Закономерности роста и развития организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:35, реферат

Краткое описание

Организм человека, как и животных, про¬ходит определенный жизненный цикл — «онтогенез». Онтогенез (от греч. опtоs — сущее, особь; gеnеsis — происхождение, разви¬тие)— процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онто-генеза протекает внутриутробно , это антенатальный, или преднатальный, онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти.

Оглавление

1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
2.ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
3.ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ
4. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
5. ВОЗРАСТНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
6. МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
7. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
8. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭНДОКРИНОЙ СИСТЕМЫ
9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ
10. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Возрастная анатомия и фмизиологияреферат .docx

— 450.68 Кб (Скачать)

d)Череп. Череп — скелет головы. Различают два отдела черепа: мозговой, или черепную коробку, и лицевой, или кости лица. Мозговой отдел черепа является вместилищем головного мозга.

У новорожденного черепные кости соединены друг с другом мягкой соединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, где сходятся несколько костей. Это  — роднички. Роднички располагаются по углам обеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передние боковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепа могут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение при прохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2—3 месяцам, а наибольший — лобный — легко прощупывается и зарастает лишь к полутора годам.

У детей в раннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболее сильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особенно с 13—14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать над мозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз больше лицевого, а у взрослого в 2—2,5 раза.

Рост головы наблюдается  на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходит в период полового созревания. С возрастом  существенно изменяется соотношение  между высотой головы и ростом. Это соотношение используется как  один из нормативных показателей, характеризующих возраст ребенка.

 

4.Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

Изменения кровообращения у новорожденного.

Количество крови  у детей, подростков и взрослых

Количество крови

Возраст

 

новорожденные

1 год

6-11 лет

12-16 лет

В % к массе тела На 1 кг массы тела   (в мл)

14,7

150

10,9

110

7

70

7

70


Акт рождения ребенка характеризуется  переходом его к совершенно иным условиям существования. Изменения, наступающие  в сердечно-сосудистой системе, связаны прежде всего с включением5 легочного дыхания. В момент рождения ребенка перевязывают и  перерезают пупочный фанатик (пуповину), в связи с чем прекращается обмен газов осуществляющийся в плаценте. При этом в крови новорожденного увеличивается содержание углекислого газа" уменьшается   количество   кислорода. Эта  кровь,  с  измененным  газовым составом, приходит к дыхательному  центру  и  возбуждает   его — возникает   первый   вдох, при котором расправляются легкие и расширяются находящиеся в них сосуды.   В легкие  впервые входит воздух. Расширенные, почти пустые сосуды легких обладают большой емкостью и имеют низкое давление крови. Поэтому вся кровь из правого желудочка по легочной артерии устремляется  в легкие. Боталлов проток постепенно зарастает. В связи с изменившимся давлением крови овальное окошечко в сердце закрывается складкой эндокарда, которая постепенно прирастает, и создается сплошная перегородка между предсердиями. С этого момента разделяются большой и малый круги кровообращения, в правой половине сердца циркулирует только венозная кровь, а в левой — только артериальная.

В то же время перестают  функционировать сосуды пупочного  канатика, они зарастают, превращаются в связки. Так в момент рождения система кровообращения плода приобретает  все черты ее строения у взрослого.

a)Положение, строение и размеры сердца ребенка в постнатальный период. Сердце новорожденного отличается от сердца взрослого по форме, относительной массе и расположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько больше длины . Стенки правого и левого желудочков одинаковы по толщине.

У новорожденного сердце располагается  очень высоко из-за высокого положения  свода диафрагмы . К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы и переходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердце занимает косое положение. К 2 — 3 годам его верхушка доходит до 5-го левого ребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детей границы сердца почти такие же, как и у взрослых.

С момента разобщения большого и малого кругов кровообращения левый желудочек выполняет значительно большую работу, чем правый, так как сопротивление в большом круге больше, чем в малом. В связи с этим усиленно развивается мышца левого желудочка, и к шести месяцам жизни соотношение стенки правого и левого желудочков становится таким же, как и у взрослого, — 1 : 2,11 (у новорожденного оно составляет 1 : : 1,33). Предсердия более развиты, чем желудочки. Масса сердца новорожденного в среднем равна 23,6 г (колебания возможны от 11,4 до 49,5 г) и составляет 0,89% от массы тела (у взрослого этот процент колеблется от 0,48 до 0,52%). С возрастом масса сердца увеличивается, особенно масса левого желудочка. В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет, причем правый желудочек несколько отстает в росте от левого.

К 8 месяцам жизни масса  сердца увеличиваете*} вдвое, к 2—3 годам — в 3 раза, к 5 годам — в 4 раза, к 6 — в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколько отстает от роста тела. В 14— 15 лет — в период полового созревания — снова наступает усиленный рост сердца. Масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Но в 11 лет у девочек наступает период усиленного роста сердца (у мальчиков он начинается в 12 лет), и к 13—14 годам его масса становится больше, чем у мальчиков. К 16 годам сердце у мальчиков снова становится тяжелее, чем у девочек.

b)Возрастные изменения частоты сердечных сокращений и длительности сердечного цикла.

Таблица   2

Изменение частоты сердечных  сокращений у детей с возрастом (по А. Ф. Туру)

Возраст

Частота сердечных сокращений

Возраст

Частота сердечных сокращений

Новорожденный

120— 140

8 лет

80 - 85

6 месяцев

130—135

9 «

80 — 85

1 год

120—125

10 «

78 — 85

2 года

110—115

11 «

78 - 84

3 «

105—110

12 «

75 — 82

4 «

100— 105

13 «

72 — 80

5 лет

98 — 100

14 «

72 — 78

6 «

90 — 95

15 «

70 — 76

7 <<

85 — 90

   

 

4.1. ВОЗРАСТНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ ПО  СОСУДАМ.

a)Особенности изменений кровяного давления с возрастом. У новорожденного ребенка средняя величина кровяного давления составляет 76 мм рт. ст. У детей всех возрастов имеется общая тенденция к увеличению систолического, диастолического и пульсового давления с возрастом.                                                

Максимальное кровяное давление к 1 году равно 100 мм рт. ст., к 5—8 годам — 104 мм рт. ст., к 11—13 годам — 127 мм рт. ст., к 15—16 годам — 134 мм рт. ст. Минимальное давление, соответственно, равно: 49, 68, 83 и 88 мм рт. ст. (по данным А. М. Попова). Величина артериального давления у детей одного возраста значительно колеблется. Более высокое давление отмечено у детей,

имеющих больший рост и массу.

Величина кровяного давления у детей легко изменяется под  влиянием различных внешних факторов. Так, при переходе тела из положения сидя в горизонтальное кровяное давление у большинства детей повышается на 10—20 мм рт. ст.

На величину кровяного  давления у детей влияют климатические и географические условия местности: у детей всех возрастных групп, проживающих на юге, кровяное давление ниже, чем у северян.

Кровяное давление у детей  резко изменяется под влиянием эмоций: максимальное давление повышается на 20—40 мм рт. ст.9 минимальное — на несколько меньшую величину.

У грудных детей отмечено повышение давления при приеме пищи. Утром кровяное давление ниже, а к вечеру повышается.

Занятия в школе влияют на величину кровяного давления учащихся. В начале учебного дня отмечено повышение минимального давления от урока к уроку и понижение максимального (т. е. уменьшение пульсового давления). К концу учебного дня кровяное давление повышается. При наличии уроков труда и физкультуры отмечено меньшее снижение величины пульсового давления.

Во время мышечной работы у детей повышается величина максимального и несколько снижается величина минимального давления. Во время выполнения предельной мышечной нагрузки у подростков и юношей величина максимального кровяного давления может возрастать до 180—200 мм рт. ст. Поскольку в это время величина минимального давления изменяется незначительно, то пульсовое давление возрастает до 50—80 мм рт. ст., что говорит об увеличении силы сокращения сердца. Интенсивность изменений величины кровяного давления во время физической нагрузки зависит от возраста: чем старше ребенок, тем значительнее эти изменения.

Возрастные изменения  кровяного давления при физической нагрузке особенно ярко проявляются в восстановительном периоде. Восстановление величины систолического давления до исходной величины осуществляется тем быстрее, чем старше возраст ребенка.

Пульсовое давление у детей  колеблется в больших пределах.

Величина венозного давления уменьшается с возрастом. Если у  ребенка первых лет жизни оно  равно 105 мм вод. ст., то у подростка оно снижается до 86 мм вод. ст. Его величина колеблется в больших пределах.

Большая величина венозного  давления у маленьких детей связана с большим количеством циркулирующей в организме крови, узким просветом вен и.пониженной их емкостью. Она зависит от силы сокращений правого желудочка и сосудистого тонуса. Венозное давление у детей не зависит от частоты сердечных сокращений и от колебаний максимального и минимального артериального давления.

Величина венозного давления связана с фазами дыхания: при  вдохе оно несколько понижается, а при выдохе — повышается.

Сно резко увеличивается во время отрицательных эмоций. Например, при плаче венозное давление у ребенка может повыситься до 335 мм вод. ст.

b)Возрастные изменения скорости движения крови. С возрастом скорость движения крови замедляется. У новорожденных кровь совершает кругооборот за 12 сек, у 3-летних — за 15 сек, у детей 7—8 лет — за 7—8 сек, у 14-летних — за 18 */2 сек. Замедление скорости движения крови связано с возрастными изменениями  судов, прежде всего с увеличением их длины в связи с ростом ребенка. На скорость движения крови влияет и изменение частоты сердечных сокращений: уменьшение числа сердечных сокращений с возрастом приводит к замедлению скорости движения крови.

Во все возрастные периоды  у женщин скорость движения крови  по сосудам больше, чем у мужчин.

 

5. ВОЗРАСТНЫЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ.

В период внутриутробного  развития функции органов пищеварения выражены слабо в связи с отсутствием пищевых раздражителей, стимулирующих секрецию их желез. Околоплодная жидкость, которую плод заглатывает со второй половины внутриутробного периода развития, является слабым раздражителем пищеварительных желез. В ответ на это они выделяют секрет, переваривающий небольшое количество белков, содержащихся в околоплодной жид Секреторная функция пищеварительных желез усиленно развивается после рождения под влиянием раздражающего действия пищевых веществ, вызывающих рефлекторное выделение пищеварительных соков.

a)Полость рта. Уже в период внутриутробного развития полностью формируется морфологическая основа сосательного рефлекса. 5-месячному плоду свойственны сосательные и глотательные движения. Новорожденный может сосать и глотать тотчас же после рождения. Сосательный рефлекс возникает у него даже при механическом раздражении кожи губ и лица. Строение ротовой полости ребенка приспособлено к осуществлению акта сосания. Когда ребенок берет в рот сосок, образуется плотно замкнутое пространство. При сосании в полости рта создается отрицательное давление, достигающее 40—100 мм рт. ст., что способствует отсасыванию молока из груди матери.

Новорожденному свойственна  некоторая сухость слизистой  оболочки полости рта, так как слизистые и серозные железы функционально еще не вполне развиты. В течение первых 6 недель они выделяют небольшое количество слюны. Затем слюноотделение постепенно усиливается под влиянием пищевых раздражителей и возникает условнорефлекторное отделение слюны на вид и запах пищи, на положение при кормлении. В слюне содержится амилаза, но переваривающая сила ее мала.

Слизистые железы пищевода у новорожденного развиты слабо, его слизистая оболочка нежна  и легкоранима. В связи с тем что нижний конец пищевода расширен и его мышцы на границе с желудком слабы, шевеление ребенка после кормления может вызвать срыгивание. Оно возникает и при перекармливании ребенка. В ротовой полости начинается физическая и химическая обработка пищи, а также осуществляется ее апробирование. С помощью специальных рецепторов в слизистой оболочке ротовой полости и языка мы распознаем вкус пищи, от их функции зависит удовлетворение и неудовлетворение едой. Специфической функцией ротовой полости является механическое измельчение пищи при ее пережевывании. Особый эффект физической обработки достигается наличием в ротовой полости костной основы, что отличает ее от других органов пищеварения, и языка. Язык —подвижный мышечный орган — имеет важнейшее значение не только в осуществлении речевой функции, но и в пищеварении. Передвижение пищи с помощью языка — необходимый компонент жевания.

Измельчение пищи осуществляется зубами. По функции и форме различают  резцы, клыки, малые и большие  коренные зубы. Общее число зубов  у взрослых — 32.

Зубы закладываются и  развиваются в толще челюсти. Еще во внутриутробном периоде развития закладываются зачатки постоянных зубов, сменяющих в определенном возрасте молочные.

На 6—8-м месяце жизни у  ребенка начинают прорезываться  временные, или молочные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее  в зависимости от индивидуальных особенностей развития, качества питания. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; к концу первого года жизни прорезывается обычно 8 зубов. В течение второго года жизни, а иногда и начала третьего года заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

В 6—7 лет у детей начинают выпадать молочные зубы, и на смену  им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов  рассасываются, после чего они выпадают. Малые коренные и третьи большие  коренные, или зубы мудрости, вырастают  без молочных предшественников. Прорезывание постоянных зубов заканчивается к 14 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25— 30 лет; в 15% случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще.

Информация о работе Закономерности роста и развития организма