Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении. Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом. Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1.Роль и функции государства в антикризисном управлении……………………….4
2.Виды государственного регулирования кризисных ситуаций……………...7
3.Система и меры антикризисного управления, мониторинг.……………………...13
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

0.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Механизм корректировки денежных процессов сложен. Главный акцент в современных программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.

В России сейчас наблюдается дефицит не денег, а финансового капитала. Он выражается в дефиците пассивов банков­ских и небанковских финансовых институтов относительно спроса на денежные средства. Основной причиной этого является отсутствие достаточных вложений населения (домашних хозяйств) и предпри­нимателей.

Вместе с тем из кризисной ситуации есть несколько способов выхода. Первый — постепенно восстановить утраченные сбереже­ния. Второй - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третий - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внеш­ние заимствования. Четвертый — использование широко распрост­раненной на Западе практики учета и переучета векселей.

Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увели­чивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений населения происходит в основном через заимствование денег у са­мого же населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.

Преодоление финансового кризиса требует надежной опоры на государство: его регу­лирующие методы становятся  решающим фактором.

Производство. Преодоление кризисного состояния требует созда­ния материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет же ею научно-технический прогресс. Он, в свою очередь, находится под влиянием истории, культуры, образования, институциональных факторов и политики. Производительность связана с инвестициями в человеческий капитал и в качество окружающей среды.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Ни­какой другой институт не в состоянии добиться необходимой опти­мизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса на предприятие, преодоления сырь­евой направленности экспорта.

Государственное регулирование в этой об­ласти сводится к активной промышленной политике, ключевым звеном которой выступает повышение роли научно-технического прогресса. Именно он и общемировые тенденции к интеграции национальных экономик обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости.

Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сформулировать сле­дующие выводы:

-попадание в кризисную фазу неизбежно заставляет руководи­телей предприятия применять антикризисные меры управления;

-антикризисное поведение предприятий зачастую противопо­ложно тем действиям, которые эффективны в условиях экономичес­кого роста или стабилизации экономики;

-в промышленности стихийно формируются различные анти­кризисные модели деятельности предприятий. Необходимо их изу­чить, признать и сознательно использовать на практике.

Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается массированным и неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства предприятий в госу­дарственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государст­венный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда по­требность в социальной защите, напротив, резко возросла.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позво­ляет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, и для организации процесса перераспределения доходов. В этой дея­тельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Борьба с бедностью составляет основу для поддержания уровня жизни и включает в себя социальное страхование и выравнивание доходов. Цель борьбы с бедностью — обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже опреде­ленного минимального уровня доходов или потребления. Цель со­циального страхования — предохранить каждого человека от вне­запного и недопустимо сильного снижения уровня жизни. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возмож­ность фактически перераспределять собственный доход.

Необходимость государственного финансирования учреждений медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной стороны, производ­ства общественных благ и, с другой, — обеспечения широкого до­ступа населения к услугам здравоохранения:

- государственные мероприятия в здравоохранении, такие, как программы вакцинации и санитарного просве­щения, требуют бюджетных средств;

- престарелые и другая экономически неактивная часть мало­ имущего населения также нуждается в субсидиях;

- потребление лекарств, в частности лекарств, имеющих ограни­ченные объемы производства, тоже субсидируется;

- финансирование мер по охране здоровья населения осущест­вляется в основном государством.

Российское государство не считает себя обязанным обеспечивать элементарные социально-экономические права граждан, имеющие для них жизненно важное значение. Более того, оно само выступает в роли нарушителя этих прав, многими месяцами не выплачивая людям заработную плату, пенсии, пособия и стипендии.

 

Система      и        меры         антикризисного      управления

Система антикризисного управления включает целост­ную совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, направленных на защиту предприятий от кризисных ситуаций и предотвращение банкротства.

Функциональными элементами системы антикризисного управления являются: мониторинг состояния предпри­ятий, маркетинг изменения отраслевой структуры хозяйст­ва, прогнозирование и планирование, принятие управлен­ческих решений и распоряжений, координирование и ор­ганизация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования хозяйства. Все они находятся в тесной взаимосвязи и непрерывном взаимодействии друг с другом. Особую роль играет мони­торинг. От его чувствительности зависит степень реактив­ности работы всей системы.

Механизмами, приводящими данную сис­тему в действие и обеспечивающими ее функционирова­ние, являются: выработка стратегии, политики и прин­ципов антикризисного управления и учреждение его участников; наработка законодательной и нормативно-методической базы; технология контроля, включающая мониторинг; изучение изменений факторов внешней среды, оказывающих воздействие на предприятия; при­нятие мер, направленных на преодоление неплатежей.

Стратегия антикризисного управления - генеральное направление стабилизации экономического развития предприятия с целью реализации стратегии преобразования.

