприятий, не способных к быстрому реагированию на потребности рынка.

Устаревшие производственные мощности (средний срок службы которых около 20 лет), огромные монополизированные государственные предприятия, неразвитая оптовая торговля и телекоммуникационная система, инфраструктура рынка - все это порождает серьезные трудности для осуществления структурной перестройки.

Успехов в этом направлении  в России можно достичь только на уровне государственной антикризисной  инвестиционной политике, поскольку  предприятия не способны добиться таких  изменений самостоятельно.

Решение проблемы структурной  перестройки как основной цели антикризисной  государственной инвестиционной стратегии  непосредственно связано с программой поддержки малого предпринимательства, которые направлены на создание на федеральном уровне экономических, правовых и организационных условий  для формирования в России инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающий его эффективный рост. Программа  предусматривает:

а) формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

б) совершенствование системы  финансовой поддержки;

в) создание системы информационного  обеспечения;

г) содействие внешнеэкономической  деятельности субъектов малого предпринимательства;

д) подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

е) производственно-техническую  поддержку.

Мероприятия по поддержке  малого предпринимательства создают  условия для более быстрого и  менее болезненного развития рынка  в России, действия рыночных механизмов, в том числе конкуренции.

Структурная перестройка  промышленного производства и развитие малого предпринимательства во многом взаимосвязаны, взаимообусловлены; успешное развитие одного из направлений государственной  антикризисной политики, несомненно, будет способствовать успешной реализации и другого направления.

Особое внимание со стороны  государства уделяется активной подготовке и поддержке деятельности профессиональных антикризисных управляющих, в т.ч. конкурсных и арбитражных  менеджеров.

Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная  финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (Приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. №498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на:

- восстановление платежеспособности и поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий;

- финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротства.

Безвозвратные государственные  ассигнования предоставляются исключительно  на:

- финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;

- возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что повлечь их банкротство;

- финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;

- финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Во всех остальных случаях  государственная финансовая поддержка  оказывается исключительно на возвратной основе.

Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки  неплатежеспособным предприятиям являются:

- наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана);

- наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий;

- безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки;

- наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования;

- наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 20.05.1994 г. № 498 государственная  финансовая поддержка не предоставляется  неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг)) ему предоставлялась такая поддержка.

Органами, осуществляющими  от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать:

- Министерство финансов РФ;

- федеральный орган исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления.

Средства государственной  финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным  планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес- планом).

В случае если установлено  не целевое или неэффективное  использование государственных  средств Федеральное управление обязано прекратить осуществление указанных мероприятий.

Важным моментом является влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятия. Влияние налоговых ставок на состояние  производства на всех этапах промышленного  цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) столь велико, что необходимо обосновывать границы налогового бремени.

Информация о работе Роль и способы финансового оздоровления предприятия