Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:41, курсовая работа
Целью исследования является теоретическое обоснование общей концепции санации.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
1. охарактеризовать понятие досудебной санации и ее роль в антикризисном управлении;
2. рассмотреть диагностику финансового состояния неплатежеспособного предприятия;
3. определить источники финансирования досудебной санации неплатежеспособных предприятий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕДУРЫ ДОСУДЕБНОЙ САНАЦИИ 4-18
1.1 Основные понятия 4-7
1.2. Тактики, методы и формы досудебной санации
и их эффективность 7-14
3. Источники финансирования досудебной санации неплатежеспособных предприятий 14-18
2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ 19-26
3. РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕР САНАЦИИ И БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ 27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
а)
Дотации и субвенции за счет средств
бюджета. В такой форме санируются
в основном государственные предприятия
(хотя законодательно не воспрещена государственная
финансовая поддержка предприятий
и альтернативных форм собственности).
Эта форма санирования связана
со следующими основными условиями:
необходимостью обеспечения дальнейшего
развития приоритетных отраслей экономики;
отраслевой и межотраслевой
б)
Государственное льготное кредитование.
Оно осуществляется, как правило,
по той же группе предприятий и
при таких же условиях, что и
в предшествующем случае. Отличием
этой формы санирования является
лишь возвратный характер предоставляемых
финансовых ресурсов и значительно
более льготный режим кредитования
в сравнении с условиями
в) Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные. Эта форма санации используется обычно только по финансовым кредитам, где кредитором выступает коммерческий банк, осуществляющий обслуживание предприятия. В процессе такой формы реструктуризации долга по долгосрочному кредиту существенно повышаются ставки процента;
г) Выпуск облигаций и других долгосрочных ценных бумаг под гарантию санатора;
д)
Отсрочка погашения облигаций
е) Списание санатором-кредитором части долга. Эта форма санации предприятия предпринимается кредитором в том случае, если требование о полном погашении долга нереально и приведет предприятие к финансовому краху. Обычно санация в форме списания части долга сопровождается соглашением между кредитором и предприятием об иных формах его компенсации на последующих этапах
ж) Целевой банковский кредит.
Санация, проводимая в форме реорганизации. Такая санация осуществляется при более тяжелых масштабах кризисного финансового состояния предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, обеспечивающих более эффективные организационные формы его хозяйственной деятельности. Позволяет сохранить бизнес должника, но может привести и к прекращению предприятия как самостоятельного юридического лица или потери контроля над предприятием. К форме реорганизации относят:
а)
присоединение предприятия
б)
разделение предприятия – должника,
осуществляющего
в) преобразование предприятия – должника в ОАО ( при условии обеспечения законодательно – установленного минимального размера уставного капитала для ОАО) по инициативе группы учредителей, что позволяет существенно расширить финансовые возможности должника за счет привлечения долгосрочного капитала, а также стимулировать экономическое развитие.Для государственных предприятий в качестве процедур санации могут использоваться: приватизация и сдача предприятия работникам (трудовому коллективу) в аренду при условии принятия ими на себя долгов санируемого предприятия.
5.
Подбор санатора. Такой подбор
осуществляется, исходя из выбранных
форм санации и предшествует
разработке бизнес-плана
-
собственники предприятия (в
- кредиторы предприятия;
- коммерческий банк, осуществляющий обслуживание предприятия.
При формах санациии, направленных на реструктуризацию (реконструкцию) предприятия, основными санаторами могут быть:
- собственники предприятия;
- предприятия-кредиторы;
-
сторонние хозяйствующие
-
трудовой коллектив
6.
Подготовка бизнес-плана
-
Расчет эффективности санации.
Этот расчет позволяет
Результаты санации (хотя и направлены на устранение неплатежеспособности и восстановление финансовой устойчивости предприятия) в конечном итоге могут быть оценены размером дополнительной прибыли (разницей между ее суммой после и до осуществления санации). Дополнительная прибыль в этом случае получается за счет нормализации хозяйственной деятельности предприятия при соответствующей финансовой поддержке (в сравнении с суммой прибыли, получаемой в условиях кризисного его развития). В процессе расчета эффективности санации сумма дополнительной прибыли предприятия приводится к настоящей стоимости.
Затраты
на осуществление санации
7.
Утверждение бизнес-плана
8.
Мониторинг реализации
Цель
санации считается достигнутой
если за счет осуществленных мероприятий
удается нормализовать
Продолжительность
санации не должна превышать 18 месяцев.
Арбитражным судом ее срок может быть
продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация
завершается по достижении ее цели прекращением
производства по делу о несостоятельности
(банкротстве) предприятия либо в случае
ее неэффективности решением арбитражного
суда о признании предприятия несостоятельным
(банкротом) и открытии конкурсного производства.6
Формы предоставления финансовой помощи могут быть различными. Наиболее распространенными формами оказания помощи организации-должнику, испытывающей затруднения при исполнении денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, являются:
По мнению В.Д. Бджола8, традиционно санация осуществляется за счет следующих внешних источников:
Финансовая
санация может также
В научной литературе по вопросам финансового оздоровления предприятий часто встречается такое понятие, как «чистая санация», которая заключается в том, что убытки покрываются исключительно за счет сформированных на предприятии резервных (страховых) фондов. Использование внутренних финансовых резервов позволяет не только существенно снизить угрозу банкротства, но и в значительной степени уменьшает потребность в привлечении капитала с внешних источников.
Если финансовых ресурсов из децентрализованных источников недостаточно для проведения санации, то в некоторых случаях может быть принято решение о предоставлении предприятию государственной финансовой поддержки. В случае убыточной деятельности предприятий государство, если оно признает их продукцию общественно необходимой, может предоставлять им дотации и другие виды финансовой поддержки.
При принятии решений о содействии конкретному предприятию исполнительная власть должна исходить из принципа поддержки, прежде всего жизнеспособных производственных структур, которые способны ее использовать с максимальной отдачей и обеспечить увеличение производства и реализации продукции, что увеличивает доходную часть бюджета. Такое решение основываться на ряде критериев, среди которых можно отметить: