Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Роль и функции государства в антикризисном управлении……………………….4
2.Виды государственного регулирования кризисных ситуаций……………...7
3.Система и меры антикризисного управления, мониторинг.……………………...13
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

0.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Итак, в течение последних пяти лет в России удалось сформировать авторитетную и дееспособную систему антикризисного регулирования. Функционирование каждого ее элемента осмыслено и продумано. Перед каждым ее участником сформулированы четкие и ясные задачи, скоордини­рованы отношения и разграничены пределы компетенции.

Рассматривая данную тему необходимо ответить на вопрос : Какими путями можно оздоровить несостоятельные предприятия на государственном уровне? Управление состоянием «здоровья» предприятий осуществляется по различным технологиям.

Технология антикризисного управления - совокупность способов, приемов, форм и методов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование по поводу преодоления кризи­са предприятий.

Все меры антикризисного управления несостоя­тельностью предприятий можно объединить в две группы.

1. Профилактические меры, предупреждающие насту­пление кризисного состояния у предприятий. К ним от­носятся антикризисные процедуры по улучшению пра­вовых, экономических, социальных и иных условий внешней среды предприятии, стимулирующих их дея­тельность в направлении, важном и полезном для соци­ально-экономического развития региона и страны в це­лом. Суть профилактических мер сводится к созданию поощрительных и запретительных стимулов по отноше­нию к деятельности предприятий.

2. Меры, применяемые к предприятиям-банкротам, — это оздоровительные действия (санация) в отношении не­состоятельных предприятий,  законодательно разрешен­ные государством.

Санация состояния предприятия может быть: внесу­дебной, когда проводится без участия арбитражного суда и, соответственно, без официального объявления бан­кротства; досудебной, предполагающей предварительное, до открытия производства по делу о банкротстве, оздо­ровление; арбитражной в соответствии с действующим законодательством.

Разнообразие применяемых в процессе антикризис­ного управления мер позволяет их объединить в рам­ках той или иной политики в этой области. Очевидно, что профилактические меры применяются в ходе прове­дения политики предупреждения кризиса, внесудебная или досудебная санация — в результате реализации поли­тики преодоления последствий кризиса в щадящем для предприятия режиме, арбитражная санация — при поли­тике жесткого следования нормам законодательства.

Для российской экономики текущего периода харак­терна массовая несостоятельность предприятий. В соот­ветствии с действующим законодательством о банкротст­ве большинство из них полагалось бы ликвидировать. Однако многие предприятия выполняют социально и экономически важные функции в народном хозяйстве (например, предприятия транспорта, коммунальные службы и т.п.). Их функционирование нельзя не только пре­кратить, но и приостановить. Поэтому органы, компе­тентные осуществлять антикризисное управление, не следуют принципу автоматического выполнения законодательства. Ка­тегоричный подход уместен в условиях здоровой эконо­мики. Россия пребывает в состоянии затяжного глубокого кризиса. В этой ситуации наибольшую актуальность и эффективность приобретают профилактические меры и внесудебная санация состояния предприятий.

Популярные профилактические меры по антикризисно­му управлению

•     Консультирование предпринимателей и менеджеров по вопросам законодательства о банкротстве.

•     Создание специализированных компаний по анти­кризисному управлению.

•     Обеспечение условий для инновационной деятельности предприятий, а именно: осуществление институциональных преобразований, развитие инфраструктуры инновационного процесса, защита интеллектуальной собственности, вовлечение ее в оборот, создание доступного информационного банка о достижениях научно-технического прогресса, обеспечение доступа предприятий к результатам научно-исследовательских, и технологических работ, продажа или передача на взаимовыгодных условиях пустующих объектов и объектов незавершенного строи­тельства, стимулирование спроса у отечественных производителей на конкурентоспособные технологии, формирование региональных фондов перспективных проектов.

Все меры антикризисного управления деятельно­сти предприятий должны быть соотнесены с государст­венными программами по содействию занятости населе­ния, реализации миграционной политики, решению эко­логических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Однако, нужно помнить, что профилактика и досудебная санация результативны, если они начинаются своевременно. Но для этого необ­ходимо постоянно отслеживать состояние предприятий.

 

В большинстве развитых стран потенциальные банкро­ты «вымываются» из сферы бизнеса задолго до официального обретения ими этого статуса. Поэтому для профилактики кризисных явлений в экономике чаще всего государство использует мониторинг.

Мониторинг — обозначает постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью  выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.

Мониторинг  финансового   состояния   предприятий один из элементов системы антикризисного управления. Он представляет собой сформированную систему сбора данных и расчета показателей о финансовом состоянии предприятий, позволяющую диагностировать возникновение у них признаков банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений, а также учитывать платежеспособность предприятий для того, чтобы на этой основе при­нимать оптимальные управленческие решения.

