Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица в процедуре финансового оздоровления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Проанализировать роль и правовое значение процедуры финансового оздоровления. Основания появления.
Изучить правовой статус лиц участвующих в процедуре финансового оздоровления: комплекс прав и обязанностей, ответственность.
Рассмотреть процедуру назначения, полномочия и ответственность административного управляющего.
Определить особенности завершения процедуры финансового оздоровления.

Оглавление

Введение 3
1. Роль и правовое значение процедуры финансового оздоровления. Основания появления 5
1.1. Общие положения и основные понятия. 5
1.2. Правовые аспекты. 7
2. Правовой статус лиц участвующих в процедуре финансового оздоровления: комплекс прав и обязанностей, ответственность 10
2.1. Права и обязанности лиц, участвующих в процедуре финансового оздоровления, ответственность. 10
3. Административный управляющий: процедура назначения, полномочия, ответственность 19
3.1. Административный управляющий. Общие положения 19
3.2. Правовое положение административного управляющего 20
3.3. Завершение процедуры финансового оздоровления 27
4. Судебная практика по делам о финансовом оздоровлении предприятия 32
Заключение. 33
Приложение 36
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

Однако законодателем  было установлено исключение из общего правила для кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии с  графиком погашения задолженности. В отношении названных кредиторов на сумму их требований, подлежащих удовлетворению в соответствии с  графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере  ставки рефинансирования, установленной  Центральным банком РФ на дату введения финансового оздоровления, исходя из непогашенной суммы требований в соответствии с графиком погашения задолженности. Указанные проценты подлежат начислению на сумму требований кредитора с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора, а в случае, если такое погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - до даты принятия такого решения.

Согласно п. 2 ст. 81 Закона о банкротстве начисленные проценты подлежат уплате одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения  задолженности. В случае, если такое  погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, начисленные проценты подлежат уплате одновременно с удовлетворением  требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной  ст. 134 Закона о банкротстве.

Начисляемые проценты в соответствии с вышеуказанными правилами являются платой за пользование денежными  средствами.

Помимо указанных материально-правовых последствий, с введением процедуры  финансового оздоровления у конкурсных кредиторов возникает возможность  осуществления контроля над управлением  должника. Эта возможность реализуется  ими посредством права давать согласие должнику на совершение сделок и принятия решений, предусмотренных  п. 3 ст. 82 Закона о банкротстве. Данное право конкурсные кредиторы осуществляют в рамках собрания кредиторов.

Так, должник обязан согласовывать  с кредиторами решение о своей  реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), а также сделки или несколько  взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:3

- связаны с приобретением,  отчуждением или возможностью  отчуждения прямо либо косвенно  имущества должника, балансовая  стоимость которого составляет  более 5% балансовой стоимости  активов должника на последнюю  отчетную дату, предшествующую дате  заключения сделки;

- влекут за собой выдачу  займов (кредитов), выдачу поручительств  и гарантий, а также учреждение  доверительного управления имуществом  должника.

В случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после  введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой  возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно  с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

В Законе о банкротстве  также содержатся специальные правила, направленные на защиту прав и законных интересов залоговых кредиторов. Так, должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное  пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им или  обременять предмет залога правами  и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества, если иное не предусмотрено федеральным  законом или договором залога и не вытекает из существа залога (п. 4 ст. 18.1 Закона о банкротстве). Имущество, являющееся предметом залога, продается  только на торгах. Продажа данного  имущества допускается только с  согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

Сделки, совершенные должником  с нарушением указанных выше прав конкурсных кредиторов, а также с  нарушением других ограничений, предусмотренных  ст. 82 Закона о банкротстве, являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.

При введении процедуры финансового  оздоровления происходит реструктуризация задолженности должника перед кредиторами, т.е. устанавливаются новые сроки  погашения долгов. В связи с  этим главным документом, в соответствии с которым в период финансового  оздоровления осуществляется деятельность должника, является график погашения  задолженности.

График погашения задолженности  представляет собой аналог мирового соглашения. Он, как и мировое  соглашение, устанавливает определенный порядок исполнения должником обязательств перед кредиторами, что определяет их материально-правовое сходство.

Отличие указанных соглашений сводится к тому, что график погашения  задолженности не влечет такого процессуального  последствия, как прекращение дела о банкротстве.

Специфика дел о банкротстве  заключается в том, что здесь  открываются значительные возможности  применения договорных конструкций  как средств разрешения столкновения прав кредиторов, которые облекаются в определенную процессуальную форму. Как представляется, широкое использование  данных институтов может значительно  улучшить эффективность правового  регулирования несостоятельности.

Как правило, график погашения  задолженности подготавливается учредителями (участниками) должника, собственником  имущества должника - унитарного предприятия. Закон предусматривает определенные обязательные требования к данному  документу. В частности, график погашения  задолженности должен предусматривать  погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового  оздоровления, а также погашение  требований первой и второй очередей не позднее чем через шесть  месяцев с даты введения финансового  оздоровления. График погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законом о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.

Последнее правило значительно  понижает возможность подготовки приемлемого  графика для кредиторов и должника. Это может служить, в свою очередь, серьезным препятствием для кредитования должника его кредиторами путем  рассрочки или отсрочки платежа. Поэтому график погашения задолженности  по обязательным платежам, взимаемым  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах, должен допускать  применение принципа равенства и  свободы воли сторон, поскольку, несмотря на то, что указанные требования возникают из публично-правовых отношений, их взыскание в рамках конкурсного  процесса должно производиться в  рамках частноправового режима ввиду  гражданско-правовой природы конкурсных отношений.

