Реструктуризация РАО «Норильский никель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 06:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является:
- определение системной связи реформирования, реорганизации, реструктуризации;
- определение основных направлений, видов, типов реструктуризации;
- приведение поясняющих и детализирующих классификационных схем аллокационных изменений.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
I.Теория реструктуризации предприятий…………………………………..4
1.1 Основные положения реструктуризации предприятий………………..4
1.2Направления, виды и типы реструктуризации предприятий………….9
1.3Аллокационные инновации ……………………………………………...13
II. Реструктуризация РАО «Норильский никель»…………………………..21
Заключение…………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………….28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯuioguyiog.doc

— 178.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

I.Теория реструктуризации предприятий…………………………………..4

1.1 Основные положения реструктуризации предприятий………………..4

1.2Направления, виды и типы реструктуризации предприятий………….9

1.3Аллокационные инновации ……………………………………………...13

II. Реструктуризация РАО «Норильский никель»…………………………..21

Заключение…………………………………………………………………….27

Список используемой литературы………………………………………….28

 


Введение

Стремительный переход России к рыночным отношениям хозяйствования, формирование товарных и финансовых рынков, конкуренция предъявили новые, жесткие требования к предприятиям. В современных быстроменяющихся условиях ведения бизнеса очевидно, что предприятия для выживания и сохранения долгосрочной конкурентоспособности должны постоянно корректировать свою деятельность с учетом требований окружающей действительности. Все больше руководителей осознают, что преобразования необходимы не только в условиях уже возникшего кризиса, но и тогда, когда текущее положение можно оценить как вполне благополучное. Новые условия ведения бизнеса предполагают постоянную готовность к переменам.

Внешняя среда меняется все быстрее и быстрее и все более непредсказуемо, но любое изменение несет не только угрозы, но и новые возможности для достижения успеха. Особенность нового подхода к управлению организациями в отношении к будущему: в неопределенности будущего источник развития. Предприятие должно обладать способностью к правильной и своевременной трансформации структуры своего бизнеса, проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.

Следовательно, в современных условиях проблема правильного и грамотного проведения реструктуризации, как одного из существенных направлений деятельности любой компании, нацеленной на успешный бизнес, приобретает особую актуальность.

Целью курсовой работы является:

- определение системной связи реформирования,  реорганизации, реструктуризации;

- определение основных направлений, видов, типов реструктуризации;

- приведение поясняющих и детализирующих  классификационных  схем аллокационных изменений.


I. Теория реструктуризации предприятий

1.1 Основные положения реструктуризации предприятий

Многие из современных рос­сийских предприятий нуждаются в проведении каких-то преобразований относительно ведения их производ­ственного процесса для перехода на новые, рыночные начала, повышения эффективности работы, представле­ния определенных интересов и других целей. Однако сначала реформато­рам необходимо определиться в сво­ем видении будущего состояния ор­ганизации и в том, что именно будет подвержено изменениям для дости­жения этого.

Существуют не­сколько понятий, характеризующих проведение изменений в деятельно­сти организации или предприятия. Это «реструктуризация», «реформи­рование» и «реорганизация».

1.       Реорганизация

Большая советская энциклопедия определяет реорганизацию так: «Реорганизация (от ре... и организация), преобразование, перестройка, изменение структуры и функций учреж­дений, организаций и др.». Большой энциклопедический словарь лишь за­меняет слово «перестройка» на «пе­реустройство». Таким образом, эн­циклопедическая литература дает предельно общие определения.

С экономической точки зрения к реорганизации относятся меропри­ятия по распределению и перераспре­делению прав собственности и дру­гих отношений зависимости (создание материнских и дочерних предпри­ятий, зависимых компаний, вступле­ние в различные группы, союзы, объ­единения). Инициаторами реорганиза­ции предприятия будут выступать или сама фирма, или посторонняя компания-«захватчик». Участие «захватчи­ка» целесообразно в том случае, если появляются какие-то преимущества для предприятия. Характерной чер­той таких сделок является нахожде­ние объекта в кризисном состоянии и выходе из него при правильном про­ведении враждебного захвата. Со­ответственно, реорганизация в этой форме служит способом преодоления кризиса на предприятии. Недостат­ком служит тот факт, что само пред­приятие является противником погло­щения (т.к. используется только ин­тересующий аспект, например, более весомая доля на рынке, остальные факторы деятельности подавляются), к тому же оно должно иметь опреде­ленный потенциал развития. Предприятиям-«захватчикам» рекомендуется более тщательно следить за развити­ем окружающей экономической сре­ды.

