Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:05, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Рыночная - экономика выработала обширную систему методов диагностики и прогнозирования кризисного финансового состояния предприятий, которые позволяют определять угрозу на самых ранних стадиях и использовать все возможности для ее нейтрализации. Тем не менее, сегодняшний мировой экономический кризис вновь обострил проблему общего мониторинга финансового состояния предприятия, направленного на исследование индикаторов кризисного развития и снижение угроз.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы финансовой диагностики на предприятии 5
1.1 Роль финансовой диагностики в антикризисной политике предприятия 5
1.2 Интеллектуальный инструментарий диагностики и прогнозирования 13
1.3 Виды финансовой диагностики (анализа) 18
Глава 2. Прогнозирование состояния предприятия на основе использования финансовой диагностики 25
2.1 Сущность финансового прогнозирования на предприятии с использованием финансовой диагностики 25
2.2 Прогнозирование в определениях и методах 31
Заключение 38
Список использованных источников 40
Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: отгрузка и реализация продукции; использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов: себестоимость; прибыль и рентабельность; платёжеспособность. При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность т. к. нет завершённого процесса.
Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.
Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.
В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных планов.
Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называют прогнозным. [8,с.8]
Содержание и основная целевая установка финансовой диагностики - оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
В традиционном понимании финансовая диагностика представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделять два вида финансовой диагностики - внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия (финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).
Анализ
финансового состояния
определение финансового положения;
выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
выявление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии;
прогноз основных тенденций финансового состояния.
Достижение этих целей достигается с помощью различных методов и приемов. Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. [5,с.58]
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.
В
настоящее время в мировой
практике сложились стабильные подходы
к анализу финансового
Трансформационные методики направлены на преобразование отчетности в более удобный для восприятия вид (агрегирование статей, трансформация в зарубежные формы отчетности и т. д.). Но они не несут аналитической функции и не приводят напрямую к каким – либо выводам и рекомендациям.
Качественные методики оценки финансового состояния подразделяются на методики вертикального, горизонтального анализа, анализа ликвидности баланса и формализованные анкетные схемы.
Вертикальный анализ направлен на исследование изменений структуры активов и обязательств предприятия и сопоставление данной структуры с некоторым идеальным шаблоном. При этом однозначно интерпретировать текущую структуру средств представляется весьма затруднительным.
Горизонтальный анализ отчетности подразумевает изучение тенденций развития предприятия и экстраполяцию их на будущее, при этом вывод делается, как правило, не более чем по двум отчетным датам. Такой подход весьма ограничен, так как произошедшие изменения характеризуют действия прошлых периодов и отсутствуют основания считать, что подобные тенденции сохранятся и в будущем. Кроме того, не имея дополнительных данных, невозможно однозначно интерпретировать рассматриваемые изменения, например, уменьшение стоимости основных средств может свидетельствовать как о старении основных средств или сокращении производственной деятельности предприятия, так и о модернизации парка оборудования закупкой более производительных аналогов.
Анализ ликвидности баланса предполагает деление активов по степени ликвидности, а пассивов по степени срочности на несколько групп и сопоставление групп на равных платежных горизонтах. В итоге рассчитываются показатели ликвидности. Однако использование приведенной схемы на данных публичной финансовой отчетности приводит к не вполне адекватным результатам, так как реальные сроки покрытия обязательств и реальная ликвидность активов могут значительно варьироваться даже в пределах одной балансовой статьи.
Существующие формализованные анкетные схемы оперируют некоторым набором вопросов, на которые необходимо либо ответить в категориях «да - нет», либо оценить степень соответствия реальности по некоторой шкале. В итоге производится балльная оценка ответов и формируется набор характеристик, описывающих текущее состояние и перспективы развития предприятия. Но большинство подобных схем предлагают формулировки, однозначно оценить которые затруднительно.
Таким образом, методики, представленные в блоке качественного анализа, также, не ведут к практическим выводам и рекомендациям при применении их к данным публичной финансовой отчетности, но могут быть полезными при проведении внутреннего финансового анализа предприятия.
Коэффициентный анализ является одним из наиболее распространенных в аналитической практике. Но его результативность ограничивают следующие факторы: множественность предполагаемых наборов коэффициентов, сложность обоснованного нормирования показателей, отсутствие четких механизмов интерпретации значений показателей и получения итоговых выводов и рекомендаций.
Интегральные методики оценки финансового состояния предполагают синтезирование финансовых индикаторов в комплексные конструкции по следующим направлениям: регрессионные модели оценки вероятности банкротства, банковские кредитные рейтинги, отраслевое ранжирование, анализ нечетких множеств и сводные рейтинговые модели. Несмотря на достоинства этих моделей, попытки и внедрения в деятельность российских аналитиков ограничиваются рядом предпосылок, например, на данный момент отсутствуют модели, сформированные на базе российской финансовой отчетности.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство существующих методик не применимы к оценке финансового состояния российских предприятий. Наиболее перспективными в практическом плане являются интегральные подходы, как наиболее результативные, а среди них – статистические модели, построенные на основе отечественной базы финансовой отчетности.
Глава 2. Прогнозирование состояния предприятия на основе использования финансовой диагностики
2.1 Сущность финансового прогнозирования на предприятии с использованием финансовой диагностики
Известный
отечественный экономист
Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств,
В широком плане, как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие «прогнозирование деятельности фирмы».
Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решении о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего. [17,с.47]
Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:
1. применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);
2.
осуществляется на стадии
По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.
Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.
Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьезные различия.
В отличие от планирования, финансовое прогнозирование — исследование долговременных перспектив изменения финансового состояния объекта в целом и его различных частей — не предполагает непременного осуществления на практике разработанных прогнозов. Прогнозирование может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертных оценок тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений. Изменения могут возникать неожиданно. Управление на основе предвидения этих изменений требует от финансового менеджера превосходного знания рыночного механизма, развитой интуиции, а также способности быстро принимать нетривиальные решения. [9,с.47]
Несмотря на значительную сложность финансового прогнозирования, объективные трудности и проблемы, которые приходится решать при составлении прогнозов, руководители предприятий все больше убеждаются в необходимости проведения такого рода работы.
Для того чтобы результаты финансовых прогнозов были надежными, они должны быть основаны на точных данных, в первую очередь — данных бухгалтерского учета, и получены Методами финансовой диагностики. Прогнозирование, в том числе финансовое, позволяет в некоторой (нередко весьма значительной) степени улучшить управление предприятием вследствие координации всех факторов производства, и сбыта, взаимосвязи деятельности всех подразделений, распределений ответственности и т.п.
Понятия «прогноз» и «смета», часто рассматриваемые как синонимы, таковыми не являются.
Прогноз есть предварительная
оценка (предсказание), которая может
лечь в основу программы
Финансовая смета, представляющая собой часть бизнес-плана, включает, как правило, смету движения денежных средств, кассовую смету, прогнозный отчет о финансовых результатах, прогнозный баланс, прогноз инвестиций. Составлению финансовой сметы обычно предшествует выявление основных факторов, определяющих масштабы деятельности предприятия. Для многих предприятий таким фактором является рыночный платежеспособный спрос на выпускаемую продукцию, реализуемые товары.