Основы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование зарубежной и отечественной практики антикризисного управления и выявления перспектив развития банковского сектора. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
Определить экономическую сущность финансового кризиса и понятия антикризисного управления.
Охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую антикризисное управление кредитной организацией.
Раскрыть основные задачи и методы, используемые в системе антикризисных мер.
Обосновать необходимость оценки состояния ликвидности банка и соблюдения им экономических нормативов.
Осветить формирование стратегии развития банка с учетом сложившегося финансового состояния.
Изучить зарубежную и отечественную практику разработки мер по предупреждению банкротства.

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 795.30 Кб (Скачать)

Введение новых  норм по требованию к структуре активов  и капитала банков начнется с января 2013 г и полностью завершится к  январю 2015 г. При этом с января 2016 г по январь 2019 г банки должны создать буферный резервный капитал.

Достигнута также  договоренность, что правительства  смогут предоставлять частным банкам новый капитал до января 2018 г.

Изменение модели развития банковского сектора потребует  от Правительства Российской Федерации  и Банка России реализации комплекса  мероприятий(Приложение Р). Ожидаемые  результаты развития банковского сектора  базируются на положениях Концепции  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и учитывают необходимость  совершенствования модели банковского  бизнеса. Предполагается, что к 1 января 2016 г. банковским сектором будут достигнуты следующие совокупные показатели:

активы/ВВП - более 90 процентов (на 1 января 2011 г. - 76 процентов);

капитал/ВВП - 14 - 15 процентов (на 1 января 2011 г. - 10,6 процента);

кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП - 55 - 60 процентов (на 1 января 2011 г. - 40,8 процента).[11]

В заключении можно  отметить, что мировая экономика к концу 2013 года демонстрирует попытки к восстановлению докризисных показателей банковского сектора, о чем свидетельствует продолжение применения антикризисных мер по отношению к кредитным организациям. Развивающиеся страны и, в меньшей степени, страны с переходной экономикой продолжают оставаться движущей силой восстановления мировой экономики. В целом для банковского сектора России сохраняются проблемы ведения банковского бизнеса. На второе десятилетие XI века для России стоит множество задач, связанных с развитием финансового сектора.

 

Заключение

 

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод  о том, что цель исследования достигнута (цель – изучение зарубежной и отечественной  практики антикризисного управления).

Для реализации поставленной цели были решены задачи:

Определена  экономическая сущность финансового  кризиса и понятия антикризисного управления.

Кризис является стремительным и масштабным ухудшением качества деятельности множества банков под воздействием неблагоприятных  факторов макроэкономического, институционального, регулятивного и иного характера, проявляющийся в неспособности  значительного числа кредитных  организаций, а нередко и банковской системы в целом выполнять  свои объективно необходимые функции  в экономике, проводить базовые  и иные банковские операции и обеспечивать собственное поступательное развитие. Основными видами кризиса являются финансовый и производственный. Антикризисное управление банком - это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий реализации рисков при наихудшем сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии. Его целью стоит снижение последствий кризиса, а не исключение его причин. Меры, направленные на снижение воздействия кризиса на кредитную организацию, могут быть приняты как самими банком, так и центральным банком.

Охарактеризована  нормативно-правовую база, регулирующая антикризисное управление кредитной  организацией.

Фундаментальные основы антикризисной деятельности банковской системы прежде всего заложены в  Федеральном Законе № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации». Антикризисное управление так же находит отражение в  статьях 19, 20 и 23 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деятельности". Основные понятия банкротства освещает Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", но более тесно антикризисного управления банками касается Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Из многочисленных документов Банка России к рассматриваемому вопросу имеют прямое отношение Инструкция № 110-И и № 124-И.

Раскрыты  основные задачи и методы, используемые в системе антикризисных мер.

К основным задачам  антикризисного управления можно отнести: предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему, воспрепятствование негативным факторам кризиса, обеспечение  жизнедеятельности кредитной организации  в кризисном состоянии, ослабление негативных последствий кризиса, использование  факторов и последствий кризиса  для развития организации, поддержание  ликвидности банка, предотвращение ее снижения. Методологией антикризисных мер является предотвращение риска ликвидности, снижение валютного риска, осуществление контроля процентного риска, а так же различные общебанковские и организационные методы.

Обоснована  необходимость оценки состояния  ликвидности банка и соблюдения им экономических нормативов.

Ликвидность банка  является основным показателем ео надежности, платежеспособности и характеризует  стабильность его деятельности. От выполнения нормативов ликвидности  зависит противостояние банка кризисному воздействию. В то же время существует еще целый ряд нормативов, которые  установлены инструкцией Банка  России. Исходя из их динамики кредитная  организация формирует комплекс антикризисный мер, направленых  на поддержание стабильного функционирования и дальнейшей оптимизации деятельноти  банка. В большинстве зарубежных стран не существует единообразных  показателей оценки ликвидности  банка. Управление активами и пассивами  опирается на использовании одной  из четырех теорий управления ликвидностью: теории коммерческих ссуд, теории перемещения, теории ожидаемого дохода, теории управления пассивами.

Освещено  формирование стратегии развития банка  с учетом сложившегося финансового  состояния.

Кредитная организация  в процессе своей деятельности обязана  выполнять ряд обязательных нормативов, установленных Центральным Банком. Это такие показатели, как Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (норматив Н1), норматив Н6,характеризующий максимальный размер риска на одного заёмщика, а также  группу экономически или юридически связанных между собой заёмщиков, норматив Н7, который ограничивает максимальный риск всех крупных кредитов и т.д. Все виды экономических нормативов отражены в инструкции 110-И и являются основным ориентиром для Центрального Банка в вопросах эффективности  деятельности кредитной организации.

Изучена зарубежная и отечественная практика разработки мер по предупреждению банкротства.

Мерами по предупреждению банкротства кредитных организаций  являются: финансовое оздоровление КО; назначение временной администрации  по управлению КО; реорганизация КО. Все эти меры необходимы для предотвращения разрушительного воздействия кризиса  на кредитную организацию. Зарубежные исследователи выделяют три основные стратегии такого воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса. В США в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов функционирует Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ), уполномоченная оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка.

Произведена оценка состояния банковского сектора  России и за рубежом в период мирового финансового кризиса 2008-2010 гг.

Кризис 2008 года являлся  причиной глобального принятия антикризисных  мер по всему миру. Начавшийся в  США, он нанес серьезный ущерб  как зарубежным странам, так и  России. В октябряе 2008 года все ведущие центральные банка мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Наблюдался спад во всех экономических видах деятельности. Банк России активно предпринимал меры по финансовому оздоровлению банковского сектора. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков.

Выявлены  проблемы мирового банковского сектора  в современных условиях.

Мировая экономика  к концу 2011 года демонстрирует попытки  к восстановлению докризисных показателей  банковского сектора, о чем свидетельствует  продолжение применения антикризисных  мер по отношению к кредитным  организациям. Некоторые страны могут, по-прежнему, остаться в состоянии  рецессии. Экономика США демонстрирует  определённый оптимизм после самой  продолжительной и глубокой рецессии со времен второй мировой войны.

Обозначены  перспективы развития банковского  сектора в посткризисный период.

На второе десятилетие XI века для России стоит множество  задач, связанных с развитием  финансового сектора. Для этого  необходимо реализовать совершенствование  правовой среды, сформировать инфраструктуру, отвечающую современным требованиям, повысить качество корпоративного управления и управления рисками в кредитных  организациях, а так же усовершенствовать  банковского регулирования и  банковский надзор.

 

Библиографический список

 

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  2. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деятельности"// СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"// СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  5. Инструкция Банка России от 16.01.2004 N 110-И (ред. от 20.04.2011) "Об обязательных нормативах банков" // СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  6. Инструкция Банка России от 11.11.2005 N 126-И (ред. от 30.11.2009) "О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций" // СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  7. Инструкция Банка России от 15.07.2005 N 124-И (ред. от 14.11.2007) "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями"// СПС «Консультант»
  8. Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 09.12.2011) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" // СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  9. "Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 26.03.2007 N 302-П) (ред. от 01.12.2011) // СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  10. Указание Банка России от 06.02.2006 N 1656-У (ред. от 30.06.2006) "О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов" // СПС «Консультант» [электронный ресурс]
  11. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г. “О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года” // СПС «Гарант» [электронный ресурс]
  12. Антикризисное управление: Учебник. -2-е изд., доп. и перераб./ Под ред. Проф. З.Короткова. –М.:ИНФРА-М, 2009 [текст]
  13. Антикризисное управление: Учебник. -5- изд., доп. И перераб./ А.М. Тавасиев – М.:ЮНИТИ, 2010 [текст]
  14. Банковский менеджмент. 3–е изд перераб и доп/ Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Кнорус, 2010 [текст]
  15. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2008 году [Электронный ресурс]: Информационно-аналитические материалы — 2009. — Режим доступа: http://www.cbr.ru [электронный ресурс]
  16. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2011 году [Электронный ресурс]: Информационно-аналитические материалы — 2011. — Режим доступа: http://www.cbr.ru [электронный ресурс]
  17. Меры по предупреждение банкротства (несостоятельности) кредитных организаций [Электронный ресурс]: Бухгалтерские Контировки в Банках — 2012. — Режим доступа: Информационно-справочная системв Научно-технического центра «ОРИОН» [электронный ресурс]

 

 

Приложение А

 

Таблица 1

Виды кризисов

Финансовые:

Производственные:

Прочие:

  • недостаток собственных средств (капитала) или невыполнение установленных обязательных нормативов;
  • текущие убытки либо превышение использованной прибыли над фактически полученной и/или непогашенные убытки предшест- вующих лет;
  • неисполнение обязательных платежей, а также неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;
  • неустранение фактов нарушений установленного порядка обя- зательного резервирования;
  • нерациональная политика привлечения и размещения средств, в частности, реальное отсутствие перспективы возврата привлеченных средств либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долго- срочных активов;
  • иммобилизация средств в затраты капитального характера;
  • низкое качество кредитного портфеля;
  • задолженность по выплате дивидендов или прекращение их выплаты.

невыполнение нормативных  требований Банка России о соз- дании  системы управления рисками и/или  системы внутреннего кон- троля;

• непредставление предусмотренной в законодательстве отчет- ности;

• увольнение основного управленческого персонала без долж- ной его замены;

• ухудшение позиций на финансовых рынках, ограничение кру- га проводимых операций;

• существенная зависимость от конкретного клиента, проекта, направления деятельности;

• агрессивная процентная политика для привлечения средств клиентов, значительное превышение процентных ставок ближайших банков-конкурентов.

невыполнение в  установленные сроки требований Банка Рос- сии и/или взятых на себя обязательств по устранению недостатков, включая недостатки в деятельности филиалов;

• несоблюдение требований к формированию уставного капи- тала (использование для этого ненадлежащих активов);

• судебные иски, которые в случае успеха истца могут завер- шиться невыполнимым для данной КО решением суда.

Информация о работе Основы антикризисного управления