Банкротство как способ реформирования организации, анализ и финансовые условия банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Все вышеизложенное обусловливает актуальность рассматриваемой темы, а основной целью работы является анализ банкротства как способа реформирования организации, изучение финансовых условий банкротства. Для достижения главной цели работы необходимо:

Изучить нормативно-правовые основы банкротства (несостоятельности) предприятий;
Рассмотреть экономическое содержание банкротства;
Провести анализ предусмотренных законодательством процедур банкротства;
На основе проведённого исследования – оценить основные проблемы и возможности совершенствования финансовых условий и процедур банкротства.

Файлы: 1 файл

Банкротоство как способ реформирования организации, анализ и финансовые условия банкротства.doc

— 220.00 Кб (Скачать)
  1. Удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей или иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.
  2. Органом управления должника, уполномоченным принимать решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.
  3. Обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.

     Отметим, что отечественное законодательство о банкротстве находится в стадии становления. Так, до закона  № 127-ФЗ были приняты:

    1. С  1 марта действовал закон Российской  Федерации «О несостоятельности  (банкротстве) от 19 ноября 1992 года, был  принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации (от 20 сентября 1993 года № 9268, от 20 мая 1994 года № 498), создан специальный орган – Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе, которое получило право возбуждать в отношении госпредприятий дела о несостоятельности, не замедлившее с изданием собственного нормативно-правового акта в виде распоряжения от 12 августа 1994 года № 31-р, имеющего характерное название: «Методические положения по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса»;

    2. С  1 марта 1998 года введен Федеральный  закон Российской Федерации «О  несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ.

  1. С 1 января 2005 года в полном объёме вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который в большей части действовал с ноября 2002 года, и, соответственно, отменивший предыдущий закон.

     Весьма  примечателен тот факт, что, начиная  с закона 1998 года, неудовлетворительная структура баланса не является необходимым признаком банкротства, однако никто и не подумал отменить упомянутые выше Постановление № 498 и Распоряжение № 31-р, с позиций которых вся отечественная экономика является банкротом.

     Ст.27 закона № 127-ФЗ предусматривает следующие процедуры банкротства: наблюдение; финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

     Вместе  с тем, законодательство предусматривает совершение руководством и собственниками предприятия совершения вполне определённых действий по предотвращению банкротства (Глава II закона № 127-ФЗ).

     В соответствии со ст. 52 Федерального закона № 127-ФЗ по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный  суд принимает один из следующих судебных актов:

  1. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
  2. Решение об отказе в признании должника банкротом.
  3. Определение о введении финансового оздоровления.
  4. Определение о введении внешнего управления.
  5. Определение о прекращении дела о банкротстве.
  6. Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
  7. Определение об утверждении мирового соглашения.

     Содержание  этих процедур банкротства определено положениями Федерального закона № 123-ФЗ; их анализ будет проведён в соответствующем разделе работы.

 

     

     2. Анализ процедур и финансовых условий банкротства как способа реформирования организации 

    1. Анализ  досудебных процедур
 

     В соответствии со ст.30 Закона, в случае возникновения установленных признаков  банкротства:

  1. Руководитель должника обязан направить учредителям должника либо собственникам его имущества уведомление о наличии признаков банкротства;
  2. Собственники предприятия обязаны своевременно принимать меры по предупреждению банкротства организации;
  3. До подачи заявления в арбитражный суд собственники предприятия должны принять все возможные меры по восстановлению платёжеспособности предприятия, хотя гораздо чаще учредители спешат спасать вложенные ими средства, но не организацию.

     В соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ (ст. 31) учредителями (участниками) должника, кредиторами или иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть представлено финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).

     Необходимо  отметить, что данная мера имеет  краткосрочный характер воздействия, и при неизменных прочих условиях долгосрочного  эффекта, то есть достижения стабильности в работе предприятия обеспечить не в состоянии.

     Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что  предприятию-должнику может быть предоставлена  финансовая помощь в размере, достаточном  для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

      Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

  1. До возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
  2. Если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;
  3. Если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия-должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

     В зависимости от глубины кризиса  предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают  два вида санации, каждая из которых  имеет ряд форм: 

  1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление: 
  • Погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия, однако ст.64 НК РФ предусматривает возможность предоставления организациям налогового кредита на срок от одного до шести месяцев в случае, если вследствие единовременной уплаты налога возникает угроза банкротства, что может быть использовано руководством организации;

 Погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего; такая возможность в условиях гипертрофированного развития потребительского кредитования такая возможность либо является чисто теоретической, либо может быть предоставлена только при наличии весьма серьёзных гарантий со стороны предприятия; 

  • Перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;  
  • Выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, с теми же проблемами, которые были указаны выше;
  1. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы  собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.

     Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.

     Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может  быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

    1. Использование процедур после решения суда
 

     В предыдущем разделе работы были приведены  варианты решений арбитражного суда при обращении к нему заинтересованных лиц по поводу инициации процедуры  банкротства организации-должника. Остановимся на их общей характеристике.

      2.2.1. Наблюдение

 

     В соответствии со ст. 2 Закона наблюдение – процедура банкротства, применяемая  к должнику в целях обеспечения  сохранности его имущества, проведения финансового анализа должника, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов.

     Введение  и ход процедуры наблюдения урегулирован положениями главы IV Федерального закона № 127-ФЗ. Процедура осуществляется под наблюдением кредиторов после принятия судом заявления о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия осуществляется с рядом существенных ограничений.

     Так, введение наблюдения не является основанием для отстранения от работы руководителей предприятия–должника, однако органы управления этого предприятия не вправе принимать решения о реорганизации предприятия, создании филиалов и представительств, выплате дивидендов, размещении ценных бумаг, а сделки, связанные с недвижимым имуществом, с получением и выдачей займов и могут совершаться только с согласия временного управляющего.

     Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий, как правило, из кандидатов, предложенных кредиторами. Обязанностями временного управляющего являются:

  1. Обеспечение сохранности имущества должника.
  2. Проведение анализа финансового состояния.
  3. Определение  наличия признаков фиктивного и преднамеренного    банкротства.
  4. Установление всех кредиторов.
  5. Созыв первого собрания кредиторов.

     Наблюдение  вводится на срок не более 7 месяцев  со дня обращения кредиторов в  арбитражный суд.

     По  окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии предприятия – должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. На основании представленного отчета и ходатайства первого собрания кредиторов арбитражный суд принимает одно из решений:

    1. О введении финансового оздоровления.
    2. О введении внешнего управления.
    3. О признании должника банкротом и введении внешнего управления.

     С момента принятия решения процедура наблюдения прекращается.

     2.2.2. Финансовое оздоровление

 

     Финансовое  оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения задолженности. Вопросы, касающиеся процедуры финансового оздоровления урегулированы положениями главы V закона № 127-ФЗ.

     Финансовое  оздоровление вводится на срок не более  двух лет по решению арбитражного суда на основании ходатайства должника по представлению первого собрания кредиторов.

     При этом арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника и назначить  арбитражного управляющего, который  в ходе финансового оздоровления обязан:

  1. Вести реестр требований кредиторов.
  2. Собирать собрания кредиторов.
  3. Рассматривать отчеты о ходе финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
  4. Предоставлять на рассмотрение собрания кредиторов информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.
  5. Осуществлять контроль за своевременным выполнением должником текущих требований кредиторов.

Информация о работе Банкротство как способ реформирования организации, анализ и финансовые условия банкротства