Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица в процедуре финансового оздоровления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Проанализировать роль и правовое значение процедуры финансового оздоровления. Основания появления.
Изучить правовой статус лиц участвующих в процедуре финансового оздоровления: комплекс прав и обязанностей, ответственность.
Рассмотреть процедуру назначения, полномочия и ответственность административного управляющего.
Определить особенности завершения процедуры финансового оздоровления.

Оглавление

Введение 3
1. Роль и правовое значение процедуры финансового оздоровления. Основания появления 5
1.1. Общие положения и основные понятия. 5
1.2. Правовые аспекты. 7
2. Правовой статус лиц участвующих в процедуре финансового оздоровления: комплекс прав и обязанностей, ответственность 10
2.1. Права и обязанности лиц, участвующих в процедуре финансового оздоровления, ответственность. 10
3. Административный управляющий: процедура назначения, полномочия, ответственность 19
3.1. Административный управляющий. Общие положения 19
3.2. Правовое положение административного управляющего 20
3.3. Завершение процедуры финансового оздоровления 27
4. Судебная практика по делам о финансовом оздоровлении предприятия 32
Заключение. 33
Приложение 36
Библиографический список 37

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 58.73 Кб (Скачать)

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Институт менеджмента

Кафедра экономики и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица в процедуре финансового оздоровления

Учебная дисциплина: «Правовые основы проведения процедур банкротства»

Наименование направления: Антикризисное  управление

Ф.И.О студента: Керимзаде Ниджат Рашид оглы

Номер группы: 0511

Номер зачётной книжки: 100806

Дата регистрации курсовой работы кафедрой: ____________

 

Проверил: к.э.н., доцент Кашин А. В.

Оценочное заключение:

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012

 

Оглавление

Введение 3

1. Роль  и правовое значение процедуры  финансового оздоровления. Основания  появления 5

1.1. Общие положения и основные  понятия. 5

1.2. Правовые аспекты. 7

2. Правовой  статус лиц участвующих в   процедуре финансового оздоровления: комплекс прав и обязанностей, ответственность 10

2.1. Права и обязанности лиц, участвующих  в процедуре финансового оздоровления, ответственность. 10

3. Административный  управляющий: процедура назначения, полномочия, ответственность 19

3.1. Административный управляющий. Общие  положения 19

3.2. Правовое положение административного  управляющего 20

3.3. Завершение процедуры финансового  оздоровления 27

4. Судебная  практика по делам о финансовом  оздоровлении предприятия 32

Заключение. 33

Приложение 36

Библиографический список 37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процедура банкротства, сам термин "несостоятельное предприятие" в восприятии большинства людей  ассоциируются с разрушением. И  это отчасти верно – когда  судья Арбитражного суда появляется в зале и зачитывает свое решение, где говорится: "Признать предприятие  Х несостоятельным", единственное, что происходит дальше – это полное прекращение деятельности предприятия, его ликвидация и распродажа активов  в счет погашения долгов. Объявление предприятия несостоятельным означает признание его банкротом как  свершившийся факт и исключает какой-либо иной путь, кроме ликвидации.

Однако, эта картина  – уже почти финал процесса несостоятельности, который к этому  моменту времени нередко длится несколько месяцев. Но это не обязательный финал. На протяжении всего периода  времени, когда в арбитражном  суде слушается дело о банкротстве, законодательство дает предприятию  возможность остановить этот процесс  и выбрать другой путь, если появится надежда, что предприятие можно  спасти. На практике для каждого  шестого предприятия именно так  и происходит, и для них запускается  в действие свой план спасения. Этот план спасения основан на предусмотренной  действующим законодательством  возможности применения различных  реорганизационных процедур.

Таким образом, очевидно, что существует некое множество  реорганизационных процедур, применяемых  при несостоятельности. Вместе с  тем, существует также ряд смежных  вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры –  это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. К сожалению, необходимо признать, что  огромный потенциал, заложенный в реорганизационных  процедурах, до сих пор не используется практикой в полной мере. Более  того, этот вопрос почему-то постоянно  находится в тени внимания прессы. Очень часто можно прочесть в  газетах или услышать по радио о том, что даже крупнейшие компании находятся в критическом состоянии, на грани разорения, о громадных задолженностях по уплате предприятиями налогов в бюджет и внебюджетные фонды, о растущей статистике неплатежей между предприятиями, о банкротстве то одного банка, то другого. Объявления о признании банкротом предприятий добровольно или в судебном порядке стали уже частью повседневной реальности. Но, к сожалению, все еще очень мало пишут и говорят об успешном опыте того, как удалось избежать банкротства путем кардинальной перестройки предприятия и введения внешнего управления.

Цель данной работы – рассмотреть сущность финансового  оздоровления несостоятельных организаций.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать роль и правовое значение процедуры финансового оздоровления. Основания появления.
  2. Изучить правовой статус лиц участвующих в  процедуре финансового оздоровления: комплекс прав и обязанностей, ответственность.
  3. Рассмотреть процедуру назначения, полномочия и ответственность административного управляющего.
  4. Определить особенности завершения процедуры финансового оздоровления.

 

 

 

 

 

 

1. Роль и правовое значение  процедуры финансового оздоровления. Основания появления

1.1. Общие положения и основные понятия.

