Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа
Задачи исследования:
Проанализировать роль и правовое значение процедуры финансового оздоровления. Основания появления.
Изучить правовой статус лиц участвующих в процедуре финансового оздоровления: комплекс прав и обязанностей, ответственность.
Рассмотреть процедуру назначения, полномочия и ответственность административного управляющего.
Определить особенности завершения процедуры финансового оздоровления.
Введение 3
1. Роль и правовое значение процедуры финансового оздоровления. Основания появления 5
1.1. Общие положения и основные понятия. 5
1.2. Правовые аспекты. 7
2. Правовой статус лиц участвующих в процедуре финансового оздоровления: комплекс прав и обязанностей, ответственность 10
2.1. Права и обязанности лиц, участвующих в процедуре финансового оздоровления, ответственность. 10
3. Административный управляющий: процедура назначения, полномочия, ответственность 19
3.1. Административный управляющий. Общие положения 19
3.2. Правовое положение административного управляющего 20
3.3. Завершение процедуры финансового оздоровления 27
4. Судебная практика по делам о финансовом оздоровлении предприятия 32
Заключение. 33
Приложение 36
Библиографический список 37
Поскольку финансовое оздоровление
основывается на исполнении двух документов
- плана финансового оздоровления
и графика погашения
Устанавливая ограничения
деятельности должника в период финансового
оздоровления, законодатель определил
перечень сделок, которые должник
не вправе совершать без согласия
административного
Правовое положение
Соглашение об обеспечении обязательств должника заключается между лицом (лицами), предоставившим обеспечение, и административным (или временным) управляющим в интересах кредиторов.
Из буквального смысла нормы п. 3 ст. 79 Закона о несостоятельности, регулирующей заключение указанного соглашения, следует, что административный управляющий действует как представитель кредиторов, при этом его полномочие возникает в силу закона. Между тем в литературе справедливо отмечается, что Закон о несостоятельности не отвечает на вопрос о том, можно ли управляющего назвать законным представителем кредиторов со всеми вытекающими последствиями в виде применения положений о представительстве. На наш взгляд, административный управляющий не может рассматриваться как представитель кредиторов по следующим основаниям.
Во-первых, в соответствии
с п. 2 ст. 182 ГК РФ не являются представителями
лица, действующие хотя и в чужих
интересах, но от собственного имени, в
числе которых обозначены и конкурсные
управляющие при банкротстве. Представляется,
что данное ограничение распространяется
не только на конкурсного управляющего,
но и на временного, административного,
внешнего управляющего, поскольку в
силу предпринимательского статуса
арбитражного управляющего последний
может выступать только от собственного
имени. Во-вторых, в силу п. 6 ст. 24 Закона
о несостоятельности
На отсутствие у конкурсного управления(прообраз арбитражного управляющего в дореволюционной России) представительских функций указывал и Г.Ф. Шершеневич, отмечая, что "конкурсное управление обязано исполнить свою задачу возможно полного удовлетворения кредиторов, стараясь по возможности охранять интересы должника. Но подобное явление совершенно не согласуется с понятием представительства на той или другой стороне. Очевидно, конкурсный попечитель не может быть представителем ни должника, ни кредиторов".
Таким образом, подписывая соглашение об обеспечении обязательств и действуя в интересах кредиторов, административный (а также временный) управляющий не является представителем последних.
Правовая природа
Таким образом, административный
управляющий, действуя от собственного
имени в интересах кредиторов,
заключает соглашение об обеспечении
обязательств должника, которое, в свою
очередь, является специфичным договором,
регулируемым как специальными нормами
Закона о несостоятельности, так
и нормами Гражданского кодекса
РФ в части, не урегулированной Законом
о несостоятельности.
Подтверждением сказанному является специфичность
выдачи банковской гарантии в качестве
обеспечения исполнения должником графика
погашения задолженности. С одной стороны,
банковская гарантия определена нормами
Гражданского кодекса РФ как односторонняя
обязанность гаранта уплатить бенефициару
денежную сумму в соответствии с условиями
обязательства. С другой стороны, п. 5 ст.
79 Закона о несостоятельности в отношении
банковской гарантии предусматривается
подписание указанного выше соглашения
между гарантом и административным (или
временным) управляющим, являющимся бенефициаром
по гарантии. Это лишний раз подтверждает
вывод о специфике соглашения об обеспечении
обязательств должника в соответствии
с графиком погашения задолженности, поскольку
в рамках ГК РФ никакого договора между
гарантом и бенефициаром заключено быть
не может. При финансовом оздоровлении
должника банковская гарантия в ее классическом
виде должна содержаться в тексте соглашения
об обеспечении обязательств должника
и быть основным разделом указанного соглашения.
