Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:58, курс лекций

Краткое описание

Причины возникновения и типология кризисов
Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов
Государственное регулирование кризисных ситуаций

Файлы: 1 файл

Теоретический материал (Лекции)Антик..doc

— 138.50 Кб (Скачать)

 

    1.  Санация предприятий

 

Важным реорганизационным  мероприятием внешнего управления имуществом должника является санация. Она заключается в том, что фирме-должнику предоставляется финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, а также восстановления его платежеспособности. Санация предприятия может проводиться в трех случаях: 1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если фирме удается самостоятельно добиться внешней помощи для улучшения своего экономического положения; 2) если решение о санации выносит арбитражный суд по предложению кредиторов; 3) по решению арбитражного суда на заявление фирмы-должника о своей несостоятельности, если она одновременно убедительно и аргументированно предлагает и условия своей санации.

В зависимости  от глубины кризиса и условий  предоставления фирме внешней помощи различают  два вида санации:

1. Санация  предприятия с целью устранения  его неплатежеспособности без изменения статуса юридического лица. Такая санация предусматривает следующие формы: а) погашение задолженности государственного предприятия за счет средств бюджета; б) погашение долга фирмы за счет кредита банка, обслуживающего должника после тщательного аудита деятельности последнего; в) перевод долга на счет другой фирмы, пожелавшей участвовать в санации должника; г) выпуск облигаций под гарантию санатора банком, обслуживающим должника.

2. Санация  предприятия с изменением статуса  юридического лица. Эта форма санации называется реорганизацией предприятия и предполагает систему мер, связанную с корректировкой его организационно-правовой формы деятельности (слияние, поглощение, разделение, преобразование в другую форму хозяйствования, передача в аренду, приватизация). Несомненно, она вызвана более глубоким кризисным состоянием фирмы.

Разработка  проекта санации предполагает изучение финансово-экономического состояния должника и выявление причин, его обусловивших, формирование цели и способов санации, плана санирования с выделением первоочередных мероприятий по финансовому оздоровлению, расчет эффективности проекта. При этом основой выбора того или иного способа санации является расчет их эффективности, определяемой соотношением предполагаемых результатов и затрат на проведение санации. Максимальный срок санации, устанавливаемый арбитражным судом, составляет 18 месяцев.

 

    1.  Ликвидация предприятия

 

Фирма объявляется  банкротом, если меры в процессе ее санации не привели к ожидаемым результатам. По решению арбитражного суда создается ликвидационная комиссия, которая открывает конкурсное производство, назначает конкурсного управляющего и осуществляет контроль за его деятельностью по удовлетворению претензий кредиторов.

Процесс ликвидации банкрота включает: 1) оценку имущества фирмы как по балансовой, так и по рыночной стоимости; 2) определение ликвидационной массы (рыночная стоимость имущества минус предусмотренное законом изъятие); 3) выбор наиболее эффективных форм продажи имущества; 4) удовлетворение претензий кредиторов в определенной очередности; 5) составление ликвидационного баланса после удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд.

Если по результатам  баланса не осталось имущества, арбитражный суд выносит решение о ликвидации предприятия, а если имущество остается после удовлетворения требований кредиторов, то фирма считается свободной от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность.

С момента  открытия конкурсного производства не допускается отчуждение имущества должника и погашение его обязательств кроме случаев, предусмотренных законом. Цель конкурсного производства: 1) соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; 2) объявление предприятия свободным от задолженности; 3) охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга.

Конкурсный  управляющий, сопоставляя активы и  задолженность должника, определяет конкурсную массу и производит продажу имущества.

Закон охраняет залоговые права. Устанавливается, что платежи кредиторам залогодержателям не приостанавливаются по  открытии конкурсного производства; имущество, являющееся предметом залога, не включается в конкурсную массу; обязательства, обеспеченные залогом, погашаются вне конкурса из имущества должника. Конкурсная масса вне очереди покрывает расходы, связанные с конкурсным производством и продолжением функционирования фирмы-должника.