 

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения  задолженности в соответствии с  графиком погашения задолженности;

В Законе этот термин обозначает новую процедуру банкротства, ранее в законодательстве о несостоятельности  не применявшуюся.

Данная процедура  является самостоятельной и может  вводиться в соответствии с Законом  как альтернатива внешнему управлению, конкурсному производству и мировому соглашению. Однако введение финансового  оздоровления само по себе не исключает  последующего обращения к другим (за исключением наблюдения) процедурам банкротства.

Финансовое оздоровление, таким образом, представляет собой  новую реабилитационную процедуру, направленную на преодоление финансового  кризиса должника с предоставлением  определенных гарантий кредиторам. Эта  процедура предусматривает на срок введения возможность для должника выплачивать долги в соответствии с утвержденным в определенном порядке  графиком и получать средства из источников, предусмотренных планом финансового  оздоровления.

Финансовое оздоровление, используя институт способов обеспечения  исполнения обязательств гражданского права (глава 23 ГК РФ), предоставляет  кредиторам известную гарантию удовлетворения их требований за счет третьих лиц - "обеспечителей" и в предусмотренных законом случаях может вводиться без учета воли собрания кредиторов или при отсутствии соответствующего волеизъявления кредиторов (см. п. п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

При рассмотрении дел  о несостоятельности (банкротстве) отдельных категорий должников - юридических лиц процедура финансового  оздоровления имеет свои особенности либо ее введение не допускается. Для дел о признании несостоятельными граждан особенности введения финансового оздоровления установлены ст. 219 Закона о банкротстве.

В упрощенных процедурах банкротства (глава 11 Закона) введение финансового оздоровления не допускается.

Процедура финансового  оздоровления как самостоятельный  институт несостоятельности неизвестна иностранным законодательствам  и представляет собой специфику  исключительно российского законодательства о несостоятельности. Финансовое оздоровление имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления.

Одним из важнейших  последствий введения внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, что характерно не только для российского  законодательства, но и для многих развитых правопорядков. Институт моратория  призван не допустить преимущественного  удовлетворения требований одних кредиторов перед другими и сохранить  имущество должника от обращения  на него взыскания по требованиям  кредиторов в ходе внешнего управления. Вместо неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов с даты введения внешнего управления начисляются проценты в  порядке, предусмотренном ст. 95 (п. 2) Закона о банкротстве, правила которой  по сравнению со ст. 395 ГК РФ (рассчитанной на применение в условиях обычной  хозяйственной деятельности) в большей  степени учитывают специфику  начисления процентов в период действия моратория.

Понятие "несостоятельное  предприятие" также как и понятие "управление несостоятельными предприятиями" неразрывно связаны между собой. Управление несостоятельными предприятиями  является одной из главных проблем  экономики и законодательства не только экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, к которым в настоящее время  относится и Россия. В федеральном  законодательстве введены некоторые понятия для однозначного определения участников процедуры банкротства. В дальнейшем в диссертационной работе будут использоваться следующие термины и понятия.

Кризисное предприятие –  предприятие, имеющее неисполненные  финансовые обязательства перед  кредиторами, но не признанное банкротом  в судебном порядке.

Несостоятельное предприятие (банкрот) – предприятие, находящееся в состоянии банкротства.

Банкротство предприятия (юридического лица) – признанная арбитражным  судом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить  обязанность по уплате обязательных платежей.

1.2. Правовые аспекты.

 

В соответствии с  Гражданским кодексом Российской Федерации  настоящий Федеральный закон  устанавливает основания для  признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и  условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о  банкротстве, и иные отношения, возникающие  при неспособности должника удовлетворить  в полном объеме требования кредиторов1.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут  быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации.

Отношения, связанные  с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим  Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим  Федеральным законом, применяются  правила международного договора Российской Федерации.

К регулируемым настоящим  Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в  качестве кредиторов применяются положения  настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации.

Юридическое лицо считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность  не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Решения судов иностранных  государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных  договоров Российской Федерации  решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным  законом.

Дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом.

Если иное не предусмотрено  настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляют не менее ста  тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.

Для возбуждения  производства по делу о банкротстве  по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного  органа по денежным обязательствам принимаются  во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского  суда.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения  производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного  органа о взыскании задолженности  за счет денежных средств или иного  имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или  арбитражного суда.

На основании вышесказанного можно заключить, что на определенной стадии предприятие нуждается в  проведении мероприятий антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовой статус лиц  участвующих в  процедуре финансового  оздоровления: комплекс прав и  обязанностей, ответственность

2.1. Права и обязанности  лиц, участвующих в процедуре  финансового оздоровления, ответственность.

 

Введение процедуры финансового  оздоровления влечет для конкурсных кредиторов определенные материально-правовые последствия. С указанного момента  требования конкурсных кредиторов, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены должнику только с соблюдением порядка, предусмотренного Законом о банкротстве, т.е. их обращение  с исковым заявлением к должнику невозможно. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов. Не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность  удовлетворения требований кредиторов. С даты введения финансового оздоровления не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств конкурсных кредиторов, возникших до даты введения данной процедуры. Данная остановка начисления процентов имеет не формальную, а  материальную силу). Это значит, что конкурсные кредиторы совершенно теряют право на получение указанных процентов.2

Информация о работе Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица в процедуре финансового оздоровления