Лекции по "Антикризисному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:58, курс лекций

Краткое описание

Причины возникновения и типология кризисов
Тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов
Государственное регулирование кризисных ситуаций

Файлы: 1 файл

Теоретический материал (Лекции)Антик..doc

— 138.50 Кб (Скачать)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ 

«АНТИКРИЗИСНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ»

 

 

1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ И ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

 

    1.  Причины возникновения и типология кризисов

 

Кризис – период острого  затруднения, обострения противоречий в процессе социально-экономического развития общества.

Причины кризиса могут  быть: 1) объективными, связанными с устаревшей материально-технической базой и необходимостью реструктуризации экономики; 2)субъективными,  вызванными ошибками в управлении; 3) природными, проявляющимися вследствие наводнений, землетрясений, климатических аномалий.

Причины кризиса можно  также  разделить на внешние и  внутренние. Внешние связаны с  тенденциями развития мировой экономики, политической ситуацией в стране, наличием конкурентной борьбы, а внутренние причины – с рискованной экономической стратегией фирмы, недостатками в организации производства, ошибками в управлении, внутренними конфликтами, неграмотной инвестиционной политикой.

В качестве последствий  кризиса можно представить оздоровление ситуации, разрушение конфликтного процесса или фирмы, а также возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии фирмы могут быть долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Поскольку кризисы различаются  по причинам, последствиям и своей сути, необходимо их классифицировать, что позволит выработать механизм управления ими. По масштабам проявления можно выделить общие кризисы, охватывающие всю социально-экономическую систему, а также локальные, влияющие только на ее часть. По проблематике они подразделяются на макрокризисы, имеющие большие масштабы и объемы проблематики, и микрокризисы, охватывающие только отдельную проблему.

По специфике проявления выделяют следующие кризисы.

  1. Экономический, характеризующий острое обострение финансового состояния фирмы или в целом общества.
  2. Социальный, обостряющий противоречия различных социальных групп: работников и работодателей, персонала и менеджеров, специалистов различных профессий. В рамках социального кризиса выделяют политический, характеризующий кризис власти, политического устройства общества.
  3. Организационный, проявляющийся как кризис разделения и интеграции деятельности, распределения функций, отделение филиалов или дочерних предприятий.
  4. Психологический, характеризующийся неустойчивостью социально-психологического климата общества или отдельного коллектива. Он проявляется в виде неудовлетворенности работой, правовой защищенностью и социальным положением, чувства неудовлетворенности в будущем.
  5. Технологический, обостряющий противоречия между тенденциями, возможностями и последствиями научно-технического прогресса (например, использование атомной энергии). Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризиса отторжения новых технологических решений в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях.
  6. Природный, вызванный нарушениями естественных условий жизнедеятельности человека (наводнения, землетрясения). Его разновидностью выступает экологический кризис, возникающий при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека. Это загрязнение окружающей среды, пренебрежение требованиями законов природного равновесия, возникновение опасных технологий, истощение ресурсов.

По характеру проявления кризисы можно классифицировать по следующим признакам:

1.Предсказуемые и неожиданные.  Первые выступают как этап  развития, они могут прогнозироваться  и вызываются объективными причинами – потребности реструктуризации производства, изменение структуры потребительских интересов под воздействием научно-технического прогресса. Неожиданные же кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости. В рамках предсказуемых кризисов выделяется циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания.

2.Явные и скрытые.  Первые протекают заметно и  легко обнаруживаются. Вторые воздействуют незаметно и поэтому наиболее опасны.

3.Глубокие и легкие. Глубокие, острые кризисы зачастую  ведут к разрушению различных  структур социально-экономической  системы. Легкие,  мягкие кризисы  протекают более последовательно и безболезненно, они лучше поддаются управлению.

4.Затяжные и кратковременные.  Затяжные кризисы проходят болезненно  и сложно. Они часто являются  следствием неумения управлять  кризисными ситуациями, непониманием  сущности и характера кризиса,  его причин и возможных последствий.

 

1.2. Тенденции возникновения  и разрешения экономических кризисов

 

Первопричиной возникновения  экономических кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров. В рамках натурального хозяйства между производством и потреблением существовала прямая связь, поэтому не было условий для экономических кризисов. Такая возможность появилась и расширялась по мере развития товарного производства и обращения. В рамках простого товарного производства вероятность кризисов не могла превратится в необходимость, так как товары продавались на местных рынках и затруднения с их реализацией носили локальный характер и не могли нарушить процесс реализации во всем обществе. После того как рынок стал стихийным регулятором товаро-денежных отношений, разрыв между производством и потреблением усилился, а экономические кризисы стали объективной закономерностью. Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному спросу, в нарушении процесса воспроизводства капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях.

Экономисты по-разному  трактуют причины экономических  циклов и кризисов. Одни их  связывают с научно-техническим прогрессом, а продолжительность цикла – с периодом, в течение которого основной капитал морально устаревает. Другие считают, что кризисы обусловлены отсутствием правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Третьи видят природу экономических кризисов в чрезмерном инвестировании бизнеса, в том числе и со стороны государства.

Экономический цикл состоит  из 4 фаз:

1.Кризис (спад), в результате  которого происходит радикальное сокращение объемов производства и деловой активности, падение цен, затоваривание рынка, растет безработица и резко увеличивается количество банкротств. При этом имеются различия в степени негативного влияния  экономических кризисов на отдельные сферы бизнеса. Падение производства в тяжелей промышленности, как правило, значительно больше, чем в легкой и пищевой промышленности, где формируются товары повседневного спроса. Если в высокомонополизированных сферах бизнеса в период кризиса цены на выпускаемую продукцию снижаются незначительно при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией капитала происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов реализуемой продукции. Таким образом, предприятия–монополисты и олигополисты, опираясь на свою экономическую власть, способны в более мягком режиме и с гораздо меньшими потерями пережить кризис. 

