Досудебная санация предприятия должника

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является теоретическое обоснование общей концепции санации.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
1. охарактеризовать понятие досудебной санации и ее роль в антикризисном управлении;
2. рассмотреть диагностику финансового состояния неплатежеспособного предприятия;
3. определить источники финансирования досудебной санации неплатежеспособных предприятий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕДУРЫ ДОСУДЕБНОЙ САНАЦИИ 4-18
1.1 Основные понятия 4-7
1.2. Тактики, методы и формы досудебной санации
и их эффективность 7-14
3. Источники финансирования досудебной санации неплатежеспособных предприятий 14-18
2. РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ 19-26
3. РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕР САНАЦИИ И БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ 27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30-31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Файлы: 1 файл

санация.docx

— 64.60 Кб (Скачать)

     Централизованная  санационная поддержка может  оказываться путем прямого бюджетного финансирования и непрямыми формами  создания благоприятных условий.

     Прямое  бюджетное финансирование санации  предприятий может осуществляться на принципах возвратности (бюджетные  ссуды) и невозвратности (субсидии, дотации, полный или частичный выкуп  государством акций предприятий, которые  находятся на грани банкротства).

     Существуют  предложения, согласно которым в  госбюджете должен формироваться специальный  фонд финансирования санации и реструктуризации государственных предприятий. В  то же время большинство западных исследователей по данному вопросу  сделали однозначный вывод, что  прямое государственное финансирование является не только фактором, стимулирующим  бюджетный дефицит, но и связано  с негативными сопутствующими эффектами  на макро- и микроуровнях. Кроме того, в экономически развитых странах  почти полностью отказались от использования данного метода финансовой поддержки предприятий.

     Одним из косвенных методов государственной  санационной поддержки предприятий  является предоставление им разрешения на нарушение антимонопольного законодательства. Например, в США это может выражаться в разрешении на слияние конкурирующих  компаний в случае, если одна из фирм, имеющая значительное народнохозяйственное значение, находится на грани банкротства.

     В целом же в практике проведения санации  этот метод используется в исключительных случаях, поскольку предоставление разрешения на монопольные образования  может иметь негативные микро- и  макроэкономические последствия стратегического  характера. Именно поэтому применять  его можно только в том случае, если предприятия докажут, что при  их слиянии будет наиболее полно  использован эффект масштаба, существенно  сократится уровень себестоимости  продукции, значительно повысятся  ее качественные параметры.9

     Таким образом, использование того или  иного метода государственной поддержки  санации и реструктуризации зависит  от конкретных характеристик предприятия, его народнохозяйственного и  регионального значения. 

    2.РАЗРАБОТКА ПЛАНА САНАЦИИ

     План  финансового оздоровления разрабатывают, как правило, финансовые и контролинговые службы предприятия, независимые аудиторские  и консалтинговые фирмы. Необходимость  привлечения внешних консультантов  во время разработки плана обусловлена  тремя основными причинами:

  1. затратами рабочего времени, необходимого для разработки плана;
  2. потребностью в соответствующих знаниях и опыте;
  3. потребностью в объективности.

     Для разработки плана санации используют весь методический и функциональный арсенал контролинга. При этом следует  руководствоваться следующими принципами:

  1. завершенность – учет всех наиболее важных обстоятельств дела (все позиции плана должны базироваться на целиком проверенных данных);
  2. содержательность – рассмотрение только тех обстоятельств, которые относятся к процессу санации;
  3. правильность – правдивое освещение проблематики кризиса с отображением всех предпосылок и беспрерывной логической цепочки аргументов;
  4. ясность – правдивое и однозначное освещение и отображение информации;
  5. объективность – четкая граница между фактическими данными, собственным взглядом контролера и выводами.

