Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:50, курсовая работа
Государство являет собой общественный институт, созданный и поддерживаемый посредством целенаправленной деятельности проживающих на определенной территории людей с целью выражения и реализации их воли (интересов), а также координации и согласования взаимодействий всех граждан (социальных групп) в экономической, социальной и политической сферах жизнедеятельности. На рубеже XX-XXI веков функции государства были подвергнуты трансформациям. По сути дела, государственное регулирование выступает в качестве организующего начала, своеобразного управляющего параметра.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…….…3
1.Теоретико-методологические основы изучения проблем государственного регулирования кризисных ситуаций ……..…….….4
1.1. Понятие кризиса, анализ видов кризиса и кризисных ситуаций……………………….4
1.2 Система государственного регулирования кризисных ситуаций ……………..….……11
2.ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ.…...15
2.1. Основные процессы государственного регулирования …………….……………..…...15
3.МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА………………………………….………….18
3.1. Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг …...…...….…18
3.2. Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг ……..….....…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………………..…………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Московский государственный
путей сообщения (МИИТ)
Институт транспортной техники и систем управления (ИТТСУ)
Кафедра «Менеджмент»
КурсоВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
тема: «ГОСУДАРсТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ»
Выполнил:
студент гр. ТМН-411.
Пикалов А.О.
Принял:
Доцент:
Массарыгина В.Ф.
МОСКВА 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Теоретико-методологические основы изучения проблем государственного регулирования кризисных ситуаций ……..…….….4
1.1. Понятие кризиса, анализ видов кризиса и кризисных ситуаций……………………….4
1.2 Система государственного
регулирования кризисных
2.ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ
2.1. Основные процессы государственного регулирования …………….……………..…...15
3.МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
3.1. Основные проблемы регулирования кризисной ситуации 2008-2009 гг …...…...….…18
3.2. Анализ работы правительства по регулированию кризиса 2008-2009 гг ……..….....…21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...………
ВВЕДЕНИЕ
Государство являет собой общественный институт, созданный и поддерживаемый посредством целенаправленной деятельности проживающих на определенной территории людей с целью выражения и реализации их воли (интересов), а также координации и согласования взаимодействий всех граждан (социальных групп) в экономической, социальной и политической сферах жизнедеятельности. На рубеже XX-XXI веков функции государства были подвергнуты трансформациям. По сути дела, государственное регулирование выступает в качестве организующего начала, своеобразного управляющего параметра. Восстанавливая своими действиями нарушаемый по каким-то причинам механизм обратных связей, государство создает его дополнительные звенья, выполняя, таким образом, свою роль в процессе самоорганизации сложных систем. При необходимости оно может брать на себя часть функций экономических агентов. Но, по существу, и в этом случае оно выполняет ту же роль – создает условия для выполнения экономикой своих функций в обществе.
С конца 2008 – начала 2009 года Россия начала ощущать на себе последствия мирового экономического кризиса в полном мере, при этом вползая в рецессию – одной из последних экономически развитых стран. Кризис сопровождается совокупностью девальвационных процессов, свертыванием социальных программ и гарантий, наконец, массовыми сокращениями и увольнениями работников, численность которых только по официальным данным достигла более 6 миллионов экономически активного населения в конце 2008 года .
В условиях мирового
экономического кризиса роль и значение
государственного регулирования кризисных
ситуаций неуклонно возрастает. Государство
должно проводить разумную и сбалансированную
денежно-кредитную и финансовую политику,
государство должно способствовать выходу
из кризиса реального сектора экономики,
осуществлять поддержку социально незащищенных
граждан, пострадавших в результате мирового
экономического кризиса.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЕЛМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов — постоянное явление. Первопричиной и возможностью возникновения экономических кризисов является разрыв между производством и потреблением товаров.
Р.Р. Ахметов отмечает, что «сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях»1.
Первый экономический кризис произошел в Англии в 1825 г., где к тому времени капитализм стал господствующим строем. Следующий кризис, разразившийся в 1836 г., охватил Великобританию и США. Кризис 1847 г. затронул почти все страны Европы. Первый мировой экономический кризис относится к 1857 г. Это был самый глубокий кризис со времени начала капиталистического развития. Кризис 1873-1878 гг. охватил большинство европейских стран и США и превзошел все предыдущие по своей продолжительности. Мировые экономические кризисы происходили в 1900—1903, 1907, 1920 гг., но все они не шли ни в какое сравнение с мировым кризисом 1929— 1933 гг. Он продолжался более четырех лет и охватил весь капиталистический мир и все сферы экономики.
После этого кризиса депрессия
была затяжной. Вслед за некоторым оживлением
в 1937 г. наступил новый кризис, характерный
тем, что ему не предшествовала фаза подъема.
Новый кризис хотя и был слабее предыдущего,
но протекал весьма остро. Общий объем
промышленного производства в капиталистическом
мире сократился на 11%, а в США — на 21, выпуск
автомобилей уменьшился на 40%. Развитие
и обострение этого кризиса было прервано
Второй мировой войной 1939-1945 гг.
После Второй мировой войны в 1948-1949 гг. разразился локальный экономический кризис, который охватил США и Канаду. В США объем промышленной продукции тогда упал на 18,2%, в Канаде — на 12, а общий объем промышленного производства развитых капиталистических стран сократился на 6%. Экономические кризисы в капиталистических странах происходили также в 1953-1954 и 1957-1958 гг. Но самым глубоким в послевоенный период стал экономический кризис 1973-1975 гг. Э.А. Уткин отмечает, что «он распространился на все капиталистические страны и отличался высоким уровнем инфляции»2. Характерной особенностью этого кризиса было переплетение его с глубокими структурными кризисами, поразившими важнейшие сферы производства — энергетику, сырьевые отрасли, включая и сельское хозяйство, а также валютную систему.
Точки зрения различных ученых на причины экономических кризисов весьма-противоречивы. Принципиальным отличием позиции К. Маркса по данной проблеме является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой природе капитализма, непосредственно в противоречии между общественным характером производства и частным характером присвоения его результатов.
Представители неоклассической
и либеральной школ выдвигают
различные причины
Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие:
▪ денежная теория, которая
объясняет причины
▪ теория нововведений, объясняющая экономический цикл использованием в производстве важных нововведений;
▪ психологическая теория, трактующая цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения;
▪ теория недопотребления, усматривающая причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано;
▪ теория чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является скорее чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование;
▪ теория солнечных пятен — погоды — урожая3.
При оценке взглядов ученых-экономистов на кризисы и их причины следует отметить, что эти взгляды трансформировались во времени вместе с изменением самой социально-экономической действительности. С учетом этого заслуживает внимания точка зрения ряда российских экономистов, которые выделяют три этапа в развитии взглядов на цикличность в кризисных явлениях.
Первый этап охватывает период с начала XVIII в. до середины 30-х гг. XX в. В этот период преобладали суждения о том, что экономические кризисы либо вообще невозможны при капитализме, либо они носят лишь случайный характер и что система свободной конкуренции способна самостоятельно их преодолевать.
Второй этап охватывает период с середины 30-х до середины 60-х гг. XX в. Выделение этого периода связано с трудами Дж. М. Кейнса, и прежде всего с его выводом о том, что экономические кризисы (точнее, депрессия, застой) неизбежны в условиях классического капитализма и вытекают из природы присущего ему рынка. Кейнс одним из первых среди западных экономистов прямо заявил, что капиталистический рынок включает в себя различные проявления монополизма и сочетается с государственным регулированием, отчего цены и заработная плата являются негибкими. В качестве принципиально необходимого средства сглаживания проблем кризиса и безработицы Кейнс выдвинул идею обеспечения государственного вмешательства в экономику в целях стимулирования эффективного совокупного спроса. К его заслугам в исследовании фактора цикличности следует также отнести разработанную им теорию мультипликатора, которая в последующем стала широко использоваться при анализе причин цикличности.
Третьим этапом в исследовании причин экономических циклов является период с середины 1960-х гг. до настоящего времени. В этот период, во-первых, стало уделяться особое внимание разграничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин цикличности рыночной экономики, причем именно эндогенные факторы стали объектом пристального изучения. Во-вторых, определилась позиция ряда специалистов, согласно которой государство в развитых странах далеко не всегда стремится к антикризисному регулированию, сглаживанию, циклических колебаний и к стабилизации экономического равновесия, а нередко проводит так называемую проциклическую политику, то есть провоцирует и поддерживает цикличность.
А.И. Дудник отмечает, что
«исследования природы
Первая отражает развитие идей монетаризма. Согласно этой концепции, государство наряду со многими присущими ему функциями выполняет роль своеобразного генератора денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия и таким образом поддерживают циклические колебания в общественном воспроизводстве.
Вторая концепция («политического
делового цикла») базируется на том, что
зависимость между уровнем
Для предприятия различают внешние и внутренние причины кризиса. Внешними причинами называются те, на которые предприятие не может воздействовать, или это воздействие может быть незначительным. К внешним причинам относят международные и национальные факторы.
Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков), стабильности международной торговли, зависящей, в свою очередь, от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговле, таможенных тарифах и пошлинах), от международной конкуренции (увеличения доли рынка фирм-конкурентов из-за применения более высоких технологий или более дешевого труда).
Национальные факторы могут быть обусловлены причинами политического, экономико-географического, культурного и научно-технического характера.
Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности" и принципах государственного регулирования экономики, а также в отношении к формам собственности, мерам по защите прав потребителей и предпринимателей. Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.
Экономико-географические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках — платежеспособным спросом населения. К ним можно также отнести уровень доходов и накоплений населения т.е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.
Информация о работе Государственное регулирование кризисных сиутаций