Государственное регулирование кризисных сиутаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Государство являет собой общественный институт, созданный и поддерживаемый посредством целенаправленной деятельности проживающих на определенной территории людей с целью выражения и реализации их воли (интересов), а также координации и согласования взаимодействий всех граждан (социальных групп) в экономической, социальной и политической сферах жизнедеятельности. На рубеже XX-XXI веков функции государства были подвергнуты трансформациям. По сути дела, государственное регулирование выступает в качестве организующего начала, своеобразного управляющего параметра.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…….…3
1.Теоретико-методологические основы изучения проблем государственного регулирования кризисных ситуаций ……..…….….4
1.1. Понятие кризиса, анализ видов кризиса и кризисных ситуаций……………………….4
1.2 Система государственного регулирования кризисных ситуаций ……………..….……11
2.ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ.…...15
2.1. Основные процессы государственного регулирования …………….……………..…...15
3.МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА………………………………….………….18
3.1. Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг …...…...….…18
3.2. Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг ……..….....…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………………..…………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

курсач последн.docx

— 138.78 Кб (Скачать)

Факторы культурного характера  проявляются в привычках, нормах потребления и предпочтениях  одних товаров перед другими.

Кризисы бывают регулярные (циклические), или периодические, которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные.

Регулярные кризисы  перепроизводства дают началу новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные кризисы. Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924 и 1927 г. А в 1953-1954 и 1960-1961. гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером является банковский кризис в Германии 1932 г.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить самые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство. Такие кризисы, бывают национальными и международными. К последним относятся кризис мирового судоходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышленности в 1977 г.

Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой. В 1970-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.

В этой связи, естественно, возникают  вопросы, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

С позиции теории регуляции  кризисы можно классифицировать следующим образом:

▪ кризис как  результат «внешнего» шока. В этом смысле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

▪ циклические  кризисы. Здесь кризис представляет собой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;

▪ структурный (большой) кризис. Любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

▪ кризис системы  регуляции. Ситуация, когда механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

▪ кризис способа  производства. Этот кризис характеризуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм — форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными закономерности, на которых базируется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики5.

Таким образом, кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные.

 

1.2. Система государственного  регулирования кризисных ситуаций

 

Кризис – это  тяжелое  переходное состояние экономики. С  одной стороны, кризис выступает тормозом экономического развития, что выражается в падении цен, курсов акций, банковского процента, в сокращении производства, сокращении занятости, падении рентабельности предприятий. С другой стороны, во время кризиса закладываются основы восстановления нарушенных законов движения экономики и дальнейшего ее развития. При этом стихийный рыночный механизм для разрешения противоречий использует кризисные параметры.6

Государственная политика в регулировании кризисных  ситуаций заключается в минимизации  экономического и социального ущерба, вызванного банкротством организации. При этом важно отметить, что разорение  неэффективных предприятий является важнейшим фактором рыночной экономики, обеспечивающим ее рост и развитие. 7

Антикризисная политика государства реализуется  на трех уровнях:

  • поддержание конкурентоспособности основных отраслей национального хозяйства;
  • предупреждение и недопущение кризисов в экономических и социально значимых сферах, таких как банковский бизнес или сфера общественного транспорта;
  • уменьшение негативных последствий банкротства предприятия, максимально полное удовлетворение интересов его сотрудников и кредиторов.

Целью государственного регулирования кризисных  ситуаций является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе. Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста, а на этой основе - повышение благосостояния народа. Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель, что видно из рисунка 1.1.

Рис. 1.1. Цель государственного регулирования8

     

В сферах, имеющих особое значение для экономической  и социальной жизни, государство  применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно разделить на две группы: административные и экономические.

Административные  меры основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей  системы путем формирования ее четкой структуры, создание условий для  подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Административные меры выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления. При этом основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов ограничены. Применяемые административные распоряжения как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжения.

Экономические меры базируются на общих правилах поведения, выбора маневра экономической  стратегии. Они оказывают косвенное  воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности. Также экономические меры предполагают полную самостоятельность хозяйствующих субъектов при высокой ответственности за принимаемые действия и их последствия и побуждают хозяйствующие субъекты к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального решения с точки зрения интересов данного субъекта и с учетом допустимого экономического риска.9

Подобные  меры позволяют минимизировать риски  банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

 

2.ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ

 

Антикризисное регулирование  – это политика правительства, которая  направлена на защиту от кризисных  ситуаций и предотвращение несостоятельности  предприятий, а, следовательно, и каждого  гражданина страны. Это политика, в  рамках которой выстраиваются пути для максимального использования  научно-технического потенциала и для  внедрения инновационных путей  развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой. Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные). Ведь нередко кризис – это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов.

 

Выделяют две основные формы государственного регулирования: I. Прямые, подразумевающие под собой непосредственное воздействие государства на совокупные спрос и предложение; II. Косвенные, предполагающие опосредованное воздействие государства. Примерами прямого воздействия можно назвать создание государственного сектора, перераспределение доходов и программирование экономики; примерами косвенного воздействия - соответствующая деятельность кредитно-финансовой и налоговой систем.

 

Правительство страны несет  ответственность за происходящие события, поэтому именно от государственной политики зависит общая ситуация в государстве. Для стабилизации экономической ситуации и укрепления позиций на международной арене государственные органы осуществляют меры защиты по следующим направлениям: правовое (создание правовой основы антикризисного управления, создание специальных органов для контроля и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях), методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий), информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий), экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации), организационное (создание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций), социальное (защита работников в случае банкротства предприятия), кадровое (подготовка специалистов в области антикризисного управления), экологическое (защита окружающей среды). Так как политическая и экономическая ситуация в мире в целом и той или иной стране нестабильна, необходимы постоянные изменения в установленной политике: коррекция налоговых ставок, внесение изменений в существующие законы, ужесточение мер по контролю за деятельностью предприятий.

2.2 Процессы государственного регулирования кризисных ситуаций

 

Государственное антикризисное  регулирование экономики непосредственно  связано с экономической политикой  и направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Во-первых, это антициклическое регулирование, которое заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний. Негативные последствия цикличности развития, особенно отрицательное, вынуждает государства проводить антициклическую политику, включающую мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства. Эти мероприятия имеют противоположное направление складывающейся экономической ситуации на каждой фазе экономического цикла.

К основным мероприятиям антициклической политики относят:

  1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, то есть на денежное предложение. Во время подъемов государство сокращает денежную массу, колличество денег, которые находятся в обращении, а во время кризиса наоборот увеличивает.
  2. Фискальная политика, которая предполагает маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику. Во время подъема экономики происходит увеличение налогов и сокращение расходов бюджета, а соответственно, в кризисный период налоги сокращают и увеличивают расход бюджета. Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что ведет к падению производства, доходов и занятости. Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается.
  3. Политика заработной платы. Она строится следующим образом: во время подъемов происходит понижение заработной платы, а в кризисные периоды проводится противоположная мера – повышение заработной платы.
  4. Инвестиционная политика. Данная мера предполагает сокращение государственных расходов во время подъемов экономики, и увеличение государственных инвестиций во время кризиса.

Следующий метод регулирования  – это управление ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования - это размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Данная мера предполагает увеличение ставки во время кризисных периодов и ослабление ставки во время подъемов. Можно проследить как менялась ставка во время глобального кризиса 2007 – 2010 г. Указами ЦБ ставки менялись следующим образом:

  • 19 июня 2007 г. — 3 февраля 2008 г. – 10%;
  • 4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г. - 10,25%;
  • 29 апреля 2008 г. — 9 июня 2008 г. - 10,5;
  • 10 июня 2008 г. — 13 июля 2008 г. - 10,75;
  • 14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г – 11%;
  • 12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г.- 12;
  • 1 декабря 2008 г. — 23 апреля 2009 г. – 13;
  • 24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г. - 12,5;
  • 14 мая 2009 г. — 04 июня 2009 г. – 12;
  • 05 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г. - 11,5;
  • 13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г. - 11%;
  • 10 августа 2009 г. — 14 сентября 2009 г. - 10,75%;
  • 15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г. -  10,5%;
  • 30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г. - 10%;
  • 30 октября 2009 г. — 24 ноября 2009 г. - 9,5%;
  • 25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г. – 9%;
  • 28 декабря 2009 г. — 23 февраля 2010 г. - 8,75%;
  • 24 февраля 2010 г. — 28 марта 2010 г. -  8,5%;
  • 29 марта 2010 г. — 29 апреля 2010 г. -  8,25%;10

Информация о работе Государственное регулирование кризисных сиутаций