Основы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование зарубежной и отечественной практики антикризисного управления и выявления перспектив развития банковского сектора. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
Определить экономическую сущность финансового кризиса и понятия антикризисного управления.
Охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую антикризисное управление кредитной организацией.
Раскрыть основные задачи и методы, используемые в системе антикризисных мер.
Обосновать необходимость оценки состояния ликвидности банка и соблюдения им экономических нормативов.
Осветить формирование стратегии развития банка с учетом сложившегося финансового состояния.
Изучить зарубежную и отечественную практику разработки мер по предупреждению банкротства.

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 795.30 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что банковская деятельность обладает исключительной общественной ролью, специфичностью функций, рискованностью деятельности, открытостью  и зависимостью от коньюктуры рынка, поэтому требует особого подхода  в управлении, применения профилактических и превентивных мер по предотвращению кризисных ситуаций не только со стороны  самих кредитных организаций, но и посредством внешнего воздействия  со стороны Центрального Банка.

Эффективно организованная система антикризисных мер с  точки зрения государства способствует как росту всей экономики в  целом, так и подержанию конкурентоспособности  отдельных видов экономической  деятельности. С точки зрения кредитных  организаций оптимальная разработка антикризисных мер предполагает поддержание ликвидности банка, формирование прочной клиентской базы, и как следствие, положительные  перспективы его деятельности. Но наиболее важным аспектом изучения антикризисных  мер является предотвращение глубоких рецессий в экономике государства  с целью предотвращения снижения уровня жизни населения, спада производства и роста безработицы.

Необходимость и  возможность антикризисного управления экономикой обуславливается, с одной  стороны, неспособностью банковского  сектора автономно стабильно  функционировать в меняющихся внешних  условиях экономических циклов, и, с  другой стороны, обязанностью государства  поддерживать все сектора экономики  посредством регулирования банковской системы во время кризисных явлений.

Целью данной работы является исследование зарубежной и  отечественной практики антикризисного управления и выявления перспектив развития банковского сектора. Данная цель реализуется посредством решения  следующих взаимосвязанных задач:

  1. Определить экономическую сущность финансового кризиса и понятия антикризисного управления.
  2. Охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую антикризисное управление кредитной организацией.
  3. Раскрыть основные задачи и методы, используемые в системе антикризисных мер.
  4. Обосновать необходимость оценки состояния ликвидности банка и соблюдения им экономических нормативов.
  5. Осветить формирование стратегии развития банка с учетом сложившегося финансового состояния.
  6. Изучить зарубежную и отечественную практику разработки мер по предупреждению банкротства.
  7. Произвести оценку состояния банковского сектора России и за рубежом в период мирового финансового кризиса 2008-2010 гг.
  8. Выявить проблемы мирового банковского сектора в современных условиях.
  9. Обозначить перспективы развития банковского сектора в посткризисный период.

Объектом исследования является антикризисное управление кредитными организациями как вид  поддержания стабильности функционирования экономики государства.

Предметом исследования является процессы, подлежащие антикризисному воздействия во время экономического спада и финансового оздоровления кредитной организации.

Практическая значимость работы состоит в том, что курсовая работа формирует целостность представления  и практические навыки работы с законодательными и нормативными документами в  сфере финансового банковского  менеджмента

Методологическая  основа работы представлена системой различных общенаучных методов  исследования, такими, как системный  метод, наблюдение, сравнение, научное  исследование и познание, а так  же специально-юридические методы исследования – документальный, сравнительно-правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

В процессе исследования использовались аналитические методы исследования: сбор, обработка и  обобщение информации.

Теоретическую основу исследования составляют материалы  из учебной и научной литературы. Нормативно-правовой основой написания  курсовой работы являются законодательные  акты Российской Федерации.

Структура работы определяется целью и задачами исследования; состоит  из трех разделов, логическим образом  разбитых на пункты, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

Раздел 1. Основы антикризисного управления

    1. Экономическая сущность и понятие антикризисного управления

Кризис это стремительное  и масштабное ухудшение качества деятельности множества банков под  воздействием неблагоприятных факторов макроэкономического, институционального, регулятивного и иного характера, проявляющееся в неспособности  значительного числа кредитных  организаций, а нередко и банковской системы в целом выполнять  свои объективно необходимые функции  в экономике, проводить базовые  и иные банковские операции и обеспечивать собственное поступательное развитие. Основными видами кризиса являются финансовый и производственный. Так  же встречаются и прочие виды кризисов. (Приложение А)

Кризис в своем  развитии проходит ряд стадий. (Приложение Б)

Основными причинами  кризиса можно считать:

• макроэкономические дисбалансы и непроведение необходимых  структурных преобразований;

• неадекватную макроэкономическую политику власти;

• финансовую нестабильность, общественные ожидания дальнейшего  нарастания такой нестабильности;

• неадекватную политику и практику регулирования деятельности КО, которую проводят Центральный  банк и иные регуляторы;

• неадекватную политику национального предпринимательского сообщества (реальный сектор) в отношении  отечественного банковского сектора (размещение капиталов в зарубежных банках);

• низкий или падающий уровень доверия населения к  финансовой системе страны в целом  и национальной банковской системе.