Согласно п. 2 ст. 374 и п. 1 ст. 376 ГК РФ срок,
на который выдана банковская гарантия,
является существенным условием гарантийного
обязательства, в связи с чем при его отсутствии
гарантийное обязательство в силу ст.
432 Кодекса следует считать невозникшим.
Этот вывод следует из п. 2информационного
письма ВАС РФ от 15 января 1998 г. N 27 "Обзор
практики разрешения споров, связанных
с применением норм Гражданского кодекса
Российской Федерации о банковской гарантии".
Поэтому административный управляющий
должен правильно определить срок действия
банковской гарантии с учетом сроков выполнения
графика погашения задолженности, а также
возможных изменений, вносимых в указанный
график. Кроме того, арбитражный управляющий
обязан согласовать перечень документов,
против которых подлежит удовлетворению
требование бенефициара об уплате денежной
суммы. Такими документами могут являться
заключение административного управляющего
о ходе выполнения плана финансового оздоровления
и графика погашения задолженности, а
также решение собрания кредиторов об
отказе в утверждении внесенных в график
погашения задолженности изменений, если
учредители (участники) должника, собственник
имущества должника - унитарного предприятия,
третьи лица, предоставившие обеспечение,
обратились с соответствующим ходатайством
о внесении изменений в график погашения
задолженности.
Исходя из правовой природы
соглашения об обеспечении обязательств
должника в соответствии с графиком
погашения задолженности
В соответствии с п. 3 ст.83
Закона о несостоятельности
На наш взгляд, можно
предложить следующий алгоритм действий
административного
Обращает на себя внимание
норма п. 1 ст. 85 Закона о несостоятельности,
согласно которой в случае принятия
решения о внесении изменений
в график погашения задолженности
собрание кредиторов, а не административный
управляющий обращается в арбитражный
суд с ходатайством об утверждении внесенных
изменений. Думается, в Законе допущена
неточность, поскольку собрание кредиторов
не является лицом, участвующим в деле
о банкротстве, и, соответственно, не может
обратиться в суд с ходатайством. Таким
правом должен быть наделен административный
управляющий.
Полномочия административного управляющего
прекращаются на основании определения
арбитражного суда, как правило, при окончании
(прекращении) финансового оздоровления
и введении процедур внешнего управления
или конкурсного производства. В случае
прекращения производства по делу в связи
с погашением требований кредиторов полномочия
административного управляющего также
прекращаются. Пунктом 7 ст. 83 Закона о
несостоятельности предусмотрена норма,
согласно которой в случае, если арбитражным
судом введено внешнее управление либо
открыто конкурсное производство и внешним
управляющим или конкурсным управляющим
утверждено другое лицо, административный
управляющий продолжает исполнять свои
обязанности до утверждения внешнего
или конкурсного управляющего.Представляется,
что редакция указанного пункта некорректна,
поскольку предусматривает двоякое толкование.
Скорее всего, имелось в виду, что административный
управляющий продолжает исполнять обязанности,
если введено внешнее управление или конкурсное
производство, однако внешний или конкурсный
управляющий по каким-либо причинам не
утвержден судом. Такой вывод следует
из анализа аналогичных статей, регулирующих
порядок исполнения обязанностей временным
управляющим (п. 3 ст. 75), внешним управляющим
(п. 3 ст. 123) при введении арбитражным судом
иных процедур банкротства.
Законом «О несостоятельности
(банкротстве)» предусмотрены
1) досрочное окончание;
2) досрочное прекращение;
3) окончание.
Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.
К отчету должника прилагаются:
- баланс должника на последнюю отчетную дату;
- отчет о прибылях и об убытках должника;
- документы, подтверждающие
Административный управляющий
рассматривает отчет должника о
результатах финансового
К заключению административного управляющего должны прилагаться копии отчета должника о результатах финансового оздоровления и перечень погашенных или непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
В случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или указанный отчет не представлен административным управляющим в срок (за месяц до истечения срока финансового оздоровления), административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений:
- об обращении с ходатайством
в арбитражный суд о введении в
- об обращении с ходатайством в арбитражный
суд о признании должника банкротом и
об открытии конкурсного производства.
После получения заключения административного
управляющего или ходатайства собрания
кредиторов арбитражный суд назначает
дату заседания по рассмотрению результатов
финансового оздоровления и жалоб
кредиторов на действия должника и
административного
О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.