Анализ вероятности банкротства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методики экспресс-анализа финансовой несостоятельности предприятия и разработка мероприятий по выводу предприятия из кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие банкротства;
2. Определить методику диагностики вероятности банкротства хозяйствующего субъекта;
3. Разработать конкретные мероприятия по преодолению финансового кризиса производственным предприятием.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА 5
1.1. Понятие и сущность банкротства 5
1.2. Нормативно-правовая база несостоятельности (банкротства) 7
Глава 2 ДИАГНОСТИКА БАНКРОТСТВА 13
2.1. Система показателей и методики диагностики банкротства 13
2.2. Мероприятия по восстановлению платежеспособности кризисного предприятия 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Анализ вероятности банкротства (Лашкова).doc

— 162.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Анализ  финансовой несостоятельности предприятия  и разработка антикризисных мероприятий особенно актуальны на данном этапе развития экономики России, в связи с большим числом неплатёжеспособных предприятий, на которых уже проводится та или иная судебная процедура банкротства, и с ещё большим числом предприятий, которым угрожает такая опасность. Именно для избежания подобных неблагоприятных ситуаций и своевременного распознания признаков надвигающегося банкротства, финансовыми службами предприятия должна проводиться постоянная диагностика его состояния. И в случае обнаружения опасных симптомов руководством предприятия на основе данных финансового анализа разрабатывается антикризисная программа.

       Антикризисное управление – это  управляемый процесс предотвращения  или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям её развития. Антикризисное управление можно представить как специфическое управление, осуществляемое на различных стадиях банкротства.

     Скрытая стадия банкротства наблюдается  за 1-1,5 года до наступления явной стадии. Внешне угроза банкротства никак не проявляется, основные финансовые показатели в норме, но надвигающийся кризис можно распознать с помощью специальных методов анализа. Если вовремя провести анализ, правильно оценить ситуацию, разработать и реализовать антикризисную программу, то предприятие может снова вернуться к нормальному состоянию.

     Стадия  финансовой неустойчивости – на данном этапе появляются внешние признаки надвигающегося кризиса. Происходят задержки платежей, нарушение условий договоров, трудности с наличностью, конфликты на предприятии, финансовые показатели не укладываются в норму.

     Явное банкротство – на этой стадии происходят значительные задержки расчётов с кредиторами, и кредиторы могут подать иск  в арбитражный суд  о признании должника банкротом.

     Объектом  исследования является понятие несостоятельности (банкротства).

     Предметом исследования является методика диагностики  вероятности банкротства.

     Целью данной курсовой работы является изучение методики экспресс-анализа финансовой несостоятельности предприятия и разработка мероприятий по выводу предприятия из кризиса.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие банкротства;
  2. Определить методику диагностики вероятности банкротства хозяйствующего субъекта;
  3. Разработать конкретные мероприятия по преодолению финансового кризиса производственным предприятием.

        При написании данной работы  были использованы следующие  методы:

    1. Метод сравнения;
    2. Методы обобщения.

     Информационную  базу исследования составили нормативные акты Российской Федерации, литературные источники, периодические издания. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКРОТСТВА

    1. Понятие и сущность банкротства

     Банкротство как явление социально-экономической  действительности возникло в связи с необходимостью установления справедливого порядка распределения имущества несостоятельного должника для удовлетворения требований его кредиторов. Современные реалии, между тем, свидетельствуют о необходимости наряду с достижением основной цели института банкротства учитывать в правовом регулировании и макроэкономический аспект, связанный как с сохранением бизнеса должников, испытывающих временные финансовые трудности, так и с ликвидацией неэффективных организаций, несостоятельность которых является тормозом для экономического развития и торгового оборота. Немаловажен учет и общественного интереса к банкротству отдельного должника, проявление которого обусловлено необходимостью обеспечения экономической стабильности и безопасности общества в целом.

     В соответствии с российским Законом о банкротстве (ст. 2)1 термины «несостоятельность» и «банкротство» являются синонимами, при этом под ними понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворять требованиям кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнять обязанности по уплате неукоснительных платежей.

     Исторически сложилось так, что под несостоятельностью понималась удовлетворенная судом  абсолютная неплатежеспособность должника. При этом в большинстве стран  термин «банкротство» применяется для описания уголовно-правовой стороны несостоятельности, инкорпорирован в уголовные кодексы и используется только по отношению к физическим лицам.

     С экономической точки зрения несостоятельность  и банкротство определяются как  разные категории. Категория «несостоятельность» содержит в себе категорию банкротства как возможный и конечный варианты своего развития. Категория «несостоятельность» гораздо шире категории «банкротства», так как она не всегда заканчивается банкротством хозяйствующего субъекта.

     Таким образом, банкротство - это несостоятельность  фирмы-должника, установленная судом  неспособность должника платить  по долговым обязательствам или оформленная  юридически экономическая несостоятельность  предприятия.

     В промышленно развитых странах банкротство рассматривается как нормальное явление хозяйственной жизни. Там существует понятие «система банкротства». Основным звеном этой системы является объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, который формируется рынком.

     В экономической литературе наряду с  банкротством и несостоятельностью достаточно часто используется понятие «неплатежеспособность» и система критериев, позволяющих признавать предприятие неплатежеспособным.

     Причины неплатежеспособности и меры по ее преодолению могут быть также различными. Иногда выделяют стадии неплатежеспособности: скрытая, финансовая неустойчивость, явное банкротство предприятий. Они характеризуется тоже количественными параметрами.

     Банкротство является важнейшим элементом механизма рыночного хозяйства. Его значение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц. Финансовое оздоровление же направлено на предотвращение не банкротства, а неплатежеспособности.

1.2. Нормативно-правовая база несостоятельности (банкротства)

    Вопросы несостоятельности (банкротства) организаций  и граждан в Российской Федерации  регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации2 (далее - ГК РФ) и нормами специального законодательства, главным из которых является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве)3.

    Положения Гражданского кодекса РФ  можно  разделить на три группы:

    - нормы ГК РФ, непосредственно  регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

    - нормы ГК РФ, содержащие специальные  указания по применению положений  о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения  требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др4.;

    - нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

    Центральное место в системе правового  регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»5, задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

    Данный  закон является третьим по счету  и действует с 3 декабря 2002 года. Первый Закон РФ N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» был принят Верховным Советом Российской Федерации 19 ноября 1992 г6. и введен в действие с 1 марта 1993 г. Следует иметь в виду, однако, что специфика введения в действие второго и третьего Законов о несостоятельности (банкротстве) такова, что они действуют одновременно и используются в зависимости от того, в период действия какого из них возбуждено дело о банкротстве.

    В ходе применения Законов о банкротстве, систематического анализа арбитражно-судебной практики не только накапливался опыт разрешения дел о банкротстве, но и выявлялись недостатки в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью должников. Все это в совокупности привело к принятию нового Закона в 2002 году7.

    Новый Федеральный закон содержит ряд  существенных изменений в области  законодательного регулирования процедур банкротства, касающихся:

    - обеспечения прав и законных  интересов кредиторов;

    - защиты прав добросовестных собственников  (учредителей, участников) организации - должника;

    - изменения статуса и процедуры  регулирования деятельности арбитражного  управляющего;

    - установления необходимых особенностей  банкротства для отдельных категорий  должников.

    Закон учел многие недостатки предыдущего. Новому Закону присущи конкретизация и детализация основных положений старого Закона с одновременным концептуальным изменением в правовом регулировании институтов несостоятельности. Неизменным остался подход к определению критериев несостоятельности. К числу концептуальных изменений правового регулирования банкротства могут быть отнесены следующие положения: об основаниях возбуждения дела о банкротстве; о требованиях к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроля за их деятельностью; новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве.

    Необходимо  отметить, что 30 декабря 2008 года в закон  был внесен ряд существенных изменений. К ним относится:

  • изменено понятие текущих платежей и очередность их погашения;
  • устранено ограничение прав кредиторов по требованиям о взыскании убытков;
  • внесено изменение в систему государственных органов, обладающих полномочиями по контролю и регулированию в сфере несостоятельности;
  • изменен порядок опубликования сведений о банкротстве;
  • исключена обязанность арбитражного управляющего уведомлять кредиторов о начавшейся процедуре банкротства;
  • изменен порядок инициирования процедуры банкротства кредитором;
  • изменена процедура выбора кандидатуры арбитражного управляющего при подаче заявления о введении наблюдения;
  • введена новая процедура – погашение задолженности по обязательным платежам третьими лицами;
  • в ходе внешнего управления разрешено применение обеспечительных мер вне процедуры банкротства;
  • срок конкурсного производства сокращен с 1 года до 6 месяцев;
  • введено начисление процентов в размере ставки рефинансирования на сумму заявленных кредиторами требований;
  • изменен порядок продажи имущества должника в ходе конкурсного производства;
  • разрешен один из ключевых вопросов, с которым сталкивались арбитражные управляющие: что делать, если имущество не было продано по итогам торгов;
  • значительные изменения претерпело правовое регулирование положения залоговых кредиторов (вступили в силу с 11 января 2009 года);
  • определен статус залогодержателей имущества должника, обеспечивавшего таким залогом обязательство третьего лица.

Информация о работе Анализ вероятности банкротства