Основы антикризисного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование зарубежной и отечественной практики антикризисного управления и выявления перспектив развития банковского сектора. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
Определить экономическую сущность финансового кризиса и понятия антикризисного управления.
Охарактеризовать нормативно-правовую базу, регулирующую антикризисное управление кредитной организацией.
Раскрыть основные задачи и методы, используемые в системе антикризисных мер.
Обосновать необходимость оценки состояния ликвидности банка и соблюдения им экономических нормативов.
Осветить формирование стратегии развития банка с учетом сложившегося финансового состояния.
Изучить зарубежную и отечественную практику разработки мер по предупреждению банкротства.

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 795.30 Кб (Скачать)

 

 

2.2 Зарубежная и отечественная  практика разработки мер по  предупреждению банкротства

 

Мерами по предупреждению банкротства кредитных организаций  являются[4]:

  • финансовое оздоровление КО;
  • назначение временной администрации по управлению КО;
  • реорганизация КО.

В целях финансового  оздоровления кредитной организации  могут осуществляться следующие меры по оказанию финансовой помощи: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами(Приложение Ж); изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации; приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала) а так же изменение организационной структуры кредитной организации и иные меры.

В то же время  актуальным является изменение структуры  активов и пассивов кредитной  организации. (Приложение З) В то же время возможно изменение организационной  структуры кредитной организации, предполагающее изменения состава  и численности сотрудников кредитной  организации, а так же изменения  структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных  подразделений кредитной организации  и иными способами.

Форма плана  мер по финансовому оздоровлению кредитной организации (Приложение И) устанавливается нормативным актом Банка России. [4] Зарубежные исследователи выделяют два основных направления таких мер: сбалансированная макроэкономическая политика и совершенствование банковского надзора. Все страны, сталкивавшиеся в последние годы с проблемами в банковском секторе, предприняли шаги в этих направлениях, включающие, например, увеличение минимальных размеров собственного капитала банков, усиление контроля за небанковскими финансовыми учреждениями и т.д. В кризисных ситуациях зарубежных стран применялись такие, например, меры, как закрытие банков на определенный срок, назначение надзорным органом "кризисного управляющего" и др. В то же время, как показала практика, вмешательство в деятельность банков требует, как правило, соответствующих финансовых средств, одним из источников которых являются системы депозитного страхования (СДС), создаваемые самими банками. Такого рода системы существуют сейчас практически во всех развитых странах мира, однако при возникновении острых проблем средства таких фондов могут оказаться недостаточными.

Практика выработала несколько путей воздействия  на банки, находящиеся в критической  ситуации. Зарубежные исследователи  выделяют три основные стратегии  такого воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса. Стратегия  выжидания действует в том  случае, если есть основания полагать, что затруднения банка носят  временный характер и он сам в  состоянии преодолеть их. Такая стратегия  использовалась, например, в отношении  ряда крупных банков США. Ликвидация (продажа кредитного учреждения по частям) применяется сравнительно редко, так как разделение банка приводит к разрушению сложившихся отношений  с клиентурой и потому связано  со значительными потерями. В Японии и Скандинавских странах она  использовалась почти исключительно  по отношению к небанковским финансовым компаниям, в США - к сберегательным кассам. Реструктуризация баланса (санация) предполагает прямое или косвенное  увеличение капитала. В США в соответствии с федеральным законом о страховании депозитов Федеральная корпорация страхования вкладов (ФКСВ) уполномочена оказывать финансовую помощь при угрозе закрытия застрахованного банка. Здесь возможны три способа: помощь непосредственно кредитному учреждению, испытывающему платежные затруднения; содействие в слиянии этого учреждения с другим устойчивым банком; оказание помощи компании, которая уже контролирует или будет контролировать неплатежеспособный банк.

 

2.3 Оценка деятельности  банковского сектора Российской  Федерации и кредитных организаций  за рубежом в период кризиса  2008 года

 

Мировой финансовый кризис 2008 года — это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре — октябре 2008 года в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового  кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы. 8 октября 2008 года все ведущие центральные банки мира, исключая Центральных Банков Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США была снижена с 2 % до 1,5 %; также на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского Центрального Банка. В октябре 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, которые были направлены на покупку долей в девяти крупнейших американских банках. Произошла я частных банков. В декабре 2008 года ЕЦБ и Банк Англии значительно понизили базовые процентные ставки. Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции. В апреле 2009 г. состоялся саммит большой двадцатки в Лондоне, на котором был принят План действий по выходу из глобального финансового кризиса. В частности, одной из наиболее серьёзных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ — до 750 млрд долларов США, поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд долларов США. (Приложение К)

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные  меры: инструменты денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики, которые были нацелены на обеспечение  погашения внешнего долга крупнейшими  банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию  основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы.

На 2009 год было объявлено о бюджетных  антикризисных мерах на 1834,77 млрд рублей, из них на укрепление финансового  сектора планировалось направить 625 млрд рублей, на поддержку реального  сектора экономики — 798,3 млрд рублей, на помощь регионам — 300 млрд рублей, на защиту уязвимых групп населения  — 111,5 млрд рублей.(Приложение Л)

В России общие макроэкономические показатели 2008 г. по сравнению с европейскими странами, США и Японией были неплохими – рост экономики составил 5,6%. Однако это нельзя считать это следствием предпринятых правительством антикризисных мер. Причина иная – кризис пришел в Россию позже, чем в Америку, Европу и Юго-Восточную Азию. Но как бы то ни было, на лицо отрицательная динамика широкой денежной массы к концу 2008 – началу 2009 года(Приложение М) и замедление кредитной деятельности банковского сектора государства, что отражает спад и нестабильность экономики. (Приложение Н)

В заключении второго  раздела можно заметить, что ликвидность  банка является основным показателем  его надежности, платежеспособности и характеризует стабильность его  деятельности. От выполнения нормативов ликвидности и ряда других обязательных нормативов зависит противостояние банка кризисному воздействию. Исходя из их динамики кредитная организация  формирует комплекс антикризисный  мер, направленых на поддержание  стабильного функционирования и  дальнейшей оптимизации своей деятельноти. Существует определенный ряд мер  по предупреждению банкротства банков. Зарубежные исследователи выделяют три основные стратегии такого воздействия: выжидание, ликвидация и реструктуризация баланса. Необходимой предпосылкой оздоровления банковской системы является разработка нормативной базы, регулирующей все стороны взаимоотношений участников экономического процесса, включая неплатежеспособность и банкротство. Кризис 2008 года являлся причиной глобального принятия антикризисных мер по всему миру. Начавшийся в США, он нанес серьезный ущерб как зарубежным странам, так и России.

 

 

Раздел 3. Современные тенденции  антикризисного управления в России и за рубежом

3.1 Проблемы мирового банковского  сектора в современных условиях

 

Финансовый кризис породил много новых вызовов  мировому сообществу, а также факторов нестабильности и неопределённости. С большой долей вероятности, основанной на расчетах вышеперечисленных  организаций и экспертов, можно  ожидать слабый рост мировой экономики, который продолжится 2012 году.

В середине 2010 года, после периода неуверенного и  неравномерного восстановления мировой  экономики, экономический рост во многих странах вновь начал замедляться, так как неоднозначности и  откровенные слабости в экономике  основных развитых стран продолжали тормозить глобальное восстановление и создали риски для экономической  стабильности в мире в ближайшие  годы в целом. Масштабные меры экономической  политики, принятые правительствами  во время ранней стадии кризиса, несомненно, помогли стабилизировать финансовые рынки и стимулировать восстановление. В течение 2010 года, однако, эти меры использовались реже. Многие правительства, особенно в развитых странах, уже  смещаются в сторону жесткой  экономии бюджетных средств. Большинство  стран сохранили и даже усилили  политику дешевых денег, установив  низкие процентные ставки и расширив денежную массу. Эти меры должны помочь финансовому сектору вернуться  к нормальному состоянию и  стимулировать экономическую активность.

Высокая волатильность  основных валют также представляет серьёзную опасность. При высокой  волатильности цена может значительно  измениться в любом направлении  за короткий промежуток времени. Этот фактор уже стал одним из источников экономической напряженности и  может нанести вред восстановлению и в ближайшем будущем.

Некоторые страны, такие как Греция, Испания, Португалия и Ирландия могут, по-прежнему, остаться в состоянии рецессии. Положительная  динамика развития также заметно  замедляется в Японии. Экономика  США демонстрирует определённый оптимизм, однако, восстановление и  здесь идет низкими темпами. Хотя объем ВВП, очевидно, возвратится  в США к своему докризисному пику в 2012 году, то полное восстановление занятости  потребует, по крайней мере, ещё не один год.

В целом для банковского сектора  России последнее 10-летие стало годами бурного роста и расширения предложения  банковских услуг населению и  предприятиям. В институциональном плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу. Так же прослеживается и снижение к концу 2011 года количества кредитных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению. (Приложение О)

Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей развития банковского  сектора сохраняются проблемы ведения  банковского бизнеса, вследствие которых  конкурентоспособность российских кредитных организаций и банковского  сектора в целом остается недостаточной. Это обусловлено различными факторами, лежащими как вне, так и внутри банковского сектора. К внешним  факторам относятся, в частности, недиверсифицированность  экономики и общий дефицит  ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный  характер кредитных ресурсов, высокий  уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в  том числе связанных с проведением  проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших  объемов документов в бумажной форме.

В то же время привлекают внимание внутренние недостатки банковского  сектора. (Приложение П) Данные недостатки снижают авторитет банковского  сообщества и уровень доверия  к банковскому сектору, ухудшают возможности привлечения банками  инвестиций.

Наличие нерешенных проблем обусловливает  необходимость дополнительных усилий со стороны Правительства Российской Федерации и Банка России в  целях дальнейшего развития банковского  сектора, направленного на качественные изменения в деятельности банков.[11]

 

 

3.2 Перспективы развития  банковского сектора в посткризисный  период

 

Базельский комитет  по банковскому надзору одобрил  глобальную реформу мирового банковского  сектора. Получившая название "Базель-3", она призвана повысить финансовую устойчивость мировой финансовой и банковской систем за счет увеличения банковских ликвидных резервов и улучшения  их качества. Ключевым положением реформы  является повышение до 4,5% минимального размера ликвидного резерва собственного капитала банка или так называемого  коэффициента основного капитала первого  уровня. Ранее этот уровень составлял 2 проц. Новый стандарт по структуре  резервов должен быть выполнен банками  к 1 января 2019 г.

С нынешних 4,% до 6% повышен  уровень капитала первого уровня банка, который представляет его  наиболее ликвидные активы. В дополнение к нему решением Базельского комитета каждый банк обязан создать специальный  буферный резервный капитал в  размере 2,5 проц.

Принята и еще  одна норма, согласно которой в случае возникновения кризисной ситуации в мировой финансовой системе, банки  должны выделять в особый стабилизационный фонд до 2,% капитала, в зависимости  от размеров банков и их уязвимости.

Информация о работе Основы антикризисного управления