Использование финансовой диагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Рыночная - экономика выработала обширную систему методов диагностики и прогнозирования кризисного финансового состояния предприятий, которые позволяют определять угрозу на самых ранних стадиях и использовать все возможности для ее нейтрализации. Тем не менее, сегодняшний мировой экономический кризис вновь обострил проблему общего мониторинга финансового состояния предприятия, направленного на исследование индикаторов кризисного развития и снижение угроз.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансовой диагностики на предприятии 5
1.1 Роль финансовой диагностики в антикризисной политике предприятия 5
1.2 Интеллектуальный инструментарий диагностики и прогнозирования 13
1.3 Виды финансовой диагностики (анализа) 18
Глава 2. Прогнозирование состояния предприятия на основе использования финансовой диагностики 25
2.1 Сущность финансового прогнозирования на предприятии с использованием финансовой диагностики 25
2.2 Прогнозирование в определениях и методах 31
Заключение 38
Список использованных источников 40

Файлы: 1 файл

Использование финансовой диагностики как инструмента прогнозировани1.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

     Существуют  финансовые прогнозы на очень короткий период времени - сроком до месяца. К  таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности.

     Краткосрочные финансовые прогнозы обычно применяются  при составлении годичных планов.

     Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.

     Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования  на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.

     В-третьих, в связи с возможностью воздействия  фирмы на свое будущее прогнозы делятся  на пассивные и активные,

     Пассивный прогноз исходит из того, что фирма  в силу ряда причин (отсутствие необходимых  средств, наличие благоприятных  тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду, и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.

     Активный  прогноз предусматривает возможность  активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, ее реальное воздействие на внешнюю среду

     В-четвертых, финансовые прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости  от степени вероятности будущих  событий.

     Если  вероятность прогнозируемых событий  велика, или, другими словами, фирма  рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстралолятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.

     Вариантный  прогноз основан на предположении  о значительной неопределенности будущей  среды и, следовательно - наличии  нескольких вероятных вариантов  развития.

     Таким образом, в рамках вариантного финансового  прогноза описывается несколько  вероятных состояний фирмы в будущий период времени.

     Каждый  из вариантов развития учитывает  специфическое состояние будущей  среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния  фирмы называют сценарием 

     В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные.

     Точечный  прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. [13,с.36]

     Интервальный  прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя.

     Прогнозный  баланс составляется после планирования (прогнозирования) выручки, прибыли  и др. показателей финансового  отчета, так как изменения баланса  включают результаты использования прибыли. Баланс, как и показатели финансового отчета, прогнозируется на основе предположений исследователя о динамике денежных активов. Но предположения относятся уже к использованию прибыли, изменению активов и обязательств, структуре обязательств и активов и т.п.

     Главная задача формирования прогнозного баланса - обеспечение его сводимости. Эта  задача возникает в связи с  тем, что активы и пассивы прогнозируются независимо друг от друга. В частности, анализируя имущественный потенциал, исследователь может заложить в прогноз рост основного капитала фирмы. Кроме того, в прогнозный баланс должно быть заложено предположение о темпах роста запасов и затрат, в особенности при нехватке оборотных средств. Эти предпосылки должны быть сбалансированы с источниками капитала.

     Наиболее  распространенным методом обеспечения  сводимости баланса является метод  «пробки». Если рост активов прогнозируется более быстрым, чем рост обязательств и собственного капитала, то «пробка» означает необходимость привлечения дополнительного финансирования, например, долгосрочных кредитов. Привлечение долгосрочных кредитов снизит чистую прибыль и возможности финансирования за счет собственных источников. Первоначально существовавшая «пробка» может сохраниться, и баланс вновь не будет достигнут. Дополнительно следуя изменить дивидендную политику. Только путем нескольких итераций баланс достигается. Причем на каждой итерации исследователь должен обосновать финансовые решения. [11,с.58]

     Заключительной  стадией финансового прогнозирования должен быть анализ чувствительности прогноза на изменения предпосылок. Частично этот анализ содержится в оценке оптимистических и пессимистических значений экономических показателей; в использовании вариантам оценок инфляционных процессов. Более полный анализ может включать построение сценария раз вития фирмы в виде множества вариантов. Каждый вариант основан на предположениях о:

     ü темпах роста объема продаж;

     ü изменениях издержек производства;

     ü обновлении активов;

     ü кредитной политике и т.д.

     Одновременно  целесообразно оценить вероятность  вариантов развития, отказавшись  от недостижимых и маловероятных. Далее  финансовые менеджеры должны проанализировать соответствие вероятных вариантов  стратегии развития фирмы и возможных  потерь в случае необходимости изменения вариантов в ходе их реализации. Под выбранные варианты финансового развития планируются соответствующие мероприятия. [22,с.36]

     Вторым  методом разработки прогнозного  баланса роста является «метод процента от продаж». Суть метода в том, что плановые (прогнозные) значения финансовых показателей увязываются с объемом продаж. Полученные в отчетном периоде финансовые коэффициенты (отношения финансового показателя к объему продаж) переносятся на плановый (прогнозный) период. Метод весьма прост и дает точные результаты, если удовлетворяются следующие предпосылки:

     ü фирма работает стабильно;

     ü производственные возможности фирмы используются полностью, т.е. резерва отдельных активов нет;

     ü развитие фирмы, увеличение объем продаж требует привлечения инвестиций.

     Во  внутрифирменном прогнозировании  используется: модели внутренней среды  фирмы, так называемые корпоративные  модели; макроэкономические модели, к  которым относят эконометрические модели, модели «затраты-выпуск».

     В финансовом прогнозе применяется большинство названных здесь методов.

     Заключение

     В эпоху, когда скорость принятия качественных решений является главным фактором успеха, необходимо быть максимально  подготовленным к любому развитию ситуации. Так как импровизировано принимать  решения, имеющие долгоиграющие последствия вряд ли возможно, по крайней мере вряд ли нужно, - возрастает потребность в прогнозировании развития ситуации, а также в планировании необходимых шагов.

     Человечество  всегда пыталось приоткрыть завесу неизвестности  над будущим, и хотя это  вряд ли возможно  будет когда-либо сделать, определённые успехи имеются. По  крайней мере, на сегодняшний момент значение планирования и прогнозирования не преуменьшают. Эти этапы деятельности считаются одними из важнейших как в деятельности отдельных предприятий, так и в жизни больших образований, таких  как государства, народнохозяйственные комплексы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой, без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, на сколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.

     Для того, чтобы эффект прогноза был  максимально полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях так называемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись, без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.

     Что касается самих прогнозов, то они  должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока, и соответствовать ресурсам предприятия.

     Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой  при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.

     Так как прогнозирование является отдельной  наукой, то целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методов  прогнозирования при решении  какой-либо проблемы. Также необходимо соотносить полученный прогноз с  прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения.

     Прогнозирование ни в коем случае не является абсолютным инструментом предвидения будущего. Такого инструмента нет и быть не может, если только система не жестко детерминирована, что бывает, пожалуй, лишь в играх и моделях, не реализуемо на сколь-нибудь масштабных, значимых жизненных проектах.

     Вместе  с тем, обладание заранее обдуманной системой ходов, подобранных под разные варианты развития ситуации, всегда большой плюс. Так как возможность действовать обдуманно, строго и чётко в ситуации, где большинство участников событий подвержено хаосу, -  большое преимущество.

     По  итогу следует сделать вывод, что наработанная на современном  этапе развития науки методология  прогнозирования позволяет значительно  облегчить жизнь хозяйствующего субъекта, дав возможность подготовиться  к грядущим событиям и рационально  распорядиться имеющимися ресурсами.

 

      Список использованных источников

  1. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учеб./ М.И. Баканов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 710 с.
  1. Балабанов, И.Т. Финансовая диагностика и планирование хозяйствующего субъекта / И.Т. Балабанов. — 2-е изд., доп. — М. : Финансы и статистика, 2002. — 208 с.
  1. Гинзбург, А.И. Экономический анализ: учеб. пособие / А.И. Гинзбург. — СПб. : Питер, 2004. — 480 с.
  1. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: учеб. пособие / Н.Е. Зимин. — М. : ЭКМОС, 2002. — 240 с.
  1. Карлин, T.P. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP) / Томас П. Карлин, Альберт Р. Макмин ; пер. с англ. — М. : ИНФРА-М, 1999. — 448 с.
  1. Ковалев, В.В. Финансовая диагностика: методы и процедуры: науч. изд. / В.В. Ковалев. — М. : Финансы и статистика, 2002. — 560 с. : ил.
  1. Ковалев, В.В. Анализ деятельности предприятия: учеб. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. — М. : Проспект, - 2004. - 424 с.
  1. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Н.П. Любушин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 448 с.
  1. Любушин, Н.П. [и др.] Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова ; под ред. проф. Н.П. Любушина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 471 с.
  1. Лайкер, Д. Дао Toyota : 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джефри Лайкер ; пер. с англ. 2-е изд. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. — 402 с.
  1. Мизюн, В.А. Интеллектуальные методы управления предприятием / В.А. Мизюн. — СПб. : Изд-во Академии управления и экономики, 2008. — 200 с.

Информация о работе Использование финансовой диагностики