2.Депрессия (стагнация), которая представляет фазу (от  полугода до трех лет) приспособления хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, фазу обретения нового равновесия.  Для нее характерны неуверенность и беспорядочные действия  предпринимателей, снижение их риска в инвестициях.

3.Оживление, которое  представляет фазу восстановления. Она сопровождается возобновлением  капитальных вложений в бизнес, ростом цен и объемов производства, занятости населения и процентных ставок по кредиту. При этом наибольший рост отмечается в сферах экономики, формирующих средства производства. Оживление экономики сопряжено с появлением новых фирм и завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям.

4.Подъем, при котором  ускорение экономического развития  проявляется в формировании массы  новых товаров и новых фирм, устойчивом росте инвестиций, курсов  акций и кредитных ставок, уровня  цен и заработной платы. И  в то же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для нового, периодического кризиса.

Первоначальным симптомом  нового кризиса является сокращение потребительского спроса, в частности вызванного заменой изношенного оборудования (уменьшаются прежние закупки сырья, материалов, запчастей), рост кредитных процентов и удельного содержания налогов, нарушение закона денежного обращения, антипредпринимательские политические решения. Все это может сломать сложившееся рыночное равновесие и стать причиной очередного экономического кризиса.

По мере изучения природы  экономических кризисов произошло сближение научных взглядов по отношению к цикличности развития экономики. Во-первых, цикличность и ее самая разрушительная фаза – экономический кризис признается не столько как «зло», сколько как своеобразная форма поступательного развития рыночной экономики. Причем цикличность осуществляется не по кругу, а по спирали, что признается формой прогрессивного развития общества. Во-вторых, ученые и менеджеры осознали возможность и необходимость изыскания эффективных методов и средств для сглаживания отрицательных последствий экономических кризисов и  цикличности в целом.

Экономические кризисы дифференцируются на периодические, которые повторяются с определенной закономерностью дают начало новому циклу, а также нерегулярные, включающие промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

Промежуточный кризис не дает начала новому циклу, а прерывает на определенное время течение фазы подъема или оживления. Частичный кризис в отличие от промежуточного охватывает не всю экономику, а конкретную сферу деятельности (например, банковский кризис). Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей экономики либо в силу сложившейся диспропорции в ее развитии, либо в связи со структурной ее перестройкой, либо вследствие перепроизводства продукции (например сельскохозяйственной). Структурный кризис вызван нарушением пропорционального развития общественного производства (энергетический, сырьевой, продовольственный).

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

2.1.  Управляемые и  неуправляемые процессы антикризисного развития    

 

Все процессы, происходящие в фирме, делятся на управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них.  Неуправляемые процессы невозможно изменить по тем или иным причинам, повлиять на их направленность и характер проявления.

Невнимание  к тем процессам, которыми можно управлять, может способствовать кризисной ситуации. Кризис может возникнуть  и при попытке менеджерами фирмы управлять неуправляемыми процессами, когда при отсутствии механизма антикризисного управления предпринимаются попытки его осуществления. К тому же это сопровождается пустой тратой ресурсов фирмы.

Антикризисное развитие – это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям фирмы и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

Процесс развития фирмы сопровождается нарастающей сложностью организации производства и управления в ней. Расширение ассортимента и функционального назначения товаров, вызванное совершенствованием технологии их производства, ведет к усложнению экономических связей и развитию потребностей человека. В этой ситуации антикризисное управление в своем развитии должно опережать развитие производства. Это потребует реконструкции управления, приведет к усложнению его в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, потребует профессионализации менеджмента.

 

2.2.  Необходимость  антикризисного управления

 

Антикризисное управление – это деятельность менеджеров, направленная на предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использование его последствий для последующего развития.

Необходимость антикризисного управления связана  с проблемами развития общества. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, наносящих вред здоровью человека, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, ориентированные на совершенствование технологии производственных процессов.  Так, в атомной энергетике антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укрепления дисциплины, поиска новых технологий.

Всю проблематику антикризисного управления можно дифференцировать на 4 группы:

  1. Проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Фирме желательно своевременно заметить наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, осознать его характер с тем, чтобы вовремя выстроить и запустить в действие механизм антикризисного управления.
  2. Методологические проблемы жизнедеятельности организации. В процессе их решения формируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает прежде всего проблемы экономического характера, связанные с поиском дополнительных ресурсов и источников финансирования при диверсификации производства.
  3. Проблемы технологии антикризисного управления.  Они включают проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения фирмы в кризисной ситуации, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений.
  4. Проблемы селекции персонала, которые всегда сопровождают кризисные состояния.

 

2.3. Признаки и особенности  антикризисного управления

 

Основные  положения антикризисного управления можно свести к следующему: 1) кризисы  можно предвидеть, ожидать и вызывать, а следовательно, к ним необходимо готовиться; 2) антикризисное управление требует особых подходов, специальных навыков и знаний; 3) кризисы можно смягчать, отодвигать, предварять; 4) управляемость кризисными процессами позволяет минимизировать их последствия.

Система антикризисного управления должна обладать следующими свойствами: 1) гибкость и активность, которые чаще всего характерны матричной организационной системе управления; 2) мотивация энтузиазма, терпения ,уверенности;3) диверсификация управления, то есть способность его модернизации в сложных ситуациях; 4) снижение централизма для обеспечения своевременного реагирования на возникающие проблемы; 5) усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал фирмы. 

Информация о работе Лекции по "Антикризисному управлению"