Риски в антикризисном управлении на предприятии ООО «Автотехникс»»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 07:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование управления рисками как инструмента преодоления кризиса в организации.
Задачи, поставленные в ходе выполнения этой работы:
изучить теоретические основы риск-менеджмента с позиции антикризисного управления;
провести диагностику вероятности банкротства исследуемого предприятия;
выявить концептуальные и стратегические направления снижения риска;
описать современные требования к управлению рисками;
раскрыть методику контроля и отчетности процесса управления рисками.

Оглавление

Введение
. Теоретико-методические основы управления рисками на предприятии
.1 Понятие рисков их природа и причины возникновения
.2 Классификация рисков хозяйственной деятельности предприятия
.3 Методы и механизмы управления рисками на предприятиях
. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автотехникс» за 2009-2010 годы
.1 Краткая характеристика предприятия
.2 Исчисление и анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Автотехникс»
.3 Анализ системы риск-менеджмента на предприятии
. Разработка положений по формированию эффективной системы управления рисками на ООО «Автотехникс»
.1 Концептуальные и стратегические направления снижения риска
.2 Современные требования к управлению рисками
.3 Контроль и отчетность процесса управления рисками
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 81.20 Кб (Скачать)

риск снижения экономического потенциала;

риск снижения научного и инновационного потенциала;

риск утраты кадрового потенциала;

риск имущественного ущерба вследствие нарушения договорных обязательств и других причин;

риск утраты престижа организации;

риск потери доходов из-за преступных действий третьих лиц;

риск изменения стоимости факторов производства;

риск потери управляемости;

риск снижения качества продукции и услуг;

риск изменения внешнеэкономических факторов.

Классификация рисков служит основой организации управления рисками. При этом следует отметить, что каждая производственно-хозяйственная система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии должна разрабатываться на основе общей своя система управления риском. В деятельности предприятия наиболее часто повторяются: риск снижения экономического потенциала, риск изменения стоимости факторов производства, риск снижения качества продукции и услуг и другие виды рисков. Классификация рисков выступает методологической базой для профессионального антикризисного управления.

 

.3 Методы и механизмы  управления рисками на предприятиях

 

Управление риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Теория и практика управления риском выработала ряд основополагающих принципов, которыми следует руководствоваться субъекту управления. К ним относятся:

Принцип максимизации, который предусматривает стремление к наиболее полному охвату возможных сфер возникновения рисков, то есть - этот принцип обуславливает сведение степени неопределенности до минимума.

Принцип минимизации означает то, что предприятия стремятся свести к минимуму спектр возможных рисков и степень их влияния на свою деятельность.

Принцип адекватности реакции сводится к тому, что фирма, компания должны адекватно и быстро реагировать на все изменения, которые вызываются реализацией риска и возможностью его возникновения, то есть в тех случаях, когда он становится реальностью.

Принцип принятия - только когда риск обоснован, предприятие может его принять. Для процесса управления риском необходимо прогнозировать проявление тех или иных проблем и соответствующих ситуаций.

Целесообразность принятия какого-либо предпринимательского решения, в природе которого изначально заложена определенная степень риска, может быть выявлена путем его анализа и оценки. Это означает, что для эффективной деятельности необходимо не только знать о возможном экономическом риске и сделать его качественный анализ, но и необходимо оценить его, определить его степень.

Многие финансовые операции связаны с существенным риском. Они требуют оценить степень риска и определить его величину. Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной величины максимального и минимального дохода (убытка) от данного вложения капитала. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска. Принимать на себя риск предпринимателя вынуждает неопределенность хозяйственной ситуации, которая во многом определяется фактором случайности.

Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методологии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной

стратегии организации;

в управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;

при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;

управление рисками должно носить системный характер;

управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.

Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов. Данные методы систематизируются в поэтапный процесс реализации риск-менеджмента на предприятии.

Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:

1. Постановка целей управления  рисками;

2. Анализ риска;

3. Качественный анализ;

4. Количественный анализ;

5. Выбор методов воздействия  на риск;

6. Анализ эффективности  принятых решений и корректура  целей

управления рисками, и к началу.

Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.

На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.

На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежания риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.

На каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками. Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками является этап анализа риска.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

- определение потенциальных  зон риска;

- выявление рисков, сопутствующих  деятельности предприятия;

- прогнозирование практических  выгод и возможных негативных  последствий проявления выявленных  рисков.

Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:

1. Методы, базирующиеся на  анализе имеющейся информации;

2. Методы сбора новой  информации;

3. Методы моделирования  деятельности организации;

4. Эвристические методы  качественного анализа;

Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь, служат исходной информацией для проведения количественного анализа. На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.

Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:

- для каждого типа анализируемого  риска существуют свои методы  анализа и конкретные особенности  их реализации. Например, при анализе  технико-производственных рисков, связанных  с отказом оборудования наибольшее  распространение получили методы  построения деревьев;

- для анализа рисков  существенную роль играет объем  и качество исходных данных. В  противном случае вероятнее всего  применение экспертных методов  или методов нечеткой логики;

- при анализе рисков  принципиально важно учитывать  динамику показателей, влияющих  на уровень риска.

В случае анализа рисков на рынках в состоянии шока ряд методов попросту неприменим;

- при выборе методов  анализа следует принимать во  внимание не только глубину  расчетных данных, но и горизонт  прогнозирования показателей,

влияющих на уровень риска;

- большое значение имеет  срочность и технические возможности  проведения анализа;

- эффективность применения  методов анализа риска повышается  при

формализации риска с целью математического моделирования его воздействия на результаты деятельности предприятия. В настоящее время не только экономические системы, но и промышленные комплексы достигли такой сложности, что зачастую расчет их устойчивости невозможен без элементов теории вероятностей;

- следует учитывать требования  государственных контролирующих  органов

к формированию отчетности о рисках. В том случае, если на нормативном уровне требуется использование методов имитационного моделирования, их применение обязательно.

Для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.

 

2. Анализ финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Автотехникс»  за 2009-2010 годы

 

.1 Краткая характеристика  предприятия

 

Общество с ограниченной ответственностью «Автотехникс» было создано в 2007 году. Основными видами деятельности в обществе являются оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомобилей организациям и физическим лицам. Общество имеет в собственности здание общей площадью 310 квадратных метров.

ООО «Автотехникс» имеет три бокса мойки, три бокса по ремонту автомобилей, два бокса по осуществлению компьютерной диагностики инжекторных двигателей, один бокс по шиномонтажу и один бокс по компьютерной диагностике установки углов колес автомобилей. Мойку автомобилей осуществляют операторы моющими аппаратами «Керхер» с применением автошампуня или средства для бесконтактной мойки. Подразделение «Автомойка» оказывает также услуги по полировке кузова и химической чистке салона.

В ООО «Автотехникс» работу с людьми осуществляет директор и главный бухгалтер (выполняет функцию работника кадровой службы). Главный бухгалтер также выполняет работу, связанную с обработкой информации. Работники структурных подразделений работают с оборудованием, инструментами, химическими средствами и т.д. Очень важное значение в работе имеют частота повторения задач и время их выполнения. Оператор автомойки выполняет операцию по мойке автомобиля сверху за 20 минут, а автослесарю требуется большее время, чтобы определить и устранить неисправность, задача его разнообразна и зависит от марки автомобиля и степени поломки. Для анализа экономической информации также требуется длительное время, причем интеллектуальная работа более разнообразна, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.

В ООО «Автотехникс» работают высококвалифицированные работники, качественно исполняющие свою работу при помощи современного оборудования, с применением новейших материалов. В совокупности применение этих факторов характеризует общество как лучшее в г.Ливны по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта.

Мощным внутренним переменным фактором в ООО «Автотехникс» являются люди. Потребность людей выражается в физиологической или психологической нехватке чего-либо. Потребность в пище, питье, тепле относится к физиологическим факторам, потребность в причастии к какому-либо обществу или группе людей - к психологическим. Большое влияние на поведение людей оказывает ожидание. От увеличения выручки от реализации услуг напрямую зависит заработная плата работников. В связи с этим сотрудники подразделений стремятся увеличить выручку, привлекая клиентов качеством выполняемых работ, ожидая при этом повышения заработной платы.

Сильное влияние на ожидание оказывает восприятие, которое понимается как интеллектуальное осознание стимулов. Одно и то же явление разные люди воспринимают по-разному. Необходимо, чтобы работники восприняли, осознали свою выгоду при достижении цели.

На поведение людей влияют также ценности- общие убеждения о том, что хорошо, что плохо. Ценности, которые существуют в культуре данного общества, присущи организациям и их менеджерам. В ООО «Автотехникс» главными ценностями являются:

качественное выполнение работ, с целью создания положительной репутации фирмы;

взаимопомощь и взаимоуважение в коллективе;

бережное отношение к имуществу общества.

Численность ООО «Автотехникс» составляет 18 человек: 8 человек работают в подразделении «Автомойка», 7 человек- в подразделении «СТО», 3 человека -административно-управленческий персонал

Совокупность всех переменных внутренне среды создает рабочую среду, которая приспособлена к потребностям организации. Все внутренние переменные факторы действуют во взаимосвязи, что позволяет достигать целей организации. Поскольку внутренние переменные состоят из социального и технического компонентов, то они требуют одинакового внимания и отдача возможна только в их взаимодействии.

 

.2 Исчисление и анализ  показателей финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Автотехникс»

 

Для анализа показателей хозяйственной деятельности ООО «Автотехникс», рассмотрим форму №2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2009-2010г.г.. В анализе применяется метод сравнения с предшествующим годом. В 2009-2010 годах цены на услуги по ремонту и техническому обслуживанию не повышались. В результате были выявлены следующие показатели, представленные в таблице1.

Информация о работе Риски в антикризисном управлении на предприятии ООО «Автотехникс»»