Антикризисное управление в западных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:59, реферат

Краткое описание

В реферате описан опыт антикризисного управления в Германии

Оглавление

Введение
1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
2. Причины и последствия возникновения кризисов
3. Кризисы в развитии организации
4. Опыт антикризисного управления в Германии
5. Немецкое законодательство о банкротстве предприятия
6. Анализ причин кризиса
7. Деятельность немецкого ведомства по управлению государственной собственностью
8. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
Заключение
Новости. Предложения Германии по выходу из современного кризиса
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Антикризисное управление реферат готовый.docx

— 56.69 Кб (Скачать)

 Третий уровень, далее его будем называть бифуркационным, связан с такими изменениями, которые, значительным образом отражаются на структуре и элементном составе системы. Естественно, что на предложенные объективные процессы могут накладываться субъективные факторы, которые связаны с состояниями, отличающимися от принятых.

 В результате жизнедеятельности систем происходит изменение тенденций их существования. Периоды изменения тенденций жизнедеятельности систем в результате исчерпания внутренних возможностей системы (потенциала системы) или же под воздействием внешних факторов являются переходными периодами или, согласно принятой классификации, в отдельных случаях кризисами.

 В менеджменте знания о кризисе, его возможных проявлениях в жизнедеятельности системы – основой базис для разработки эффективной программы антикризисных мероприятий.

 Один из наиболее рациональных заключается в выделении пятиэтапного цикла развития.

 Первый этап  имеет название эксплерентного. Он характеризует зарождение фирмы в рыночной экономической среде, формирование ее первоначальной структуры. Это этап скрытого (латентного) развития будущей целостности.

Еще не оформились признаки полной внешней дифференциации и внутренней интеграции фирмы, но уже  появились ее некоторые черты, посылки, потенциальные характеристики.

 Такие организации (фирмы) называются эксплерентными. Компания продолжает расти и увеличиваться и вступает в новый этап – патиентный. В связи с тенденциями роста необходима реструктуризация, разделение направлений управленческой деятельности, рост результативности деятельности. Это этап завоевывания какого-либо сегмента рынка, упрочения своих рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышения роли маркетинга в управлении фирмой. На этом этапе также существует опасность кризиса.

 Но она незаметна, так как внутреннее развитие характеризуется устойчивыми тенденциями. Третий этап развития организации – виолентный. Компания завоевывает устойчивое положение на рынке.

 Организация может успешно конкурировать. Виоленты – это фирмы со стратегией активного маркетинга, массовым выпуском пользующейся спросом продукции, крупные инновационные предприятия.

 Существует три вида подобных организаций: национальный виолент, интернациональный виолент, деструктурированный виолент. Национальные виоленты почти всегда организуют венчурные, в том числе экплерентные организации, связанные с инновационной деятельностью, современными организационными структурами.

 В процессе развития компании нередко утрачивают былой динамизм, обретая взамен устойчивую стабильность (их положение называют позицией «могучего слона»). Стабильность достигается большими размерами, наличием широкой международной сети филиалов, диверсификацией. В условиях жестокой конкуренции трудно удерживать лидерство в инновациях, но обширное проникновение на рынок позволяет обеспечить более стабильные позиции в конкурентной борьбе. При этом возможна и такая ситуация.

 Попавшая в полосу кризисного развития фирма нередко утрачивает самостоятельность или медленно переходит на второстепенные роли в экономическом развитии, превращаясь в деструктурированный виолент. Четвертый этап называется коммутантным. Он представляет собой состояние фирмы в период упадка, когда развитие заходит в тупик. Структура упрощается, а выросшие и окрепшие конкуренты вытесняют с рыночного пространства и становятся более эффективными. Так появляются фирмы-коммутанты – малые и средние предприятия, ориентированные преимущественно на региональные рынки, использование достижений фирмвиолентов. Пятый этап называется леталентным.

 Он характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением ее существования в прежней форме. На данной стадии возникают фирмы – леталенты. Это распадающиеся фирмы или фирмы, осуществляющие диверсификацию с полным изменением профиля деятельности.

 Такие глубокие изменения, естественно, могут породить целую гамму осложнений самого различного характера, в том числе и рыночных позиций.

 В практике антикризисного управления очень важно уметь диагностировать наступление кризиса, отделять изменения переходного периода от изменений нормального функционирования фирмы.