Для удовлетворения требований к банкроту установлена  следующая очередность: 1) возмещение расходов арбитражного суда, ликвидационной комиссии, конкурсного производства, требования кредиторов, обеспеченные залогом; 2) обязательства перед работниками фирмы; 3) погашение задолженности по налогам и платежам в бюджет, страховой и пенсионный фонды; 4) требования кредиторов, не обеспеченные залогом.

Требования  кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности конкурсной массы, считаются погашенными. Погашенными считаются также претензии, не признанные конкурсными управляющими, если кредиторы не оспаривают это в арбитражном суде либо если этот суд сам признал иски кредиторов необоснованными.

 

  1. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

    1.  Управление рисками

 

Риск возникает  в том случае, если при осуществлении  какого-либо экономического мероприятия имеется возможность использования альтернативных подходов с известной вероятностью успешных последствий каждого из них. Риски и неопределенность являются важными атрибутами  рыночного способа хозяйствования. Неопределенность рассматривается  как условие ситуации, в которой нельзя оценить вероятность потенциального результата. Понятие риска в экономическом смысле охватывает амплитуду колебаний, с одной стороны, потерь, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаток информации, ее недостоверность), а с другой стороны, выгоды (прибыли), которую можно получить лишь при действиях, связанных с риском.

Уровень риска – отношение величины возможного ущерба к затратам на подготовку и реализацию риск-решения. Менеджер должен уметь рисковать, то есть взвешенно, не преувеличивая опасности добиваться намеченных целей, естественно, при соблюдении границ правомерности риска. Он должен сопоставлять ожидаемую экономическую выгоду и возможные потери в связи с рисковыми действиями.

Стадии процесса выработки и реализации рисковых решений включают: 1) информационный анализ, содержащий мониторинг внешней и внутренней среды, выявление новых источников риска и корректировку известных факторов; 2) диагностику ситуации, где основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменение риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации; 3) разработку вариантов решений с рассмотрением для каждого из них возможных негативных проявлений риска; 4) принятие, организацию и реализацию риск-решения.

Основные  средства воздействия при управлении риском: 1) стратегия управления – политика, обеспечивающая правомерность и допустимость конкретного вида риска; 2) критерии выбора риск-решения, а именно разработка пределов риска, динамика потерь (увеличения) в зависимости от объемов продаж, размера затрат, изменения цен, инфляции; 3) разработка путей минимизации потерь, компенсации негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска; 4) оценка эффективности, как отношение упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском.

 

    1.  Инновационная и инвестиционная политика в антикризисном управлении

 

Финансовые  вложение в развитие предприятий  подразделяются на инвестиции, инновации и капитальные вложения. Инновационная деятельность предприятия – система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового товара или технологии его производства. Различают два вида инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовая инновация – создание нового продукта. Процессная инновация – это освоение новых способов производства и технологий.

Инновационный процесс, являясь частью жизненного цикла продукции, включает различные  стадии, начиная с исследований и разработки новой технической идеи, технологии и заканчивая доведением ее до промышленного внедрения, получение нового продукта и его коммерциализации. Заключительный этап инновационного процесса, связанный с освоением масштабного производства новой продукции, требует реконструкции производственных мощностей, совершенствования технологии, подготовки персонала, рекламной деятельности. При принятии управленческих решений следует учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

Различают два  типа инновационной стратегии: 1) адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, то есть в целях выживания; 2) конкурентную, когда нововведение используется в качестве исходной базы для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

Адаптивную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, совершенствовании выпускаемой продукции, рынка сбыта, технологии. Но такая стратегия лишает фирму возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества, делает эту стратегию предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно стоит перед предприятиями, занимавшими прочные позиции в отрасли, не сумевшими отказаться от привычных подходов.

Конкурентная стратегия основана на творческом подходе и требует постоянных инноваций и экспериментирования в области способов анализа и решения проблем. Творчество имеет два важных аспекта: 1) личная гибкость, то есть способность изменить собственное поведение под воздействием реальности; 2) желание принимать риск.

Под инновационной  инфраструктурой понимается организационная, материальная, финансово-кредитная, информационная база для создания условий по развитию инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции .

Инвестиции – это денежные средства, вкладываемые в предпринимательскую деятельность с целью повышения эффективности производства. Инвестиции делятся на следующие виды: 1) венчурные -  выпуск новых акций в новых видах деятельности, связанных с большим риском; 2) прямые – вложение в уставной капитал фирмы с целью получения прибыли и участия в управлении данным предприятием; 3) портфельные – приобретение ценных бумаг и других активов фирмы; 4) аннуитеты – вложения средств в страховые и пенсионные фонды.

На преодоление  негативных явлений в экономике  России должна быть направлена антикризисная  инвестиционная стратегия. В управлении инвестиционным процессом необходимо опираться на следующее: 1) должны быть четко сформулированы цели инвестирования (создание новых предприятий, техническое перевооружение, модернизация оборудования); 2) необходимо выбрать объекты инвестирования в соответствии с обозначенными приоритетами. Так, в современных условиях преимущественным направлением использования бюджетных средств является создание относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей.

В процессе принятия инвестиционных решений можно выделить следующие этапы: 1) оценку финансового состояния предприятия и возможностей его участия в инвестиционной деятельности; 2) обоснование размера инвестиций и выбор источников финансирования; 3) оценку будущих денежных потоков от реализации инвестиционного проекта.

 

    1. Человеческий фактор антикризисного управления

 

В теории и  практике управления конфликтами на предприятиях известны две стратегии: 1) предупреждение конфликтов; 2) разрешение конфликтов. Стратегия предупреждения конфликтов имеет своей целью создание таких производственных условий и психологической атмосферы в коллективе, при которых возникновение конфликтов сведено к минимуму. Реализация этой стратегии заключается в проведении разнообразных организационных мероприятий, направленных на улучшение условий труда, создание рациональной информационной системы и структуры управления организацией, разработку обоснованных систем вознаграждения за результаты труда, обеспечение строгого соблюдения правил внутреннего распорядка.

Стратегия разрешения конфликтов имеет целью прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения возникшей проблемы. Данное направление связано с четким разъяснением работникам их прав, полномочий и ответственности, координацией интересов различных подразделений, разработкой системы поощрений, при которой исключается столкновение интересов различных работников. Административные методы управления конфликтом предполагают директивное вмешательство в его процесс.

Принципы антикризисного управления: 

1) системности,  предполагающий скоординированный  подход к управлению персоналом (подбор и расстановка кадров, их переподготовка и селекция); 2)  равных возможностей представителей всех социальных, классовых, национальных и половых групп при подборе и расстановке кадров; 3) уважения человека и его достоинства; 4) командного единства; 5) правовой и социальной защищенности; 6) учета долгосрочной перспективы фирмы; 7) интеграции и сплоченности коллектива, основанный на воспитании коллектива в духе корпоративной, солидарной ответственности, понимания, что личная судьба  каждого зависит от выживания фирмы, от правильно выбранной стратегии развития.

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

 

В современных  условиях перехода к рыночным отношениям объектом государственного регулирования  выступает аграрный бизнес.  Прежде всего, для этих целей государство должно использовать такой экономический рычаг, как ценообразование. Необходим ввод залоговых (гарантированных) цен на основные виды сельскохозяйственной продукции и их использование в том случае, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня. Этот минимальный для производителя уровень цены, гарантированный государством, повышает защищенность товаропроизводителя от колебаний рынка, а следовательно, и стабильность развития отрасли. Кроме того, государственные службы должны регулировать паритет между изменением залоговых цен на сельскохозяйственную продукцию и оптовых цен на ресурсы агропромышленного производства.

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"