     Планирование  охватывает финансовые, производственные и трудовые ресурсы предприятия, процессы хозяйственной деятельности. Общая структурно-логическая схема  плана санации может иметь  вид:

 

 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3.1 – Структурно-логическая схема  санации10

 

     Введение содержит общую характеристику объекта планирования. Здесь приводятся сведения о правовой форме организации бизнеса, форме  собственности, организационной структуре, сфере деятельности, а также краткая  историческая справка о развитии предприятия. Кроме того определяется цель составления плана, его заказчик и методы разработки.

     Первый  раздел отображает исходную ситуацию на предприятии. Оценка внешних условий, в которых функционирует предприятие, является основой стратегического  планирования и включает в себя изучение общих политико-экономических тенденций, анализ отрасли и рыночного сегмента. Во время изучения общей политико-экономической  ситуации учитывается развитие экономики  в целом, демографическая ситуация, технологические новации, изменение  политической среды. Соответствующая  оценка дает возможность выяснить возможности  адаптировать стратегию развития предприятия  к изменениям в общественно-политической жизни страны.

     Анализ  финансово-хозяйственного положения  охватывает два аспекта: производственно-хозяйственную  деятельность и финансовое положение. Приводятся данные о фактическом  финансовом и имущественном положении  предприятия (фактический объем  реализации, величина прибыли или  убытка, уровень задолженности, коэффициенты платежеспособности, ликвидности, финансового  левериджа).

     Анализ  причин финансового кризиса и  слабых сторон заключается в систематизации и оценке определенных факторов и  их влиянии на финансово-хозяйственную  деятельность предприятия. Цель такого анализа – локализировать и устранить  указанные факторы. Симптомы кризиса  выявляются в результате анализа  слабых сторон предприятия, которые  могут проявляться в таких  сферах как привлечение капитала, рынок, персонал, законодательство.

     Существующий  потенциал. Здесь характеризуются  сильные стороны предприятия, его  возможные шансы на существующий потенциал в кадровой, производственной, технологической, маркетинговой и других сферах. Потенциал развития предприятия характеризуется следующими главными факторами:

  1. финансовое обеспечение и возможности привлечения дополнительного капитала;
  2. существование квалифицированного персонала;
  3. существование надежных и дешевых источников поставки сырья и материалов;
  4. существование рынков сбыта продукции;
  5. производственный потенциал;
  6. эффективная организационная структура;
  7. высокое качество менеджмента.

     В случае продолжительного финансового  кризиса факторы, которые определяют потенциал предприятия, постепенно утрачивают силу, то есть позиции предприятия  ослабляются. Эффективную санацию  можно обеспечить благодаря планомерному развитию и использованию существующего  у предприятия потенциала, а также  ослаблению факторов, которые ограничивают возможности санации. На основании  анализа исходной ситуации приходят к выводу о целесообразности и  возможности санации предприятия  или о необходимости его ликвидации.

     Второй  раздел должен характеризовать стратегические цели санации предприятия, целевые  ориентиры и разработку стратегии. Здесь приводится также оперативная (Crach-) программа, которая отражает мероприятия, направленные на покрытие текущих убытков, восстановление платежеспособности и ликвидности предприятия. Только при условии удачного выполнения этой программы предприятие будет способно реализовать план санации, то есть реализовать мероприятия по восстановлению прибыльности и достижению стратегических конкурентных преимуществ. В каталог санационных мероприятий согласно Crach-программы могут входить:

  1. рефинансирование дебиторской задолженности (форфейтинг, факторинг, обращение в хозяйственный суд);
  2. мобилизация скрытых резервов благодаря продаже отдельных позиций активов;
  3. увеличение и уменьшение уставного капитала;
  4. реструктуризация кредиторской задолженности;
  5. замораживание инвестиционных вложений;
  6. возвратный лизинг;
  7. распродажа по сниженным ценам товаров, спрос на которые низкий.11

     Третий  раздел включает в себя конкретный план мероприятий по восстановлению прибыльности и конкурентоспособности  предприятия в долгосрочном периоде: план маркетинга и оценка рынков сбыта; план производства и капиталовложений; организационный план; финансовый план.

     В плане маркетинга и оценки рынков сбыта продукции определяются: рыночные факторы, которые влияют на сбыт продукции  и вместимость рынка; мотивацию  потребителей; степень эластичности спроса на уровень платежеспособности спроса на продукцию предприятия; условия  сбыта; отраслевые риски; ситуацию на смежных  товарных рынках. Количественная оценка части рынка, принадлежащей предприятию, осуществляется по основным потребителям готовой продукции со ссылкой  на текущие объемы реализации и перспективы  ее увеличения. Приводится список возможных  конкурентов, выясняются их преимущества и недостатки; приводится схема реализации продукции; рассматриваются методы стимулирования реализации и предложения  с целью достижения оптимального соотношения реализационной цены и  себестоимости. Определяются возможности  и пути расширения рынков сбыта. Оценивается деятельность предприятия с точки зрения антимонопольного законодательства.

     В плане производства и капиталовложений приводятся сведения об использовании  оборудования, его износ, затраты, связанные  с обновлением (приобретение нового оборудования, ремонт и реконструкция), возможности аренды или лизинга. Дается характеристика производственного  процесса, определяются его «узкие»  места, коммерческие связи с поставщиками сырья. Конкретные мероприятия по расширению ассортимента продукции и повышению  ее качества с целью достижения конкурентных преимуществ. Указывается, какое именно оборудование, техническую документацию, технологию, «ноу-хау» у кого и на каких условиях, в какой срок и  на какую сумму необходимо приобрести. На этом основании оценивается потребность  в инвестициях. План производства и  соответствующих капиталовложений составляется в форме бюджета.

     В организационном плане дается характеристика организационной структуры предприятия, рассматриваются возможности реструктуризации (реорганизации) и перепрофилирования, анализируется управленческий и  кадровый состав, приводится фактическое  количество работающих и вносятся предложения  по его уменьшению, намечаются мероприятия  по усилению мотивации работников и  усовершенствованию организации менеджмента. В случае необходимости выясняются возможности слияния, присоединения  или разукрупнения с учетом требований антимонопольного законодательства.

     Финансовый  план должен содержать в себе:

  1. прогноз объемов выпуска и реализации продукции;
  2. баланс денежных поступлений и расходов;
  3. сводный баланс активов и пассивов (до начала санации, в отдельные периоды, во время санации и после ее проведения);
  4. анализ путей достижения безубыточности предприятия;
  5. формы и источники мобилизации финансовых ресурсов;
  6. графики освоения, окупаемости и возврата финансовых ресурсов (если они были привлечены на возвратной основе).

     В финансовом плане приводится также  сумма расходов на разработку плана  санации и, возможно, проведение санационного аудита. На основании финансового  плана определяется общая потребность  предприятия в финансовых ресурсах из внешних источников. Объем внешнего финансирования равен разнице между  общей потребностью предприятия  в финансовых ресурсах (инвестиции в основные и оборотные средства) и прогнозированной выручкой от реализации отдельных объектов, входящих в активы, продажа которых осуществляется в рамках санации. Полученное значение корректируется на положительный или  отрицательный Cash-Flow, который ожидается в период проведения санации.

     Четвертый раздел содержит расчет эффективности  санации, а также список мероприятий  по организации реализации плана  и контроля за его выполнением. Детализируются ожидаемые результаты выполнения проекта, а также прогнозируются возможные  риски и убытки.

     Основные  критерии оценки эффективности санации  следующие: ликвидность и платежеспособность; прибыльность; дополнительная стоимость, созданная в результате санации; конкурентные преимущества. Если за основу брать критерий прибыльности, то эффективность  санации определяется отношением прогнозированного  объема дополнительной прибыли к  размеру вложений на проведение санации.

Информация о работе Досудебная санация предприятия должника