Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Роль и функции государства в антикризисном управлении……………………….4
2.Виды государственного регулирования кризисных ситуаций……………...7
3.Система и меры антикризисного управления, мониторинг.……………………...13
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

0.doc

— 144.00 Кб (Скачать)


23

 

Министерство образования Российской Федерации

 

 

Ярославский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

 

 

Кафедра «Менеджмента организации»

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

«Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций»

                                                                                                 

 

                                                                                  Студента группы А-36

                                                                                 Чесноковой С.Ю.

                                                                                   Дата сдачи: 15.01.07.

                                                                                   Проверил: Лабуз Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2007

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Роль и функции государства в антикризисном управлении……………………….4

2.Виды государственного регулирования кризисных ситуаций……………...7

3.Система и меры антикризисного управления, мониторинг.……………………...13

Заключение……………………………………………………………………...22

Список литературы……………………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству. На современном этапе воздействие государства на предприятия стало одним из важнейших и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Характеризуя актуальность данной темы для российской экономики нужно отметить, что  государственное регулирование особенно усиливается в кризисных ситуациях. В настоящее время очень интересным и важным является изучение государственного регулирования кризисных ситуаций, средств и механизмов управления, а также рассмотрение роли государства в антикризисном управлении. Часто возникают вопросы: Что представляет собой механизм антикризисного управления? Каковы функции и роль государства в антикризисном управлении? Какими путями можно оздоровить несостоятельное предприятие на государственном уровне? Каким образом в ходе антикризисного регулирования выявляются проблемные предприятия? На эти вопросы мы и постарались ответить в данной работе.

 

  Роль и функции государства в антикризисном управлении.

Антикризисное управление — это политика правитель­ства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики ис­следований, привлечение высоко-квалифицированных спе­циалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состоя­ние отдельных предприятий и экономики. В этом направлении государственные ор­ганы осуществляют регулирование следующих видов:

•     правовое — создание правовой основы антикризис­ного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного бан­кротства;

•     методическое — методическое обеспечение проведе­ния мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;

•     информационное — учет и анализ платежеспособно­сти крупных, а также экономически и социально значи­мых предприятий;

•     экономическое и административное – применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

•     организационное - создание условий для цивилизо­ванного разрешения всех споров по поводу несостоятель­ности должника;

•     социальное - социальная защита работников пред­приятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

•     кадровое — поиск и подготовка специалистов по ан­тикризисному управлению предприятиями (администра­тивных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

•     экологическое — защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществ­ления ими своей деятельности.

С целью стабилизации экономики применяются сле­дующие методы государственного воздействия на состоя­ние предприятий: экономические -налоги, перераспреде­ление доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-фи­нансовые механизмы, приватизация, реструктуризация за­долженности и др.; административные — принятие и кор­ректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование предполагает проведе­ние экономической политики по различным направлениям.

1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюд­жета и налогообложения, т.е. предусматривается уста­новление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета. Такая политика проявляется в следующем:

•     в период спада производства – в увеличении государствен­ных программ по оказанию поддержки важным для эко­номики предприятиям;

•     в период подъема — в уменьшении налогов с насе­ления и предприятий, что ведет к повышению платеже­способного спроса населения и возможностей для инве­стирования у предприятий, а следовательно, к оживле­нию экономики;

•     в любой период — в налоговом регулировании, ко­торое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сфе­рах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевоо­ружение или расширение действующего производства;

2.              Структурная политика реализуется в процессе при­ватизации имущества государственных предприятий.  В этой области намечены следующие направления:  усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в го­сударственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как не­отъемлемую часть национальной безопасности.

3.              Финансово-кредитная политика представляет со­бой целенаправленное управление государства банков­ским процентом, денежной массой и кредитами, кото­рые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для эко­номики предприятиям сноска па приложение2

4.              Научно-техническая политика состоит в обеспече­нии комплексного развития науки и техники, что пред­полагает следующие меры: выбор приоритетных направ­лений в развитии науки и техники; государственная под­держка их развития путем финансирования; совершенствование системы оплаты труда на­учных работников; и др.

5.  Промышленная политика направлена на преобразова­ние отраслевой структуры промышленности в ходе госу­дарственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, формирование системы информа­ционной поддержки промышленности.

6.  Амортизационная политика — это оптимизация фор­мирования затрат по использованию основных фондов пу­тем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7.  Инвестиционная политика нацелена на регулирова­ние темпов роста производства, ускорение НТП, изме­нение отраслевой структуры экономики.

8.  Прогнозирование и планирование занимают не по­следнее место в системе государственного регулирова­ния. Индикативное планирование, основанное на анали­зе развития экономики предприятий, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами. Результатом являются основ­ные показатели в плановом перио­де: темпы роста дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, процентные ставки и др.

9.  Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуга и на продукцию монополистов с помощью определения пре­дельных или фиксированных цен.

10.              Внешнеэкономическая политика предполагает обес­печение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, про­текционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Так, в 2000 г. на финансирование социально-экономического развития регионов России, включая антикризисное управление, отдельной строкой в бюджете выделено 2 млрд руб.

Однако нельзя забывать и о таких проблемах анти­кризисного управления, как неприятие руководите­лей предприятии давления со стороны местной админист­рации, нежелание раскрыть финансовую и производствен­ную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бес­перспективно, отсутствие опыта у руководителей в подго­товке конкретных финансовых предложений.

Антикризисное управление — многогранная функция менеджмента, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации.

                Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

 

    Любое вмешательство государства в экономику связано вопросом: как оно это делает? Ответ на этот вопрос обычно связывают с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределением доходов.

Нормативно-законодательная деятельность. «Экономической конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Россий­ской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Рос­сийской Федерации».

Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия. Причинами могут быть от­сутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к пре­кращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.

Защита интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госком­имуществе России (ныне Мингосимущество России).

К числу важных нормативных актов, направленных на преодоле­ние кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. и др.

В условиях кризиса особое значение приобретает государствен­ное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справед­ливости рынка, в получении потребителями необходимой и досто­верной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электро­бытовой техники.

Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, поли­тики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологи­ческих правил.

Финансовое регулирование. Это управление совокупностью де­нежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, пред­приятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, кото­рая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика определяется рядом специфических факто­ров и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный слу­чай, свойственный развитой рыночной экономике.

Глубина и продолжительность кризисов на предприятии во многом по­рождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших

преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регули­рования экономики.

В ходе исполнения бюджета самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство обязано финансиро­вать. Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.

Информация о работе Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций