Риски в антикризисном управлении на предприятии ООО «Автотехникс»»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование управления рисками как инструмента преодоления кризиса в организации.
Задачи, поставленные в ходе выполнения этой работы:
изучить теоретические основы риск-менеджмента с позиции антикризисного управления;
провести диагностику вероятности банкротства исследуемого предприятия;
выявить концептуальные и стратегические направления снижения риска;
описать современные требования к управлению рисками;
раскрыть методику контроля и отчетности процесса управления рисками.

Оглавление

Введение
. Теоретико-методические основы управления рисками на предприятии
.1 Понятие рисков их природа и причины возникновения
.2 Классификация рисков хозяйственной деятельности предприятия
.3 Методы и механизмы управления рисками на предприятиях
. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автотехникс» за 2009-2010 годы
.1 Краткая характеристика предприятия
.2 Исчисление и анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автотехникс»
.3 Анализ системы риск-менеджмента на предприятии
. Разработка положений по формированию эффективной системы управления рисками на ООО «Автотехникс»
.1 Концептуальные и стратегические направления снижения риска
.2 Современные требования к управлению рисками
.3 Контроль и отчетность процесса управления рисками
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 81.20 Кб (Скачать)

 

Таблица 2. - Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия, тыс. рублей.

Показатели 20092010Отклонение 2010 от 2009,тыс.рубТемп роста за период 2009-2010гг, %12345Выручка18152300485126,72Себестоимость14021113-28979,39-уровень к выручке0.770.48-0,2962,34Валовая прибыль4131187774287,41Коммерческие расходы5138260-уровень к выручке0.0030.0060.003200Прибыль (убыток) от продаж408889481217,89-уровень к выручке0,220,390,17177,2712345Прочие доходы0000Прочие расходы0000Прибыль (убыток) до н/обл408889481217,89ЕНВД338047242,42Чистая прибыль375809434215,73

Анализируя доходы и расходы по обычным видам деятельности за 2009-2010 г.г. можно сделать вывод, что в 2010 г. выручка увеличилась на 485 тыс.руб. по сравнению с 2009 годом или на 26,72% Анализируя себестоимость реализованных товаров, наглядно видно, что себестоимость снизилась на 289 тыс. руб. за 2010г. по сравнению с 2009г., а ее уровень от выручки снизился на 37,66 %, что оказывает положительное влияние на уровень прибыли. Темп роста выручки от реализации опережает темп роста себестоимости и указывает на положительно складывающуюся тенденцию к росту валовой прибыли на 774 тыс.руб в 2010 году что привело к увеличению валовой прибыли в 2,87 раза, себестоимость уменьшилась на 289 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом за счет сокращения уровня материальных затрат (на химические средства, запасные части и т.д.) и увеличения доли услуг, оказываемых клиентам с собственными запасными частями.

Коммерческие расходы за 2009-2010г..г. увеличились на 8 тыс. руб., то есть увеличились в 2,6 раза. Прибыль (убыток от продаж) за 2010 г. по сравнению с 2009г. увеличилась на 481 тыс. руб. и ее уровень к выручке составил 39%, что на 17% больше уровня 2009 года. Исследуя, прочие доходы и расходы видим, они в обоих периодах равны нулю.

Прибыль (убыток) до налогообложения за 2009-2010 г.г. соответствует прибыли от продаж. Чистая прибыль за анализируемый период также увеличилась на 434 тыс. руб, а ее темп роста составил 215,73%.

Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, прочие доходы и расходы, величина единого налога на вмененный доход. Рост доходов предприятия привел к значительному росту чистой прибыли. Чистая прибыль значительно увеличилась за счет увеличения объема оказываемых услуг, которое было достигнуто за счет увеличения числа клиентов как физических лиц, так и организаций.

Оборот денежных средств ООО «Автотехникс» составлял в 2010г в среднем 191,7 тыс.рублей в месяц, а в 2009 году-151,3 тыс.рублей

Определим фондоемкость как отношение средней стоимости основных фондов на выручку.