Таким образом, реорганизация  - комплекс мероприятий по перераспре­делению прав собственности и других отношений зависимости.

 

2.       Реструктуризация.

Как предпола­гается, реструктуризация - это изменение структуры.

На предприятии выделяются различ­ные структуры (системы): управлен­ческая, организационная, производ­ственная. Само понятие «структура» подразумевает конкретный состав, соотношение элементов системы. Поэтому реструктуризацию предприятия можно понимать в двух аспектах: как изменение системы предприятия в це­лом или ее элементов в отдельности.

В современной России руково­дители предприятий, говорящие о реструктуризации, часто подразу­мевают под этим организационные изменения, такие, как создание от­дела маркетинга или дочерних пред­приятий. Однако создание отдела маркетинга относится только к из­менению организационной структу­ры предприятия, а дочерних предпри­ятий - вообще в реорганизации. Традиционно «реструктуризация» и в России, и на Западе понимается как «усовершенствование деятельности предприятия». Стремление к совершенству и является ос­новной целью реструктуризации, ина­че нерациональными будут любые из­менения. Однако эти совершенство и нерациональность также по-разному трактуются современными предпринимателями: одни за совершенство примут моментальное и краткосроч­ное улучшение показателей прибыль­ности, другие нерациональным будут считать любое привлечение дополни­тельных средств со стороны из-за не­обходимости будущего возврата этих средств, увеличенных на цену поль­зования ими, из дохода организации (и, как следствие, будут ждать не­возможного — появления свободных средств внутри предприятия).

«Под реструктуризацией пред­приятия понимается процесс, свя­занный с изменением стратегической концепции и принципиально важных стратегических факторов деятельно­сти». В этом случае подразумевает­ся исключительно реструктуризация стратегии деятельности организации в пределах изменения ее управленче­ской структуры. Такой подход прием­лем в случае наличия на предприятии неэффективной системы управления при отменном функционировании всех остальных систем. В остальных же случаях невозможно добиться совер­шенства, изменяя только один эле­мент структуры.

К реструктуризации производства предприятия относится следующее выражение: «Традиционно реструкту­ризация в России проводится путем закрытия, перепрофилирования, про­дажи убыточных подразделений, со­кращения расходов. Цель такой ре­структуризации — повысить рента­бельность бизнеса». Скорее целью здесь является не повышение рента­бельности бизнеса, а повышение рен­табельности производства, показате­лей производительности труда, капи­тало- и фондоотдачи, т.к. здесь вовсе не учитывается оптимизация коммер­ческих и управленческих расходов. В этом смысле следующее определе­ние более корректно: реструктури­зация - это совокупность действий, вследствие которых происходят глу­бокие изменения структуры и техно­логии производства, управления хо­зяйственными процессами и сбытом продукции, а в конечном итоге улуч­шаются финансово-экономические показатели. Но не всегда ре­структуризация предприятия (особен­но, неграмотная) не обязательно име­ет следствием улучшение финансово-экономических показателей.

Все вышеуказанные определения характеризуются односторонней про­работанностью и целенаправленнос­тью. Но стоит учитывать, что подоб­ные экономические категории (как, например, полезность, эффективное стимулирование труда) имеют свой­ство менять содержание сообразно условиям, в кото­рых они функционируют. Так, современное российское содержание реструктуризации пред­приятия является переходом основ его функционирования на рыночные начала. Это уже будет подразумевать усовершенствование всех структур предприятия адекватно окружающим условиям. В связи с этим также выде­ляются несколько мнений.

«Современное положение многих отечественных предприятий связано с необходимостью их скорейшей и мак­симально эффективной реструктури­зации, т.е. проведения комплекса ра­бот, не связанных с изменением его организационно-структурного статуса (или, во всяком случае, не сводящегося к такому изменению), включающего:

• выявление так называемых «то­чек роста», т.е. наиболее эффек­тивных и быстро окупаемых на­правлений развития бизнеса;

• повышение управленческого по­тенциала;

• рационализацию бизнес-процес­сов, т.е. деятельность по выпуску продукции от момента получения заказа (заключения договора на реализацию) до передачи готовой продукции потребителю (получе­ние денег на счет);

• грамотное управление капита­лом».