Графиком погашения задолженности  должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в  очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Данное правило касается не только требований, вытекающих из гражданско-правовых отношений, но и требований, вытекающих из налоговых правоотношений. При  этом следует отметить, что согласно п. 8 ст. 231 Закона о банкротстве до внесения соответствующих изменений  в законодательство о налогах  и сборах и (или) бюджетное законодательство правило пропорционального удовлетворения требований, предусмотренных п. 4 ст. 84 Закона о банкротстве, распространяется только на требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченных органов  по денежным обязательствам.

Перечисленные выше требования к содержанию графика погашения  задолженности являются общими. Однако законодатель устанавливает для  случаев введения финансового оздоровления без учета мнения кредиторов или  вопреки их воле специальные требования к его содержанию. Они имеют  важное значение для защиты прав и  законных интересов конкурсных кредиторов. Данные требования предусматриваются ст. 75 Закона о банкротстве. Согласно ей график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов. Такие требования предъявляются к графику как в случае введения финансового оздоровления без учета мнения кредиторов, так и вопреки воле кредиторов.4

Исполнение должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может  быть обеспеченно залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной  или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими  Закону о банкротстве. В случае, если финансовое оздоровление вводится вопреки  воле кредиторов, то в качестве обеспечения  может быть предоставлена только банковская гарантия. При таком способе  обеспечения исполнения обязательств должника бенефициаром признается временный  или административный управляющий.

Исполнение обязательств должника не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. В качестве предмета обеспечения  обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности  не могут выступать имущество  и имущественные права, принадлежащие  должнику на праве собственности  или праве хозяйственного ведения.

Обязательства должника вправе обеспечивать учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, а также  третье лицо или третьи лица, с согласия должника. Данное обеспечение предоставляется  на основе соглашения, которое должно быть заключено в письменной форме  до дня принятия решения о введении финансового оздоровления, и подписывается  лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов. Соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, а также сделки во исполнение указанного соглашения, заключенные ранее введения арбитражным судом в отношении должника финансового оздоровления, вступают в силу одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления.

Особенностью обеспечительных  мер, применяемых в ходе финансового  оздоровления, является то, что они  обладают автономией от основного обязательства. Это, в частности, выражается в том, что внесение изменений в график погашения задолженности, а также  введение новой процедуры банкротства  в отношении должника не прекращает обязательства по обеспечению исполнения обязательств должника. Эти нормы  закона подвергаются справедливой критике  в литературе как противоречащие нормам ГК РФ, которые не допускают  возможности сохранения акцессорного обязательства при прекращении  основного обязательства (за исключением  банковской гарантии). Из этого правила  не может быть сделано исключение ни законом, ни договором (п. 1 ст. 352 и  ст. 367 ГК РФ). Так, например, А.В. Попов  считает, что "правило о сохранении обеспечения при переходе от финансового  оздоровления к другим процедурам банкротства  не подлежит применению как противоречащее специальному законодательству об обеспечении  исполнения обязательств".

Как представляется, существующий в современном законодательстве характер обеспечительных мер в  условиях восстановления платежеспособности должника является единственно правильным, поскольку только он способен обеспечить поддержание личного кредита  должника со стороны его кредиторов. Использование же при несостоятельности  должника конструкции связанности  акцессорного обязательства с основным на практике будет значительно ограничивать кредиторов в желании предоставить кредит должнику, а в случае ввода этой процедуры вопреки воле кредиторов - существенно ухудшать их правовое положение.5

В связи со сказанным думается, что вышеуказанная черта обеспечительных  мер, отличающаяся от общегражданских  правил об обеспечении, в условиях несостоятельности  является необходимой. Поэтому было бы целесообразнее разрешить данное противоречие законов путем внесения в ГК РФ правил, допускающих возможность  установления законом исключений из правила о прекращении обеспечительной  меры при прекращении основного  обязательства.

Лица, предоставившие обеспечение, обязаны исполнить свои обязательства  в случае обращения к ним с  указанными требованиями административного  управляющего. Управляющий обязан обратиться к указанным лицам в случае неисполнения должником графика  погашения задолженности в течение  более пяти дней. В результате исполнения обязательств должника лицами, предоставившими  обеспечение, они вправе предъявить свои требования к должнику в общем  порядке, либо при проведении следующих  процедур банкротства вправе принять  участие в конкурсном процессе в  качестве конкурсных кредиторов.

Неисполнение лицами, предоставившими  обеспечение исполнения должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, своих  обязательств в срок влечет за собой  их ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Введение новой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в отношении должника не прекращает обязательства по обеспечению исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. В этом случае расчеты с кредиторами  не производятся и денежные средства, вырученные от обращения взыскания  на обеспечение, включаются в состав имущества должника.

Таким образом, в рамках процедуры  финансового оздоровления правовой статус конкурсных кредиторов предопределяется тем, что они фактически предоставляют  должнику кредит в форме отсрочки или рассрочки платежа. Поэтому  их правовые возможности прежде всего  зависят от того, насколько в законодательстве о несостоятельности обеспечивается этот кредит должника. Основным гражданско-правовым средством, гарантирующим исполнение обязательств должника, является институт обеспечения обязательств, который  приобретает специфические признаки в условиях несостоятельности. Не меньшее  значение для конкурсных кредиторов имеет график погашения задолженности  как документ, определяющий условия  предоставления кредита должнику. Недостатком  его правового регулирования  является то, что законодатель необоснованно  применяет к конкурсным отношениям публично-правовые нормы, которые значительно  понижают возможность урегулирования задолженности должника на основе графика  погашения задолженности. Это оказывает  негативное влияние не только на положение  конкурсных кредиторов, но и на законодательство о несостоятельности в целом.

Информация о работе Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица в процедуре финансового оздоровления