: 0/18150000=0

: 780000/2300000=0,34 (руб)

В 2009 году показатель фондоемкости равен нулю, так как собственных основных средств в организации не было, а в 2010 году на 1 рубль выручки приходится 34 копейки стоимости фондов.

Рассчитаем фондовооруженность труда (среднегодовая стоимость основных

средств / среднегодовую численность ППП)

: 0/12=0

: 780000/18=43333,33 (руб)

В 2010 году на одного работника пришлось 43333,33 рубля стоимости фондов.

Рентабельность основных фондов (прибыль / среднюю стои-

мость основных фондов).

: 0

: 809000/780000=1,04(руб)

В 2010 году на один рубль стоимости фондов пришлось 1,04 рубля прибыли.

Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является показатель его рентабельности (Рок), рассчитываемый как соотношение прибыли от реализации продукции (Прп) или иного финансового результата к величине оборотного капитала (Сок):

 

Рок = Прп / Сок. (1)

 

2009: 375000/314000=1,19(руб)

: 809000/271000=2,99(руб)

Таким образом, 2010 году оборотный капитал был использован эффективнее, чем в 2009 году в 2,5 раза.

Этот показатель характеризует величину прибыли, получаемой на каждый рубль оборотного капитала, и отражает финансовую эффективность работы предприятия, т. к. именно оборотный капитал обеспечивает оборот всех ресурсов на предприятии.

В российской хозяйственной практике оценка эффективности использования оборотного капитала осуществляется через показатели его оборачиваемости. Поскольку критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является фактор времени, используются показатели, отражающие, во-первых, общее время оборота, или длительность одного оборота в днях, и, во-вторых скорость оборота. Продолжительность одного оборота складывается из времени пребывания оборотного капитала в сфере производства и сфере обращения, начиная с момента приобретения производственных запасов и кончая поступлением выручки от реализации продукции, выпущенной предприятием. Иными словами, длительность одного оборота в днях охватывает продолжительность производственного цикла и количество времени, затраченного на продажу готовой продукции, и представляет период, в течение которого оборотные средства проходят все стадии кругооборота на данном предприятии. Длительность одного оборота (оборачиваемость оборотного капитала) в днях (Обок) определяется делением оборотного капитала (Сок) на однодневный оборот, определяемый как отношение объема реализации (РП) к длительности периода в днях (Д) или же, как отношение длительности периода к количеству оборотов (Коб):

 

ОБок = Сок : РП /Д = Сок х Д / РП = Д / Коб. (2)

 

2009: 314000/(1815000/365)=63,15(д)

: 271000/(2300000/365)=43,01(д)

Чем меньше длительность периода обращения или одного оборота оборотного капитала, тем, предприятию требуется меньше оборотных средств. Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективней они используются. Таким образом, время оборота капитала влияет на потребность в совокупном оборотном капитале. Со-кращение этого времени - важнейшее направление финансового управ-ления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.

Таким образом, в 2010 году оборотные средства использовались эффективнее, так как длительность одного оборота сократилась на 20,14 дня или на 68,1%.

Скорость оборота оборотных средств за определенный период времени - год, квартал характеризует прямой коэффициент оборачиваемости (Коб). Этот показатель отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятия, например, за год. Он рассчитывается как частное от деления объема реализованной (товарной) продукции (РП) на оборотный капитал (Сок), который берется как средняя сумма оборотных средств:

 

Коб = РП / Сок. (3)

 

: 1815000/314000=5,8(раз)

: 2300000/271000=8,5(раза)

Таким образом, в 2010 году количество оборотов оборотного капитала увеличилось на 2,7 оборота по сравнению с 2009 годом.

Прямой коэффициент оборачиваемости показывает величину реализованной (товарной) продукции, приходящуюся на 1 рубль оборотных средств. Увеличение этого коэффициента означает рост числа оборотов и ведет к тому, что:

растет выпуск продукции или объем реализации на каждый вложенный рубль оборотных средств;

на тот же объем продукции требуется меньшая величина оборотных средств.

