Роль государства в антикризисном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотреть роль государств в антикризисном управлении с помощью следующих задач:
Выявить виды государственного регулирования кризисных ситуаций;
Рассмотреть понятие мировое соглашение, дать ему характеристику;
Раскрыть антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.

Оглавление

Введение 3
1. Роль государства в антикризисном управлении 5
2. Мировое соглашение 12
3. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

контрольная аку.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

 

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

регистрационный номер_________________

 

на тему: Роль государства в антикризисном управлении

 

вариант №15

 

по дисциплине Антикризисное управление

студента (ки) Лукиной Екатерины  Александровны

 

3 курса сокращенной заочной формы обучения

 

по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»

 

номер зачетной книжки СЭУ 10-17

 

 

 

Рецензент: Курьяков Иван Андреевич, к.э.н., доцент, профессор

 

 

____________________________  «____»_________2013г.

(подпись)

 

Контрольная работа

 

(зачтена / не зачтена)

 

______________________

(подпись)

 

 

 

Омск – 2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Кризис - это явление, в ходе которого происходят изменения  в развитии системы, результатом  чего может стать нарушение развития или перемены внутри системы. В соответствии с данным определением основными  задачами управления кризисами являются диагностика кризиса, выявление его причин и составление плана мероприятий по выводу предприятий из данного состояния.

Антикризисное управление - это непрерывный процесс, неотъемлемый элемент общей системы управления предприятием, осуществляемого в  условиях ограничений по времени и финансам, который включает в себя своевременную диагностику кризисной ситуации, анализ причин ее возникновения, определение системы мер по функционированию предприятия в кризисных условиях, разработку плана выхода из нее.

Антикризисное управление имеет свои специфические задачи не только в фазе кризиса, но и в фазе роста, и в фазе зрелости. Это составляющая процесса управления, в рамках которой осуществляется диагностика кризисной ситуации, проводится ее анализ и исследование причин ее возникновения, определяется система мер по функционированию предприятия в создавшихся условиях и вырабатывается программа выхода из кризиса.

Антикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротства предприятия. В нашей стране процедуры банкротства регламентируются Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008))

В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная  должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.

Мировое соглашение - это договоренность о прекращении дела о банкротстве между кредиторами и должником. Оно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия.

Мировое соглашение может  содержать условия: об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации.

Можно сказать, что заключение мирового соглашения это одно из направлений  работы с кредиторской задолженностью в рамках антикризисного управления.

Целью данной работы является рассмотреть роль государств в антикризисном управлении с помощью следующих задач:

    • Выявить виды государственного регулирования кризисных ситуаций;
    • Рассмотреть понятие мировое соглашение, дать ему характеристику;
    • Раскрыть антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.

 

 

1. Роль государства в  антикризисном управлении

 

История социально-экономического развития многих крупнейших стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты.

Одни страны с большим  трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Положение экономики  России в 90-е годы XX в. нередко сравнивают с положением экономики США 30-х годов (Великая депрессия) и экономики послевоенных 40-х годов XX в. Германии и Японии.

В США антикризисное  государственное управление проявляется  в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, разработке региональных структурных программ и др.

Также важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США  является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных  ведомств по разработке и проведению экономической политики. Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития - от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.

Например, в Японии в  послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным  управлением подавляющего большинства  отраслей и предприятий, системой фондового  распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

Усилия государственной  экономической политики Японии того периода были направлены прежде всего  на создание условий для рыночной конкуренции.

Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики.

Государство формирует  такую основу для развития, защищая  и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п.

Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые способствуют попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономического прогресса.

Динамика выхода из кризиса  и экономического роста определяется не силой государства, а эффективностью косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция государства  реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления  политики в интересах общества в целом. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям – на праве оперативного управления. Это контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. Появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.

Во-вторых, это предприятия  с государственной долей в  уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны  государства путем включения  в органы управления этих предприятий представителей государства.

В-третьих, государство  обладает недвижимым имуществом. Это  золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, распространенным действием  остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более эффективным может быть путь регулирования через систему национального имущества, в организации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предприятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производственных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их работников.

В-четвертых, с деятельностью  государства тесно связаны земельные  отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства.

Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения  собственности в регионах. Формально  перевести недвижимость одной формы собственности в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике происходит передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам.

Рассмотрим виды государственного регулирования кризисных ситуаций:

- Нормативно-законодательная деятельность. Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, разделим на группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы – по сферам рыночной экономики; целевые нормы – в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

«Экономической Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону – застой производства. Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

В современной практике понятие «банкрот» введено в  Указе Президента Российской Федерации  от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур». Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.

К числу важных нормативных  актов, направленных на преодоление  кризисных ситуаций в различных  сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г.

Информация о работе Роль государства в антикризисном управлении