Государственное регулирование кризисных сиутаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Государство являет собой общественный институт, созданный и поддерживаемый посредством целенаправленной деятельности проживающих на определенной территории людей с целью выражения и реализации их воли (интересов), а также координации и согласования взаимодействий всех граждан (социальных групп) в экономической, социальной и политической сферах жизнедеятельности. На рубеже XX-XXI веков функции государства были подвергнуты трансформациям. По сути дела, государственное регулирование выступает в качестве организующего начала, своеобразного управляющего параметра.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…….…3
1.Теоретико-методологические основы изучения проблем государственного регулирования кризисных ситуаций ……..…….….4
1.1. Понятие кризиса, анализ видов кризиса и кризисных ситуаций……………………….4
1.2 Система государственного регулирования кризисных ситуаций ……………..….……11
2.ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ.…...15
2.1. Основные процессы государственного регулирования …………….……………..…...15
3.МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА………………………………….………….18
3.1. Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг …...…...….…18
3.2. Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг ……..….....…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………………..…………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

курсач последн.docx

— 138.78 Кб (Скачать)

Также регулирование осуществляется в виде воздействия на производство: государственное регулирование  в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой  составляют следующие принципы: (обеспечение  учета интересов всех участников её осуществления, социально-экономическая  направленность, сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов, адресный характер мероприятий, система  договорных отношений и конкурсная основа для её участников, широкое  использование аренды, лизингов и  инвестиционных конкурсов продажи  государственной собственности).

Нормативно законодательная  деятельность тоже осуществляет регулирование. Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации». Основным документом является также Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г.

 

 

3.МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯ МИРОВОГО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

3.1.Основные проблемы  регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг

 

С кризиса 1998 года прошло уже  более десяти лет и в течении этого времен в нашей стране повышался экономический рост, повышалось благосостояние людей. Но в конце 2007 года Россия опять столкнулась с серьезной экономической проблемой – глобальный экономический кризис, который привел к падению производства, росту безработицы и снижению доходов населения.

У воздействия глобального  экономического кризиса есть свои особенности, которые характерны для нашей  страны, и они связаны с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

Для российской экономика основная порблема заключается в следующем – очень высокая зависиомсть от экспорта природных ресурсов. Ключевую роль в нашей экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт металлов и иного сырья. Но в результате кризиса снизились цены и спрос на практически все товары российского сырьевого экспорта.11

Следующая проблема – это  недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики, то есть, когда начались проблема в сырьевых секторах, то проблемы от этих отраслей начали распространяться на смежные. И как результат произошло значительное падение промышленного производства, повысился рост числа безработных, снизились заработные платы и ряд других негативных последствий.

Третья проблема – недостаточная развитость финансового сектора, а именно банков. Многие российские предприятия, которые довольно быстро развивались в предкризисные годы и выходили на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, а сроки кредитования меньше, что заставляло занимать кредиты за рубежом. Но во время кризиса зарубежные рынки капитала стали для предприятия недоступны.

Национальная экономика  в предкризисные годы развивалась  во многом за счет внешних источников – это высокие цены на сырье, дешевые  кредиты иностранных банков. Но в начале кризиса России необходимо было найти внутернние источники роста для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития.

В октябре – декабре 2008 годы правительство начало реализацию антикризисных мер, на это его  подтолкнуло то, что кризис начал  оказывать серьезное воздействие  на российскую экономику, и произошло  резкое падение производства. Была принята «Антикризисная программа  Правительства РФ на 2009 год», которая  была направлена на оздоровление финансового  и экономического состояния страны.

Данная Программа включала в себя ряд приоритетных направлений:

  1. Выполнение социальных обязательств перед населением, что подразумевало оказание поддержки граждан, наиболее пострадавшим от кризиса: создание временных рабочих мест; выделение средств на переквалификацию и развитие малого бизнеса.
  2. Укрепление национальной экономики: активизация внутреннего спроса на отечественные товары; поддержка предприятий, внедряющих инновации.
  3. Поддержка инновационных проектов; поддержка энергосберегающих технологий и развитие высокотехнологических отраслей, в том числе авиа- и судостроение, космическая промышленность, атомная энергетика.
  4. Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования; сокращение перечня товаров, которые подлежат обязательной сертификации; антикоррупционные мероприятия; поддержка малого и среднего бизнеса за счет снижения налогов и расширения доступа к госзакупкам.
  5. Повышение эффективности банковской системы за счет расширения ресурсной базы и повышения ликвидности финансовой системы; за счет повышения доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора обеспечения санации банков.
  6. Проведение макроэкономической политики Правительства РФ и Банка России, направленной на сохранение устойчивых позиций курса рубля и снижение инфляции, а также на проведение денежной политики.

 

Итогами антикризисных мероприятий  Правительства РФ за 2009 год стали: прирост ВВП; резкое замедление инфляции; снижение уровня безработицы по стране. Также замедлился спад в промышленном производстве, выросли доходы граждан. «В 2009 году мы не только решали неотложные проблемы, но и не теряли времени для системных преобразований. Всё это позволяет нам, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления к устойчивому инновационному развитию» - так выразил итог антикризисных мер за 2009 г. В. В. Путин.

 

Несмотря на положительные  результаты, нельзя говорить, что ситуация в стране нормализовалась окончательно. Это связано с тем, что наметившиеся положительные тенденции носили непостоянный и неустойчивый характер, в итоге экономические показатели не поднялись до докризисного уровня. Поэтому было принято решение о продолжении антикризисной политики в 2010 г. с целью сохранения и укрепления положительных тенденций и ликвидации «остаточных» негативных последствий. Среди приоритетных направлений упор был сделан на обеспечение социальной стабильности, поддержку оживления экономики и реализацию мер по решению проблем российской экономики, в том числе совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, формирование необходимых экономических условий для  перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.

Таким образом, в 2010 г. было запланировано  улучшение общей ситуации в стране за счет повышения качества жизни, снижения уровня безработицы, модернизации предприятий, создания новых рабочих мест и  нормализации деятельности  банковской системы.

Хотелось бы сказать, что  никакое новшество не может работать без ошибок первых шагов, страна перенимает опыт развитых стран, строит направления совершенствования, и далее многое зависит от способов реализации.

 

3.2. Анализ работы правительства  по регулированию кризиса 2008-2009 гг

 

Кризис 2008 – 2009 гг. оказался для нашей страны серьезным испытанием. Особенность сложившейся ситуации заключалась в том, что основные негативные тенденции, стали следствием развития событий в мировой экономике.

Так ка для России наблюдаемый  экономический спад был уникален, то прогнозирование его длительности и последствий, становится сложной  задачей. От того насколько точно  будут определены характеристики кризиса, а именно его глубина и продолжительность, зависят и решения власти о  том, чтобы минимизировать его последствия.12

Программа антикризисных  мер  правительства Российской Федерации  на 2009 год обеспечивает оптимальное  сочетание антикризисных мер  и долгосрочных проектов, ориентированных  на строительство новой, более эффективной  экономики. Приоритеты программы следующие: выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы, обеспечение макроэкономической сбалансированности, выдержка курса на стабильность национальной валюты, снижение инфляции; принятие действий по повышению эффективности и конкурентоспособности экономики, ускоряющие переход на инновационный тип развития.

 

Семь основных приоритетов работы правительства  по регулированию кризиса 2008-2009 гг.13

1.     Публичные  обязательства государства перед  населением выполняются в полном  объеме. Гражданам и семьям, наиболее  пострадавшим в период мирового  экономического кризиса, оказана  поддержка. Это предполагает усиление  социальной защиты населения,  повышение объемов и качества  оказания социальных и медицинских  услуг, улучшение ситуации с  лекарственным обеспечением, особенно  жизненно важными препаратами.  Особое внимание уделено сохранению  трудового потенциала. Расширены  масштабы деятельности государства  в сфере занятости, противодействия  росту безработицы, развития программ  переобучения и переподготовки  работников, находящихся под риском  увольнения;

2.     Промышленный  и технологический потенциал  будущего роста должен быть  сохранен и усилен. Правительство  не будет вкладывать деньги  налогоплательщиков в сохранение  неэффективных производств. В  то же время, предприятия, повысившие  в последние годы свою эффективность,  инвестировавшие в развитие производства  и создание новой продукции,  повысившие производительность  труда, вправе рассчитывать на  содействие государства в решении  наиболее острых проблем, вызванных  кризисом;

3. Основой посткризисного  восстановления и последующего  поступательного развития должен  стать внутренний спрос. Ослабление  зависимости экономического роста  от внешних факторов, максимально  эффективное задействование внутренних  ресурсов будут ключевыми задачами  правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную  роль будет играть внутренний  спрос со стороны государства  (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4.     Кризис - не  повод отказаться от долгосрочных  приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована  и ускорена. Главная модернизационная задача правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики.  Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

5.     Бизнес освобожден  от давления чиновников. Правительство  продолжит снижать административные  барьеры для бизнеса, являющиеся  одной из причин коррупции.  Будет также предложен новый  комплекс мер, позволяющий малому  бизнесу успешно развиваться  в условиях кризиса.

6.     Экономика  должна опираться на мощную  национальную финансовую систему.  Правительство предпринимает все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание уделено скорости принятия и реализации решений.

7. Правительство и Центральный  Банк реализовывают ответственную  макроэкономическую политику, направленную  как на поддержание макроэкономической  стабильности, так и на создание  необходимых условий, стимулов  для роста сбережений населения,  повышения инвестиционной привлекательности  экономики, на формирование качественно  иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную  бюджетную политику, поддержание  равновесного обменного курса  рубля. Денежная политика будет  направлена на борьбу с кризисом  ликвидности в финансовой сфере  при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести  к повышению доверия к национальной  валюте, увеличению уровня монетизации  экономики, снижение инфляции, обеспечивая  тем самым необходимые условия  для восстановления устойчивого  экономического роста.

Правительство Российской Федерации  и Банк России приняли меры по оздоровлению Российской экономики в 2009 году. Среди основных можно выделять следующие:14 усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости (выделено 695,8 млрд. руб); социальная защита (447,9 млрд. руб); софинансирование региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (43,7 млрд. руб); увеличение размера пособия по безработице (29,8 млрд. руб); проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации; сохранение и повышение промышленного и технологического потенциала (675,4 млрд. руб); общая поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями (302, 0 млрд. руб); меры налогового стимулирования (296 млрд. руб); поддержка отдельных отраслей экономики (373,4 млрд. руб);  обеспечение финансовой поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса (70 млрд. руб); повышение устойчивости национальной финансовой системы (485 млрд. руб); взаимодействие Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по реализации антикризисных мер (300 млрд. руб).

Информация о работе Государственное регулирование кризисных сиутаций