Таким образом, коэффициент оборачиваемости характеризует уровень производственного потребления оборотных средств. Рост прямого коэффициента оборачиваемости, т.е. увеличение скорости оборота, совершаемого оборотными средствами, означает, что предприятие рационально и эффективно использует оборотные средства. Снижение числа оборотов свидетельствует об ухудшении финансового состояния предприятия.

Обратный коэффициент оборачиваемости или коэффициент загрузки (закрепления) оборотных средств (Кз) показывает величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый рубль реализованной (товарной) продукции, и рассчитывается следующим образом:

 

Кз = Сок / РП = 1/ Коб (4)

 

: 314000/1815000=0,17(руб)

: 271000/2300000=0,12(руб)

Сравнение коэффициентов оборачиваемости и загрузки в динамике позволяет выявить тенденции в изменении этих показателей и определить насколько рационально и эффективно используются оборотные средства предприятия.

Эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Первая группа показателей - это рентабельность единицы продукции (Рпрод) определяеемая как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

 

Рпрод = П / С (5)

 

2009:375000/1402000=0,27 (или 27%)

: 809000/1113000=0,73 (или 73%)

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность.

Таким образом рентабельность единицы продукции в 2010 году увеличилась на 46% или 2,7 раза) по сравнению с уровнем 2009 года.

Вторая группа показателей рентабельности - это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:

= Прп / В (6)

 

где: - рентабельность продаж (Return on Sales);

Прп - прибыль от реализации;

В - выручка от реализации.

: 375000/1815000=0,21 (21%)

: 809000/2300000=0,35 (35%)

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. В данном случае имеет место быть увеличение спроса на услуги и, соответственно, снижение себестоимости единицы оказываемых Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношение в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятие может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или инвестиций):

= П/Аср (7)

 

где: - рентабельность активов;

П - прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая);

Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

2009: 375000/314000=1,19

: 809000/271000=2,98

Таким образом, на рентабельность активов прежде всего оказывают влияние две группы факторов, связанных с рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов.

Четвертая группа показателей рентабельности - рентабельность

акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.

ROE = ЧП/ ПIII (8)

 

где: ОЕ - рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);

ПIII - средняя величина собственного капитала предприятия за

определенный период.

: 375000/384000=0,98

: 809000/1183000=0,68

Особенность этого показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную на вложенный рубль, и, во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост ROE.

Ликвидность зависит от величины задолженности, а также от объема ликвидных средств, к которым относятся наличные денежные средства, ресурсы на счетах в банках, ценные бумаги и легко реализуемые элементы оборотных средств.

Невозможность предприятия погасить свои долговые обязательства перед кредиторами и бюджетом приводит его к банкротству. Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.

: 314000/30000=10,47

: 271000/160000=1,69

В 2009 году коэффициент текущей ликвидности был гораздо выше минимального, однако в 2010 году он сократился и показывает низкую обеспеченность предприятия собственными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Ко) характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.

: (374000-100000)/314000=0,87

: (1183000-1082000)/271000=0,37

Таким образом, в 2009 и 2010 годах предприятие обеспечено собственными оборотными средствами, необходимыми для его финансовой устойчивости. Основным показателем, характеризующим наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платеже-способность в течение определенного периода, является коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. В том случае, если хотя бы один из коэффициентов, перечисленных выше, имеет значение менее указанных, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам.

В том случае, если коэффициент текущей ликвидности больше или равен 2, а коэффициент обеспеченности собственными средствами больше или равен 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам.

Коэффициент восстановления платежеспособности (К в.п.) определяется по формуле как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его установленному значению. Расчетный коэффициент текущей ликвидности определяется как сумма фактического значения коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода и изменение значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам:

Информация о работе Риски в антикризисном управлении на предприятии ООО «Автотехникс»»