Политика антикризисного управления — это направ­ление деятельности правительства, совокупность прин­ципов, методов, форм организационного поведения, на­правленных на стабилизацию экономической ситуации на предприятии, поверженном в кризис, на формирование механизма ре­гулирования.

С 2000 г. реализуется новая концепция государственной политики в области банкротства и финансового оздоров­ления предприятий, суть которой состоит в усилении влияния государства на экономические процессы, про­текающие в стране, в результате более эффективного применения цивилизованных мер гражданско-правового характера в отношении должников. Механизмы антикризисного регулирования рассматриваются в качестве ос­новного инструмента реализации государственной про­мышленной политики. Это нашло отражение в повыше­нии решающей роли инициативы государства при про­ведении реструктуризации предприятий и в предостав­лении полной самостоятельности государственным орга­нам в выборе и реализации мер по финансовому оздо­ровлению несостоятельных должников.

Основная задача института несостоятельности (бан­кротства) заключается в том, что коль скоро потери креди­торов оказались неизбежными, эти потери должны быть распределены между ними наиболее справедливым обра­зом. В соответствии с этой позицией принципами антикри­зисною управления являются:

•     создание правовой основы цивилизованных пред­принимательских отношений в условиях несостоятель­ности предприятий;

•     ограничение до разумных пределов государствен­ного и административного влияния на деятельность не­платежеспособных предприятий, демократический под­ход к решению судьбы предприятия-должника;

•     предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса;

•     сохранение перспективных предприятий, имеющих вре­менные финансовые трудности, и оказание им помощи;

•     введение системы безопасных мер для всех участни­ков предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве предприятий;

•     защита предприятия от влияний споров и тяжб, при­водящих к ускорению его развала;

•     защита интересов всех участников банкротства, при­чем отдается приоритет интересам кредиторов;

•     справедливое распределение конкурсной массы, ко­торая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подле­жащее распродаже.

Все эти принципы реализуются в законодательной базе антикризисного управления. К настоящему времени сформирована правовая основа антикризисного управления.

Участниками антикризисного управления являют­ся различные службы и организации.

1. Федеральная служба России по финансовому оздоровле­нию и банкротству (ФСФО России), которую на региональных уровнях представляют следующие организации:

•     13 межрегиональных территориальных служб по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению -Централь­ная, Сибирская, Восточно-Сибирская, Западно-Сибирская, Урало-Сибирская, Уральская, Поволжская, Волго-Вятская, Дальневосточная,    Северная,    Северо-Западная,    Северо-Кавказская, Южная

•     два территориальных органа Свердловской и Мос­ковской областей.

ФСФО России выполняет исполнительные, контроль­ные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, связанные с антикризисным регулированием. Служба разрабатывает и реализует мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий, проводит государственную политику по предупреждению банкротств, обеспечивает условия реализации процедур банкротства, обеспе­чивает защиту интересов государства при решении вопро­сов о несостоятельности предприятий и др.

2.              Федеральная (центральная и территориальные) меж­ведомственная балансовая комиссия по финансовому оздо­ровлению. Деятельность комиссий направлена на финансовое оздоровление предприятий без судебных процедур. В их функции входит также анализ краткосрочных графиков погашения задолженностей.

3.  Коллегии уполномоченных государственных представи­телей-кредиторов, основной функцией которых является предварительное (досудебное) изучение истории банкрот­ства  предприятия.

Некоммерческое партнерство «Российская гильдия про­фессиональных антикризисных управляющее» (ЯП РТПАУ) - орган, коорди­нирующий деятельность предприятий в ближайшей пер­спективе посредством разработки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению. Она самостоя­тельно выполняет те функции, которые Федеральная служба не в состоянии выполнить эффективно.

5.              Арбитражные суды.

6.              Совет по антикризисным программам при Прави­тельстве РФ — это своего рода экспертный орган, выяв­ляющий предприятия, нуждающиеся в судебной или внесудебной санации, и задающий процессу их оздоровления системный и плановый характер.

7.              Властные структуры и профильные ведомства, в том числе департаменты управления инвестициями, фонды по поддержке малого бизнеса и др.

Круг участников антикризисного регулирования непре­рывно расширяется в результате проведения мероприятий, предоставляющих возможность для участия всем желаю­щим. С их помощью обеспечивается мощный обществен­ный резонанс, который укрепляет статус российских предпринимателей и способствует выработке цивилизованных форм отношения к неудачникам из этой когорты.

Между всеми перечисленными участниками антикри­зисного управления формируются взаимоотношения по поводу повышения компетентности и прав в решении проблем финансового оздоровления предприятий. Они основаны на единстве и целостности государственной политики, проводимой в данной области. Механизм взаимодействия государственных структур, ответствен­ных за осуществление процедур банкротства предпри­ятий, с органами исполнительной власти играет главную роль в антикризисном управлении.

Информация о работе Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций