Досудебная санация предприятия должника

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является теоретическое обоснование общей концепции санации.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
1. охарактеризовать понятие досудебной санации и ее роль в антикризисном управлении;
2. рассмотреть диагностику финансового состояния неплатежеспособного предприятия;
3. определить источники финансирования досудебной санации неплатежеспособных предприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕДУРЫ ДОСУДЕБНОЙ САНАЦИИ 4-18
1.1 Основные понятия 4-7
1.2. Тактики, методы и формы досудебной санации
и их эффективность 7-14
3. Источники финансирования досудебной санации неплатежеспособных предприятий 14-18
2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ 19-26
3. РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕР САНАЦИИ И БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ 27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Файлы: 1 файл

санация.docx

— 64.60 Кб (Скачать)

     Результаты  санации (кроме преодоления неплатежеспособности и восстановления конкурентоспособности) можно оценить, зная дополнительную прибыль предприятия, то есть разницу  между суммой прибылей после санации  и размером прибылей (убытков) до ее проведения. Для более объективной  оценки эффективности прогнозируемый объем прибыли приводится к настоящей  стоимости. Вложения в проведение санации  рассматриваются как инвестиции санатора в предприятие, находящееся в финансовом кризисе, с целью получения прибыли (в абсолютной или относительной форме).

     Дополнительная  стоимость, созданная в результате санации, представляет собой абсолютный прирост стоимости активов предприятия, который ожидается в результате реализации плана санации. Она определяется как разница между потенциальной  стоимостью предприятия (после проведения санации) и его стоимостью до санации. Потенциальная стоимость определяется при помощи приведенных к настоящей  стоимости будущих денежных потоков. Этот метод определения эффективности  санации базируется на дисконтировании  будущего Cash-Flow. Проблема здесь заключается в точности прогнозирования будущего денежного потока.

     Поскольку дополнительная стоимость может  определяться как разница между  стоимостью предприятия после санации (за вычетом суммы вновь привлеченного  капитала) и ликвидационной стоимостью предприятия, сопоставление указанных  величин играет решающую роль в принятии кредиторами решения по акцептированию плана санации или ликвидации предприятия. Эта стоимость предприятия  берется во внимание и инвесторами, которые могут финансировать  санацию на условиях паевого участия. 
 

 

    1. РЕАЛЬНЫЕ  ФАКТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕР САНАЦИИ  И БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

     В отношении мер, предупреждающих  открытие дела о банкротстве, ничего не изменилось, кроме повышения их значимости. Поэтому имеет смысл  остановиться на этом хотя бы ввиду  лаконичности закона.

     В целом принимаемые меры могут  быть трех видов – осуществляемые по воле государства, по воле кредиторов и по воле собственников.

     Государство не может не быть крупнейшим кредитором, оно несет обязанность предупреждать банкротство, стоит обратиться к публичному праву. В случае, если единовременная выплата налога создает угрозу банкротства плательщика, Налоговый кодекс предусматривает предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налога на срок до 6 месяцев (пункт 2 ст. 64) либо налогового кредита на срок до 1 года (пункт 1 ст. 65). Правда, эти действия сопряжены с начислением процентов. В то же время законами субъектов РФ по региональным и местным налогам могут быть установлены другие условия предоставления отсрочек и рассрочек.

     Хотя налоговое законодательство прямо этого не оговаривает, однако теоретически налоговый орган вправе принять решение об отсрочке или рассрочке исполнения своего исполнительного документа (ст. 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), к числу которых относятся инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога и постановление о взыскании налога за счёт имущества организации-налогоплательщика. Здесь налоговый орган ни сроками, ни дополнительными условиями не ограничен.

     Государство решает и социальные задачи, а посему для знаковых организаций возможна досудебная санация за счет бюджета. В 80-х годах прошлого века в США через нее прошли Lockheed и Chrysler. Любопытный опыт накоплен Правительством Москвы: при посредничестве Московской управляющей финансовой компании оно компенсирует кризисным промышленным предприятиям часть денежных сумм, уплачиваемых банкам в виде процентов по кредитам, привлекаемым для пополнения оборотных средств. По этой схеме на 1 млн. бюджетных средств привлекается до 10 млн. кредитных ресурсов. Экономическим и одновременно социальным эффектом является создание 50-70 дополнительных рабочих мест в год на 1 млн. бюджетных вложений.

     Также распространеные методы госрегулирования – размещение государственного заказа, участие в выкупе допэмиссии акций, выдача лицензий на осуществление предпринимательской деятельности и т.д.

     Среди традиционного набора мер, на которые  обычно идут кредиторы, надо упомянуть  отсрочки с рассрочками и уменьшение размера платежей (пусть даже только в части пени), а также комбинацию отсрочки (рассрочки) с частичным  прощением долга. При этом на время  отсрочки (рассрочки) кредиторы могут  потребовать ввести доверительное  управление в отношении имущества  должника или передать функции единоличного исполнительного органа должника управляющей  компании. Теоретически не исключен и вариант создания простого товарищества.

     Накопленная американцами практика упоминает также  о неформальной ликвидации путем передачи прав (универсальной цессии): все имущество должника передается доверенному лицу (одному из кредиторов либо доверительному управляющему) для продажи с целью погашения требований кредиторов.

     Предприятие должник делает эти процедуры  для того, чтобы снять обвинения в преднамеренном банкротстве.

     Формальные  процедуры банкротства более  медленны, поэтому денег придется ждать дольше; они более затратны просто из необходимости выплачивать вознаграждение арбитражному управляющему и покрывать его расходы за счет конкурсной массы; в конце концов, законом предусмотрены случаи судебной санации, которая может быть назначена против воли кредиторов на менее приемлемых для них условиях.

     По  мнению Шершеневича, сами кредиторы несомненно предоставят должнику отсрочку, если найдут просьбу его справедливой. Для налаживания диалога с кредиторами часто нужен посредник. Иногда им является государство: так в 2002 году канцлер Германии Шредер, презрев политические разногласия, уговарил Deutsche Bank дать отсрочку платежей медиахолдингу Kirch Group. Администрация ХМАО сыграла активную роль в урегулировании конфликта группы «Альянс» и «СИДАНКО» вокруг «Варьеганнефтегаза». В Швеции создана специальная посредническая организация – Центр по заключению мировых сделок и по делам банкротств.

     Тем не менее не всегда досудебные меры, несмотря на их экономическую привлекательность, приносят необходимый результат: если кредиторов много, им обычно трудно договориться об общей политике, да и не нужно  сбрасывать со счетов недружественные  поглощения.

     Меры, которые могут предпринять собственники должника, можно заимствовать по аналогии из ст.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»: отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов, предоставление займов или поручительств (банковских гарантий) по кредитам, перевод долга, дополнительные взносы в уставный капитал. Проведение дополнительной эмиссии акций в целях привлечения стороннего инвестора (с последствиями в виде размывания собственной доли), предоставление акций (долей в уставном капитале) должника – кредиторам в виде отступного либо «белому рыцарю» (роль ЮКОСа в защите «Роспана» от ТНК).12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной курсовой работе подробно рассмотрены  как в общем, так и детально досудебная санация, ее формы, тактики, методы и формы досудебной санации  и их эффективность, меры по предупреждению банкротства организаций. Выявили, что цель санации считается достигнутой  если за счет осуществленных мероприятий  удается нормализовать хозяйственную  деятельность предприятия и избежать банкротства и ликвидации предприятия  – должника; что две главные  формы досудебной санации происходят в форме реорганизации и рефинансирования.

      Курсовая  работа выполнена в соответствии с задачами, поставленными во введении, цель работы достигнута.

Проведенный анализ литературных источников позволил уточнить определение досудебной санации как разновидность мер по предупреждению несостоятельности, заключающаяся в предоставлении должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

В данной работе описаны источники финансирования досудебной санации неплатежеспособных предприятий. Такие как:

- предоставление денежных средств организации-должнику по договору займа (кредита) на условиях, позволяющих исполнить текущие требования должника.

- предоставление поручительств и (или) банковских гарантий должнику.

- отсрочка и (или) рассрочка платежа.

- перевод долга организации-должника на других лиц с согласия кредиторов.

- прощение долга, которое производится в соответствии с правилами гражданского кодекса РФ.

- новация  долга, предусматривающая замену ранее существовавшего обязательства иным.

- отказ от распределения прибыли юридического лица и направление ее на устранение финансовой неустойчивости.

- дополнительные взносы в уставный капитал организации.

В практической части проекта приведены реальные факты по проведению мер санации  и банкротства предприятия-должника.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Гражданский кодекс РФ 26.01.1996 г.
  2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
  3. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / С.Е. Андреев, В.В. Витрянский, С.А. Денисов и др.; под ред. В.В. Витрянского. - М.: Статут, 2007.
  4. Коротков Э.М. «Антикризисное управление», М.: ИНФРА-М., 2009 г.
  5. Сытник Л.С. «Методы прогнозирования банкротства и обеспечение безубыточности предприятия», М.: Экономика промышленности, 2005г.
  6. Юлова Е.С. «Конкурсное право. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)», М.: МГИУ., 2008г.
  7. Бджола В.Д. Финансовая санация предприятий, формы и источники// Финансовые исследования. – 2006г. - №4
  8. Емелькина Н. Надзор за исполнением законодательства о тесостоятельности (банкротстве). // Законность. – 2006г. - №5
  9. Финансовая санация предприятий, формы и источники. // Финансовые исследования. – 2001г. - № - 4.
  10. www.elitarium.ru Виноградова З.И. д.э.н., профессор РЭА им. Г.В. Плеханова.
  11. РосБизнесКонсалтинг. [http://www.rbk.ru ]

Информация о работе Досудебная санация предприятия должника