Формы проявления системного кризиса:

  • Резкое сокращение объемов деятельности либо фактическое прекращение большим числом банков проведения базовых операций или вообще любых операций.
  • Необычно большое количество отзывов у банков лицензий Центральным банком.
  • Практически мгновенное исчезновение межбанковского рынка, которое впоследствии подлежит полному восстановлению.
  • Появление сравнительно большого числа предложений со стороны банков о готовности проводить операции на условиях, явно отличающихся от среднерыночных.
  • Широкое распространение в обществе панических настроений в отношении всех банков и других финансовых организаций.
  • Активизация процедур ликвидации нежизнеспособных кредитных организаций.

Антикризисное управление банком - это комплексная программа, обеспечивающая снижение последствий  реализации рисков при наихудшем  сценарии развития событий в условиях глубокой экономической рецессии. Его целью стоит снижение последствий кризиса, а не исключение его причин. Меры, направленные на снижение воздействия кризиса на кредитную организацию, могут быть приняты как самими банком, так и центральным банком. Антикризисное управление использует комплекс различных методов управления банковскими рисками: методы идентификации, оценки, управленческого воздействия и контроля. В то же время, даже полный комплекс антикризисных инструментов не может покрыть все возможные убытки в случае реализации рисков.Управление банком в период кризиса состоит из обеспечивающей и функциональной части системы управления рисками. Обеспечивающая часть состоит из подсистем организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния банка, контроля и своевременного предупреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности.

Особое значение в организации антикризисного управления имеет диагностика кризиса. Основными  задачами процесса диагностики кризисных  ситуаций и состояния банкротства  являются анализ финансового состояния  банка и его прогноз на предстоящий  период, своевременное обнаружение  причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка  и прогноз ее развития. При этом необходимо уделить особое внимание быстроте, полноте, корректности проведенной работы. Также для диагностики потенциальных кризисов следует провести экспертное оценивание некоторых характерных показателей, таких как оценка уровня нестабильности, определение наличия и степени кризиса для принятия решений об адекватных антикризисных мерах. Решение о мерах поддержания стабильности банка в первую очередь принимает правление банка на основе непосредственной оценки параметров кризиса. На период кризиса в банке создается чрезвычайный антикризисный комитет в составе всех членов Правления и руководителей подразделений риск-менеджмента и финансово-экономического департамента. (Приложение В)

1.2 Нормативно-правовая  база, регулирующая антикризисное  управление кредитной организацией

 

Фундаментальные основы антикризисной деятельности банковской системы прежде всего заложены в  Федеральном Законе № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. «О Центральном банке РФ»[1]. В  статье 57 дается понятие того, что  Банк России является органом банковского  регулирования и банковского  надзора. Главными целями банковского  регулирования и банковского  надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных  в федеральных законах. В статье 74 раскрываются полномочия Банка России, которые он компетентен осуществлять в случае неисполнения кредитной  организацией различных нормативов, условий выдачи лицензии, неисполнения банком в установленный срок предписаний  Центрального Банка. В данном Законе кризисное состояние банковской системы и отдельно взятого банка  трактуется как ее нестабильность, причем последняя понимается главным  образом как нарушение законов, нормативных актов и предписаний  Банка России, в результате которых  нарушаются интересы вкладчиков и кредиторов банка. Этот подход подробнее раскрывается в статьях Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деятельности"[2] — в статье 19 «Меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России» и статье 20 «Основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций». Также антикризисные мероприятия находят отражение в статье 23 «Ликвидация или реорганизация кредитной организации» вышеназванного закона». Вместе с тем в нем появляется и новый момент: понятию кризисного состояния организации противопоставляется понятие ее финансовой надежности.

В Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве)"[3] даются определения таким понятиям, как банкротство кредитной организации, обязательные платежи, кредиторы, конкурсные кредиторы и т.д. В статье 3 освещены признаки банкротства, а статья 4 посвящена составу и размеру денежных обязательств. В то же время наиболее сильное влияние на банковскую систему оказывает непосредственно Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"[4]. В нем более четко освещается понятие банкротства именно кредитных организаций, перечислены меры по предупреждению банкротства в статье 3, и последовательно в статье 4 называются основания для осуществления мер предупреждения банкротства.

Из многочисленных документов Банка России к рассматриваемому вопросу имеют прямое отношение  множество его актов. Во-первых, это  акты, содержащие обязательные нормативы. Инструкция № 110-И от 16.01.2004 г. «Об  обязательных нормативах банков»[5] устанавливает  предельно допустимые числовые значения и методики расчета обязательных для банков нормативов. Важное значение имеют нормативы валютных рисков, содержащиеся в Инструкции № 124-И  от 15.07.2005 г. «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях надзора  за их соблюдением кредитными организациями»[7]. Во-вторых, это акты, содержащие требования в отношении «чистоты» капиталов  банков, нарушение которых — более  или менее очевидное свидетельство  того, что банк не может считаться  возникшим нормально и/или нормально  развивающимся. Здесь фигурируют два  основных документа ЦБ РФ: Инструкция Банка России № 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"[8] и Указание Банка России № 1656-У "О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов"[9]. В-третьих, это акты, характеризующие требования к организации в банках бухгалтерского учета и отчетности.

 

 

 

 

1.3 Основные задачи и  методы, используемые в системе  антикризисных мер

 

К основным задачам  антикризисного управления можно отнести:

1. Предвидение кризиса  и адекватная подготовка к  нему.

2. Воспрепятствование  негативным факторам кризиса. 

3. Обеспечение жизнедеятельности  кредитной организации в кризисном  состоянии. 

Информация о работе Основы антикризисного управления