Мониторинг необходим для своевременного обнаружения и распознавания несостоятельности предприятий. Проводится он на всех уровнях хозяйственного управле­ния. Объективная необходимость его использования диктуется тем обстоятельством, что применяемые ранее методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создания адекватной современным условиям системы изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.

В России мониторинг осуществляется с 1 апреля 1999г. Проведение мониторинга является функцией терри­ториальных органов и агентств, а также центрального ап­парата ФСФО России. Они ежегодно формируют переч­ни предприятий, подлежащих мониторингу, которые ох­ватывают крупные, экономически и социально значимые предприятия.

С точки зрения технологии мониторинг представляет собой специально организованные действия по опреде­лению вероятности или реальности наступления кризиса предприятий. Он проводится в три этапа.

На первом этапе осуществляется сбор и хранение пер­вичной информации, которая размещается на бумажных носителях в установленной форме. На основании данных  документов  составляются  агрегированные формы финансовой отчетности. На втором этапе производится обработка полученной информации с целью получения оценки финансово-экономического состояния предприятия. Для этого используются конкретные показатели платежеспособности предприятий. На третьем этапе производится ранжи­рование всех исследованных предприятий по критериям схожести их состояния, отраслевой принадлежности и территориального расположения. Затем для каждой из выделенных групп разрабатываются конкретные антикризисные решения.

Таким образом, в России создана мощная система мони­торинга состояния предприятий, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран. Эта система позволяет собрать исчерпывающую ин­формацию, необходимую для принятия экономически обосно­ванных взвешенных решений по антикризисному управлению в каждой конкретной ситуации. Вместе с тем она не лишена недостатков. Необходимо стандартизировать подхо­ды к оценке состояний предприятий и выработать универ­сальную технологию анализа. Требуется унифицированная методика ранжирования предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, рассмотрев данную тему, мы пришли к следующим выводам. Антикризисное управление – система управленческих мер и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин. Государство всегда регулирует кризисные ситуации: правительство использует все уровни имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации. В течение последних лет в России удалось сформировать авторитетную и дееспособную систему антикризисного регулирования. Функционирование каждого ее элемента осмыслено и продумано. Перед каждым ее участником сформулированы четкие и ясные задачи, скоордини­рованы отношения и разграничены пределы компетенции.

Существуют четко обозначенные направления приня­тия мер антикризисного управления  деятельности пред­приятий, составляющие разные варианты антикризисной политики: предупреждение кризиса, преодоление его послед­ствий в щадящем режиме и жесткое следование нормам законодательства. Их избирают в зависимости от сло­жившихся обстоятельств. Каждый вариант антикризис­ной политики позволяет, во-первых, продвинуть развитие предприятий в желаемом направлении, во-вторых, защи­тить от разорения социально значимые предприятия, в-третьих, цивилизованным путем обеспечить развязку от­ношений вокруг несостоятельности предприятий.

Государственное регулирование кризисных ситуаций направлено на недопущение системных кризисов на рынках и обеспечении гарантий максимального возврата средств кредиторам обанкротившегося предприятия. Выход из кризиса и переход к устойчивому экономическому росту экономики и благосостояния граждан страны возможен только на основе реформирования отечественных предприятий, превращая из «старых» неплатежеспособных, созданных в советскую эпоху, в современные, эффективные, конкурентоспособные корпорации, привлекательные не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов. Только в этом случае появится свой постоянный финансовый источник благосостояния страны, и она не будет зависеть от временной благоприятной внешнеторговой коньюктуры.

 



23

 

Список литературы

1.Антикризисное управление / под. ред. Короткова Э. М. — М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Н.В.Родионова «Антикризисный менеджмент», Юнити, М 2001.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации. М.

4.Медведев В. А. Социальные императивы современной экономики и российские реалии. М.: ИЭ РАН,1998.

5.Российская экономика в 1996 году: тенденции и перспективы. М.: ИЭППП, 1996.

6.Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе/Под ред. Николаса Барра. М., 1997.

7.Самуэльсон П.А. Экономика. М.: Прогресс, 1993.

8.Шаккум М.Л. Экономика России: От кризиса к стабильности и устойчивому росту. М.: Глобус, 1999.

9.Оценка бизнеса /под .ред. проф. Грязновой А. Г., проф. Федотовой М.А. — М.: Финансы и статистика,1999.

10.Е. Таркановский. Антикризисное управление. «Хозяйство и право», 2000, № 1.

11. Айвазян, В. Кириченко. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. «Проблемы теории и практики управления», 2002, № 4.

12.И. Зыбин. В рай по короткому пути. «Ведомости», 2002, № 54 (136).

13.И.К. Ларионов антикризисное управление, уч. Пособие, М., 2005.

14.Татарников Е.А. Антикризисное управление: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2005.

15 Буайе Робер. Теория регуляции: Критический анализ: Пер. с фр. М.:РГГУ, 1997.

16 Философов Л. Мониторинг финансового состояния организаций //Антикризисное управление. — 2000                  

17.www.aup.ru


 

 

 

 



Информация о работе Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций