Закономерности роста и развития организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:35, реферат

Краткое описание

Организм человека, как и животных, про¬ходит определенный жизненный цикл — «онтогенез». Онтогенез (от греч. опtоs — сущее, особь; gеnеsis — происхождение, разви¬тие)— процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онто-генеза протекает внутриутробно , это антенатальный, или преднатальный, онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти.

Оглавление

1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
2.ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
3.ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ
4. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
5. ВОЗРАСТНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
6. МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
7. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
8. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНДОКРИНОЙ СИСТЕМЫ
9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ
10. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Возрастная анатомия и фмизиологияреферат .docx

— 450.68 Кб (Скачать)

ИУ мальчиков семенные канальцы в семенниках мало извитые. В, моче вне зависимости от пола содержится небольшое количество андрогенов и эстрогенов, которые образуются в этот период в коре надпочечников. Содержание андрогена в плазме крови детей обоего пола сразу же после рождения такое же, как и у молодых женщин. Затем оно снижается до очень низких цифр (иногда до 0) и остается на таком уровне до 5—7 лет.

В период отрочества в яичниках появляются граафовы пузырьки, фолликулы быстро растут. Семенные канальцы в семенниках увеличиваются в размерах, наряду со сперматогониями появляются сперматоциты. В этот период у мальчиков возрастает в плазме крови и в моче количество андрогенов; у девочек — эстрогенов. Их количество еще больше увеличивается в юношеский период, что обусловливает развитие вторичных половых признаков. В этот период появляется свойственная женскому организму периодичность в количестве секретируемых эстрогенов, что обеспечивает женский половой цикл. Резкое повышение секреции эстрогенов совпадает по времени с овуляцией, после чего при отсутствии оплодотворения наступает менструация, которой называют выделение наружу распадающейся слизистой оболочки матки вместе с содержимым маточных желез и кровью из вскрывающихся при этом сосудов. Строгая цикличность в количестве выделяющихся эстрогенов и, соответственно, в изменениях, имеющих место в яичнике и матке, устанавливается не сразу. Первые месяцы половые циклы могут быть не регулярными. С установлением регулярных половых циклов начинается период половой зрелости , продолжающийся у женщин до 45-50 лет, а у мужчин в среднем до 60 лет.

Период полового зрелости у женщин характеризуется наличием регулярных половых циклов: яичникового  и маточного.

 

10. ПОЛОВОЕ  СОЗРЕВАНИЕ.

Понятие о половом созревании. Половые железы и связанные с  ними признаки пола, закладываясь во внутриутробном периоде, формируются на протяжении всего периода детства и определяют половое развитие. Половые железы, их функции неразрывно связаны с целостным процессом развития ребенка. На определенном этапе онтогенеза половое развитие резко ускоряется и наступает физиологическая половая зрелость. Период ускоренного полового развития и достижение половой зрелости называется периодом полового созревания. Этот период приходится в основном на подростковый возраст. Половое созревание девочек на 1—2 года опережает половое созревание мальчиков, имеется и значительный индивидуальный разброс в сроках и темпах полового созревания.

Сроки наступления полового созревания и его интенсивность  различны и зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Немаловажную роль играют и наследственные особенности.

Неблагоприятные бытовые  условия, неполноценная пища, недостаток* в ней витаминов, тяжелые или повторные заболевания ведут к задержке полового созревания. В больших городах половое созревание подростков обычно наступает раньше, чем в сельской местности.

В период полового созревания происходят глубокие изменения организма. Изменяются взаимоотношения эндокринных  желез и прежде всего гипоталамо-гипофизарной систему. Активируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которых стимулируют выделение тропных гормонов гипофиза.

Под влиянием гормонов гипофиза усиливается рост тела в длину. Гипофиз  также стимулирует деятельность щитовидной железы, отчего, особенно у девочек, во время полового созревания заметно увеличивается щитовидная железа. Возросшая активность гипофиза приводит к усилению деятельности надпочечников, начинается активная деятельность половых желез, усиливающаяся секреция половых гормонов приводит к развитию так называемых вторичных половых признаков — особенностей телосложения, оволосения, тембра голоса, развитию молочных желез. Половые железы и строение половых органов относят к первичным половым признакам.

Стадии полового созревания. Половое созревание не плавный процесс, в нем выделяют определенные стадии, каждая из которых характеризуется спецификой функционирования желез внутренней секреции и соответственно всего организма в целом. Стадии определяются по совокупности первичных 'и вторичных половых признаков. Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 5 стадий полового созревания (табл. 4).

Представленность стадий полового созревания у мальчиков и девочек 7—17 лет

 

Мальчики

Девочки

Возраст,

               

лет

1

II

III

1v-У

I

II

III

1У-У

7

100

             

8

100

     

99

1

   

9

100

     

90

10

   

10

98

2

   

67

32

1

 

11

94

6

   

39

51

8

2

12

71

25

4

 

10

42

28

20

13

33

35

26

6

1

12

38

49

14

9

27

44

20

 

4

17

79

15

2

7

36

55

 

1

11

88

16

 

1

14

85

     

100

17

   

4

96

     

100


Примечание.    Частота   встречаемости   в  процентах   определена   по   возрастным группам, на каждую из которых приходилось от  139 до 245 человек.

I   стадия — предпубертат   (период,  непосредственно   предшествующий половому созреванию). Характеризуется отсутствием вторичных половых признаков.

II  стадия — начало пубертата. У мальчиков небольшое увеличение размеров яичек. Минимальное оволосение на лобке. Волосы редкие и прямые. У девочек набухание грудных желез. Небольшое оволосение вдоль половых губ. На этой стадии резко активизируется гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматб-тропная функции. Усиление секреции соматотрогшого гормона на этой стадии больше выражено у девочек, что определяет усиление у них ростовых процессов. Усиливается выделение половых гормонов, активизируется функция  надпочечников.

III   стадия — у  мальчиков дальнейшее  увеличение яичек,  начало увеличения полового члена, в основном в длину. Волосы на лобке становятся темнее, грубее, начинают распространяться на лонное сочленение. У девочек дальнейшее развитие молочных желез, оволосение распространяется по направлению к лобку. Происходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных гормонов. Активизируется функция половых желез. У мальчиков усиленная секреция соматотропина определяет ускоренный рост.

IV  стадия. У мальчиков увеличивается в ширину половой член, изменяется голос,  появляются  юношеские угри, начинается оволосение лица, подмышечное и лобковое оволосение. У девочек интенсивно развиваются молочные железы, оволосение по взрослому типу, но менее распространенное. На этой стадии усиленно выделяются андрогены и эстрогены. У мальчиков сохраняется высокий уровень соматотропина, определяющий значительную скорость роста. У девочек содержание соматотропина снижается и скорость роста падает.

V   стадия — у  мальчиков  окончательно  развиваются   половые органы и вторичные половые признаки. У девочек молочные железы и половое оволосение соответствуют таковым взрослой женщины. На этой стадии у девочек стабилизируются менструации. Появление менструации свидетельствует о начале половой зрелости— яичники  уже  продуцируют  готовые  к  оплодотворению  созревшие яйцеклетки.

Менструация в среднем  продолжается от 2 до 5 дней. За это время  выделяется около 50—150 см3 крови. Если менструации установились, то они повторяются примерно через каждые 24— 28 дней. Цикл считается нормальным, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковой интенсивностью. Вначале менструации могут продолжаться 7—8 дней, исчезать на несколько месяцев, на год и больше. Лишь постепенно устанавливается регулярный цикл. У мальчиков на этой стадии полного развития достигает сперматогенез.

В период полового созревания, особенно на II—III стадии, когда резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы — ведущего звена эндокринной регуляции, все физиологические функции претерпевают значительные изменения.

За интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы  у подростков не всегда поспевает  развитие внутренних органов — сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. Сердце опережает в росте кровеносные  сосуды, вследствие чего кровяное давление повышается и затрудняет, прежде всего, работу самого сердца. В то же время  бурная перестройка всего организма, происходящая в период полового созревания, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца («юношеское 'сердце») приводит нередко к головокружениям, посинению и похолоданию конечностей у мальчиков и девочек. Отсюда и головные боли, и быстрая утомляемость, и периодические приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обморочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. С окончанием периода полового созревания эти нарушения обычно исчезают бесследно.

Существенные изменения  на этом этапе развития в связи  активацией гипоталамуса претерпевают функции центральной Нервной системы . Изменяется эмоциональная сфера. эмоции подростков подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивость— с нарочитой развязностью, проявляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдаются снижение работоспособности, невротические реакции, раздражимость, плаксивость (особенно у девочек в период менструации).

В периодах развития до достижения зрелого возрасти, наиболее интенсивно развивается, человек растет и в  этих периодах родителям следует  особо пристально наблюдать за своими детьми, если не принимать нужных мер  в эти периоды то последствия  окажутся неприятными, как для самого ребенка, так и для его родителей. Самые трудные для родителей  периоды- это «новорожденный»,«грудной» и «подростковый».

В первые два периода организм только становится. И не известно как  будет развиваться организм- ведь он еще ослаблен и не готов к жизни.

В «подростковый» интенсивно формируется личность подростка, возникает  чувство взросления, изменяются отношения  к представителям противоположного пола.

В переходный период детям  нужно особенно чуткое отношение  родителей и педагогов. Не следует  специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Искусство воспитателя в этих случаях заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуальных переживаний. Это прежде всего повышение требований к учению, труду и поведению школьников.

Вместе с тем очень  важно тактичное, уважительное отношение взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, умение направить их энергию в правильное русло. Ведь подросткам свойственно переоценивать и свои силы, и меру своей самостоятельности. Это тоже одна из особенностей переходного периода.

 

 

 

 

 

 

 

   Литература:

  1. «Анатомия и физиология детского организма:( Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорнодвигат. аппарат): Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология»./ Под ред. Леонтьева Н.Н, Мариновой К.В .-2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 1986.
  2. «Анатомия и физиология детского организма:( Внутренние органы)»/Под ред. Леонтьева Н.Н, Мариновой К.В.-М:Просвещение,1976
  3. «Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. институтов»/ Под ред. Хрипкова А.Г. и др.-М; Просвещение, 1990
  4. «Эндокринная система растущего организма: Учебное пособие для ВУЗов»/Под ред. Држевецкой И.А –М: Высшая школа, 1987

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Сенситивными периодами  называют периоды особой восприимчивости к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального развития, поведения вообще- в плоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течении некоторого узкого промежутка времени.

  1. Сенситивный период развития речи. Длится в среднем от рождения до шести лет, начинается до появления на свет. В возрасте от рождения до 4.5 месяцев, ребенок уже способен ощутить речь, как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый кубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.
  2. Сенситивный период восприятия порядка. Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтеосори  говорит: для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух через из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром.
  3. Сенситивный период сенсорного развития. Длится от рождения до 5,5 лет. Высокий уровень развития органов чувств возможны лишь при специальной тренировке.
  4. Сенситивный период восприятия маленьких предметов. От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т.п..  А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей.
  5. Сенситивный период развития движений и действий. Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психологических функций.
  6. Сенситивный период развития социальных навыков. В возрасте 2,5- 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.       

Информация о работе Закономерности роста и развития организма