    4.Опыт антикризисного управления в Германии

Особенности антикризисного управления в ФРГ обусловлены  спецификой ее развития в предшествующие годы и в период создания единого  государства. Общая экономическая  и финансовая ситуация в стране определяется следующими моментами. 
1. Высокая степень концентрации капитала и производства, усиление влияния крупного бизнеса, рост его политической мощи. Процесс концентрации и централизации в ФРГ прошел две фазы: первая (период образования ФРГ и до середины 60-х гг.) характеризовалась реставрацией и укреплением капиталистических структур в двух главных формах - восстановление крупных банков и сталелитейных концернов; вторая (начавшаяся с кризиса 1966-1967 гг. и продолжающаяся до сих пор) характеризуется концентрацией в форме слияний фирм и поглощений.  
Например, крупнейший концерн «Даймлер – Бенц» поглотил в последние годы такие гиганты, как МТУ, «Дорье», АЭГ. Начиная с 80-х гг. производство 510 важнейших видов промышленной продукции для трех крупнейших компаний составляет в среднем 41,8%. В целом уровень концентрации немецкой промышленности довольно высок и имеет тенденцию к росту. 
Наблюдается усиление воздействия крупного капитала на государственную политику по двум направлениям: масштабы концернов и их народнохозяйственное значение вынуждают государство действовать в интересах этих гигантов; концерны осуществляют определенную целенаправленную стратегию воздействия на государство путем использования лоббистов, союза предпринимателей, прессы и других рычагов. 
2. Волна слияний и поглощений в промышленности отразилась на банковской сфере и способствовала дальнейшей монополизации в банковском деле. Число отделений «гроссбанков», например «Дойче банка», стремительно увеличивается. Среди банковских гигантов непрерывно меняется соотношение сил. Создаются банковские консорциумы по предоставлению особо крупных кредитов. 
Альтернативным методом предоставления особо крупных кредитов является так называемый параллельный кредит, при котором несколько банков, предварительно согласовав между собой условия и общие размеры предстоящей сделки, по отдельности заключают соглашение с заемщиком и предоставляют ему кредиты. Значительное развитие получили операции по лизингу. 
3. Резко возрастает роль государственно-монополистического регулирования в связи с переходом к новой модели экономического роста, для которой характерно ускоренное развитие новых технологий, основные черты которых: высокая степень использования научно-технических знаний; высокий уровень расходов на НИОКР; широкий спектр применения новых технологий в различных отраслях экономики; взаимное переплетение этих технологий; сильное воздействие на темпы экономического роста и структуру народного хозяйства на макро- и микроэкономическом уровне, а также на социальную сферу, международные экономические отношения и окружающую среду. 
Высокие темпы развития подотраслей - носителей новых технологий определяют повышение общих темпов экономического развития в стране, рост занятости, рост доходов способствуют укреплению и сохранению позиций на мировых рынках. 
За счет государственных средств (до 40% в микроэлектронике) финансируется значительная часть новых технологий. Кроме того, используются различные государственные фонды для кредитования и гарантирования кредитов в целях развития новых технологий. 
Правительственные органы принимают активное участие в финансировании рисковых исследований и создании технологических (индустриальных) парков или центров. В последнее десятилетие в ФРГ возрастает активность государства в области поощрения новых технологий. 
Правительство и монополии ФРГ стремятся к активному сотрудничеству в области новых технологий с партнерами по Европейскому Союзу, принимают активное участие в американских проектах и привлекают партнеров из США к научным разработкам в ФРГ и странах EC. Свыше четверти германских зарубежных инвестиций приходится на США. Один из побудительных мотивов этого - получение доступа к новейшей американской технологии. 
4. В деловом мире существует четкое понимание того, что период спокойного развития кончился и в дальнейшем возможны бурные потрясения, вызванные сужением рынков сбыта, обострением проблемы обеспечения сырьем, колебаниями валютных курсов. В таких условиях могут выжить лишь те фирмы, которые умеют приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, правильно определять решающие направления хозяйственной политики и сконцентрировать на них имеющиеся ограниченные ресурсы. Руководители предприятий пришли к выводу, что нужна обширная, достоверная и оперативная информация, чтобы справиться с возрастающим риском и неопределенностью. Поэтому проблеме информационного обеспечения внутрифирменного планирования, маркетинга и других сторон хозяйственной жизни предприятия уделяется особое внимание. 
Предприниматели пришли к пониманию того факта, что процесс производства невозможен без необходимой информации и потому интенсивно развивается рынок экономических банков данных: реферативный или библиографический банк данных; банк данных полных текстов; цифровой банк данных, ориентированный на текст; банк данных «реального времени». 
Однако содержание банка данных требует специальных знаний, поэтому часто отсутствуют именно те виды банков данных, которые особенно нужны предпринимателям. Подавляющее число управляющих предпочитает самый прямой метод доступа к получению информации: на основе личных контактов. 
Общеэкономическая ситуация в стране и состояние финансового рынка во многом определяют особенности механизма проведения банкротства и санации предприятий. Так, банкротами становятся в основном относительно мелкие и средние предприятия. Причем около 70% немецких предприятий ликвидируется без открытия конкурсного производства. Обычно это располагающие минимально допустимым капиталом небольшие предприятия, которые берут в банках кредиты, значительно превышающие их собственный капитал. Поскольку на начальной стадии вхождения в бизнес расходы значительны, а доходы весьма скромные, малые предприятия не в состоянии выплачивать проценты и погашать кредиты. Кредиты банка выдаются под залог товаров, и потому для других кредиторов не остается свободного имущества и, следовательно, средств для оплаты конкурсного управляющего. 
Другая особенность проведения санации в ФРГ заключается в том, что финансово-экономические мероприятия государства по санации предприятия не предусмотрены. Исключением может быть только очень крупный завод, имеющий важное значение для всего региона, руководство которого будет изыскивать средства для того, чтобы сохранить предприятие и рабочие места. 
Как правило, в качестве инструмента своей экономической политики государство использует предоставление коммерческим банкам гарантий по кредитам, без которых банки не предоставляли бы дальнейшие кредиты предприятиям. Только в редких случаях государство на короткий период может взять на себя участие в делах предприятия, перепродав его затем частным лицам. 

    5.Немецкое законодательство о банкротстве предприятия

Немецкое законодательство признает предприятие банкротом  при наличии двух ситуаций: если предприятие неплатежеспособно  в прогнозируемом длительном периоде; если пассивы превышают актины.

Момент наступления  банкротства - коммерческие банки отказывают предприятию в кредите, понимая, что предприятие в сложном  финансовом положении, т.е. уже длительный период времени несло убытки и  не имеет имущества, которое могло  бы быть залогом под кредит (превышение пассивов над активами).

Второй показатель неплатежеспособности предприятия (превышение пассивов над активами) имеет условный характер, поскольку предприятия, особенно часто в период их становления, несут  большие затраты по вхождению  в бизнес и довольно часто на этом этапе расходы предприятия превышают  его доходы. Поэтому Верховный  суд ФРГ вынес решение, что  предприятие признается банкротом  в случае превышения пассивов над  активами только тогда, когда либо активы предприятия не покрывают долгов, либо предприятие не в состоянии  представить положительный прогноз  своего развития.

Поэтому нормативные  акты, регулирующие деятельность акционерных  обществ и обществ с ограниченной ответственностью обязывают предприятие постоянно оценивать свои активы с тем, чтобы иметь возможность оплачивать свои долговые обязательства в долгосрочном периоде.

При оценке бизнеса  предприятия на длительную перспективу  необходимо исходить из рыночной стоимости  активов предприятия, поскольку  балансовая стоимость активов не отражает их реальной стоимости и  может быть как значительно выше (по товарам, оборудованию, которые  в данный момент трудно реализовать), так и значительно ниже (чаше всего  это стоимость земельных участков).

Немецкое законодательство предусматривает конкурсное производство (которое рассматривается как  синоним банкротства) при наличии  двух причин банкротства: прекращения  кредитования банком и превышения пассивов над активами.

Арбитражный суд  открывает конкурсное производство на основании заявления кредиторов или самого предприятия-должника. Причем предприятия обязаны подавать заявления  сразу же при обнаружении превышения пассивов над активами. Несвоевременная  подача заявления руководством предприятия  рассматривается как уголовное  преступление.

Окончательное превышение пассивов над активами устанавливается  арбитражным судом по конкурсным делам с помощью конкурсного  управляющего, главная задача которого заключается в выяснении причины  банкротства - имеет ли место неплатежеспособность.

Если предприятие  не обладает активами, достаточными для  оплаты судебных издержек, проведение конкурсного производства отклоняется  судом из-за отсутствия конкурсной массы, и предприятие ликвидируется.

Цель конкурсного  производства - удовлетворение требований кредиторов. Однако достижение этой цели крайне затруднено, что объясняется  следующими причинами:

• стоимость  конкурсной массы практически сложно определить на начальном этапе, поскольку  коммерческие банки кредитуют предприятие  под залог имущества. В результате при открытии конкурсного производства не остается свободного от залога имущества  и остальные кредиторы (мелкие банки, поставщики) могут удовлетворить  в ходе конкурсного производства лишь незначительную часть своих  требований;

• в балансе  практически нельзя обнаружить гарантийные  права кредиторов, за исключением  залоговых прав на участки земли, которые заносятся в поземельную  книгу, и потому часто возникают  ситуации, когда оказывается, что  конкурсное производство открыто слишком  поздно и невозможно удовлетворить требования кредиторов на 100%. Существуют три группы кредиторов:

• государство - как налоговый кредитор, который  первым получает удовлетворение своих  требований из конкурсной массы;

• задолженность  по заработной плате сотрудникам  предприятия. Если ликвидируемое предприятие  не в состоянии выплатить заработную плату своим сотрудникам, то зарплату выплачивает государство, таким  образом интересы работников предприятия-банкрота оказываются защищенными;

• прочие кредиторы.

Конкурсное производство начинается с момента подачи заявления, на основании которого суд принимает  решение об открытии конкурсного  производства и назначает временного конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий должен обладать достаточными знаниями в области права и  экономики и иметь в своем  распоряжении штат сотрудников, чтобы  обеспечить квалифицированное ведение  бухгалтерского учета на предприятии. Чаще всего конкурсным управляющим  назначаются адвокаты, которые пользуются доверием коммерческих банков, выступающих  главными кредиторами в конкурсном производстве. Конкурсный управляющий  одновременно является и менеджером предприятия, если собрание кредиторов, проводимое судом по конкурсному  производству, придет к заключению, что назначенный судом конкурсный управляющий их удовлетворяет.

Собрание кредиторов решает вопрос, должно ли предприятие  быть ликвидировано немедленно или  может продолжать свою деятельность некоторое время.

Если собрание кредиторов проголосовало за немедленную  ликвидацию предприятия, то предприятие-должник  может быть продано другой фирме  целиком. Для этой цели создается  компания-преемница, состоящая из кредиторов несостоятельного должника и имеющая  статус юридического лица, которая  продает предприятие с тем, чтобы  удовлетворить свои требования. Такая  ситуация возможна, если предприятие-должник  может быть санировано.

Более распространенный вариант - кредиторы приходят к решению, что предприятие-должник может  продолжить свою деятельность, отказываются от части своих требований и выдают предприятию новые кредиты.

Санация предприятия-банкрота происходит в том случае, если кредиторы  видят в этом перспективу спасения своих капиталов. В такой ситуации акции предприятия понижаются в  цене, и под новые капиталы выпускаются  новые акции.

Правовая предпосылка  проведения санации предприятия - удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и  предоставление предприятием реального  плана дальнейшего его развития. Законодательство предоставляет предприятию  возможность отсрочить выплаты  по задолженности до тех пор, пока оно не начнет получать прибыль.

Для удовлетворения минимальных требований кредиторов предприятие может перераспределить свои активы, переводя часть активов, не задействованных в производственном процессе (например, различные здания, земельные участки) в ликвидные  активы (деньги). Необходимое оборудование также может быть продано, а затем  арендовано.

При осуществлении  организационных мероприятий на крупных предприятиях, как правило, создают новые стратегические единицы, т.е. предоставляют юридическую самостоятельность различным подразделениям предприятия, преобразуя их в дочерние предприятия. В такой ситуации становится очевидным, приносит ли прибыль и насколько эффективна продукция этого подразделения, а каждый управляющий отвечает за успех своего предприятия.

В качестве примера  рассмотрим процессы реструктурирования и разукрупнения крупного промышленного  предприятия Германии АО ТАКРАФ.

Полное разукрупнение  АО ТАКРАФ происходило в два этапа.

На первом этапе  ТАКРАФ отделило основную сферу производства от периферийного производства; на втором этапе периферийные подразделения  были окончательно отделены от АО; фирма  сконцентрировалась вокруг основного  производства.

Информация о работе Антикризисное управление в западных странах