В итоге реструктуризация пред­приятия — процесс изменения в раз­личных структурах предприятия, вза­имосвязи и отношений между эти­ми структурами, направленных на адекватное реагирование внешней (и внутренней) среды функциониро­вания, приводящих к большему до­полнительному положительному эф­фекту системы, чем от подобной ре­структуризации вне системы данного предприятия (или явля­ющихся наиболее эффективными в данных условиях).

3.       Реформирование

Реформа - пре­образование, изменение, переустрой­ство какой-либо стороны обществен­ной жизни (порядков, институтов, уч­реждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной точки зрения под ре­формой подразумевается нововведение любого содержания». В современ­ном мире реформе могут быть подвер­жены не только общественная жизнь, но и любой обособленный институт.

Согласно Методическим рекомен­дациям по реформе предприятия (ор­ганизации) «целью реформы предпри­ятия является обеспечение успешной работы предприятия в условиях рыноч­ной экономики. Эта цель может быть достигнута путем реструктуризации предприятия, заключающейся в осу­ществлении комплекса мероприятий по приведению условий функциони­рования предприятия в соответствие с выработанной стратегией его раз­вития: улучшение управления, повы­шение эффективности производства, выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производ­ства, улучшение финансово-экономи­ческих результатов деятельности.

Задачами реформы предприятия являются:

• защита прав участников (учреди­телей);

• четкое  разграничение  ответ­ственности участников (учре­дителей) и руководителей пред­приятий, развитие механизмов корпоративного управления, обе­спечение свободного перераспре­деления прав участия в капитале акционерного общества и перехо­да таких прав к лицам, заинтере­сованным в долгосрочном разви­тии предприятия (эффективным собственникам);

• обеспечение инвестиционной при­влекательности предприятия;

• создание системы хозяйственно-договорной деятельности пред­приятия, обеспечивающей соблю­дение контрактных обязательств;

• достижение прозрачности финан­сово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, креди­торов;

• создание эффективного механиз­ма управления предприятием;

• использование предприятием ры­ночных механизмов привлечения финансовых средств;

• повышение квалификации работ­ников предприятия как один из факторов повышения устойчиво­сти развития предприятия». Однако многие из этих задач мо­гут решаться при помощи использо­вания механизма реструктуризации (достижение прозрачности деятель­ности) и реформирования (разграни­чение ответственности внутри пред­приятия).

По сути, реформирование предприятия есть процесс постепенной смены формы предприятия с образованием качественно нового (до того здесь не существующего) элемента системы предприятия, влекущего достижение качественно нового уровня эффективности. Таким элементом может стать финансовая служба предприятия (сначала нанимается финансовый менеджер, затем — их группа, которая позднее обособляется в отдел), постепенная автоматизация процессов и т.д.

 

Соотношение вышеназванных понятий может быть проиллюстрировано согласно рис. 1.

 

 

Рис.1. Соотношение понятий -реформирование», «реструктуризация» и «реорганизация»

При этом связи понятий друг с другом можно сравнить с волнами различной длины. Ре­формирование — как самая длинная с широкой амплитудой волна, внутри которой могут быть волны меньшей длины и силы (реструктуризация), ко­торые, в свою очередь, состоят из бо­лее коротких и слабых волн (реорга­низация). Наложение волн друг на друга приводит к сочетанию эффек­та разных волн и, соответственно, к неоднозначности трактовок. К то­му же отдельные короткие волны спо­собны дать сильный толчок развитию, а некоторые длинные волны слишком медленные.

Таким образом, эти понятия факти­чески равнозначны. Можно гово­рить о реформировании предприятия с его реструктуризацией, так же как о реформировании с реорганизацией и реструктуризации с реорганизаци­ей предприятия. Как уже отмечалось, реорганизация представля­ет собой

изменение организационных отношений (организационно-правовых, организационно-собственниче­ских, корпоративных). Она выражает­ся, прежде всего, в изменении право­вых форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразова­ние), прав собственности (оптимиза­ция собственников), прав участия (не­обходимость включения в состав ФПГ и других объединений). Реструктури­зация характеризуется изменениями в различных структурах предприятия (производственная, управленческая, структура организации предприятия как хозяйствующего субъекта). Она характерна и эффективна только в случае наличия неоптимальных и нерациональных структур предприятия и приведения их к институтам с общест­венно-нормальной доходностью. То есть при ней всего лишь изменяется соотношение и связь элементов сис­темы без изменения состава. При ре­формировании же в систему предпри­ятия привносятся кардинально новыеизме­нения, поэтому эффективность этой системы значительно повышается.

Информация о работе Реструктуризация РАО «Норильский никель»