Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:35, реферат
Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее, а порой и невозможно полностью!
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Анатомия органов речи…………………………………………………………4
1.1.Нос………………………………………………………………………..……4
1.2.Рот…………………………………………………………...…………………7
1.3.Глотка………………………………………………………………………...12
1.4.Гортань…………………………………………………………………….... 15
2.Физиология органов речи……………………………………………………..17
2.1.Дыхание………………………………………………………………………17
2.2.Голосообразование………………………………………………………..…18
2.3.Образование звуков речи……………………………………………………19
3.Патология органов речи……………………………………………………….20
3.1. Заболевание наружного носа и носовой полости……………………..…..20
3.2.Заболевание полости рта…………………………………………………….20
3.3.Заболевание глотки………………………………………………………….21
3.4. Заболевание гортани…………………………………………..……………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………..………….25
Открытый прикус характеризуется наличием свободного промежутка между зубами верхней и нижней челюстей при сомкнутом их положении.
Нервно-мышечные нарушения. Нарушения нормальной подвижности губ и щёк наблюдаются в результате паралича лицевого нерва. Причина поражения лицевого нерва является воспаления среднего уха, так как лицевой нерв проходит по костному каналу в непосредственной близости от барабанной перепонки.
3.3 Заболевания глотки
Аномалии развития глотки встречаются в виде расщепления, укорочения или отсутствия мягкого нёба и язычка;
Ангина. Острое воспаление миндалин, при котором в процесс вовлекается и окружающая слизистая оболочка зева (нёбные дужки и мягкое нёбо). Ангина является инфекционным заболеванием и вызывается чаще стрептококком, реже стафилококком. Болезнь начинается с ощущения сухости, появляются боли при глотании, температура повышена. Лечение: постельный режим, полоскания горла, тепло на шею, медикаментозное лечение.
Хронический тонзиллит. Хроническое воспаление миндалин, или хронический тонзиллит развивается обычно в результате повторных ангин и является довольно частым заболеванием.
В ряде случаев хронический тонзиллит может возникнуть и без предшествующих ангин. Нередко при хроническом тонзиллите наблюдается длительное незначительное повышение температуры по вечерам (так называемая субфебрильная температура – 37,2-37,5°). При осмотре отмечается небольшое покраснение миндалин и зева. При надавливании на миндалины из них нередко выделяются беловатые пробки с неприятным запахом, а иногда и жидкий гной.
3.4 Заболевание гортани
Аномалии развития. Чаще всего отмечаются отклонения в строении надгортанника. Он может быть недоразвитым и даже совсем отсутствовать. Иногда надгортанник оказывается резко деформированным: расщепленным на несколько долей, свернутым в трубку. Существенного влияния на функцию голосо-речеобразования дефекты надгортанника обычно не оказывают.
Острый ларингит. Острое воспаление слизистой оболочки гортани, или острый ларингит, развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой оболочки дыхательных путей при гриппе и так называемом сезонном катаре верхних дыхательных путей. Возникновение воспалительного процесса в гортани способствует общее и местное охлаждение, а предрасполагающими факторами являются перенапряжение голоса и курение.
Болезнь проявляется в ощущении сухости, царапания в горле, затем присоединяется сухой кашель, голос становится хриплым, а иногда совсем беззвучным – афония.
При
осмотре гортани слизистая
Злокачественные опухоли гортани. Рак гортани чаще встречается у пожилых людей (старше 40 лет), хотя может наблюдаться и в более молодом возрасте. Саркома (разрастание соединительной ткани) может развиваться в детском возрасте.
Заключение.
Речевой
акт осуществляется сложной системой
органов, в которой различают перифериче
В состав периферического речевого аппарата входят исполнительные органы голосообразования и произношения, а также относящиеся к ним чувствительные и двигательные нервы. Центральный речевой аппарат находится в головном мозгу и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы.
Звуковая
выразительность речи контролируется
при помощи слухового анализатора,
нормальная деятельность которого играет
весьма важную роль в развитии речи
у ребенка. Овладение речью происходит
в процессе взаимодействия ребенка
с окружающей средой, в частности
с речевым окружением, являющимся
для ребенка источником подражания.
При этом ребенок пользуется не только
звуковым, но и зрительным анализатором,
имитируя соответствующие движения
губ, языка и пр. Возникающие при
этом кинестетические раздражения
поступают в соответствующую
область коры больших полушарий.
Между тремя анализаторами (двигательным,
слуховым и зрительным) устанавливается
и закрепляется условно-рефлекторная
связь, обеспечивающая дальнейшее развитие
нормальной речевой деятельности.
Список
используемой литературы
1. Швецов А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. –– Великий Новгород, 2006. – 68 с.
3. В.Т. Пальчун, В.С. Логосов, Н.Л. Вознесенский, Т.С. Полякова, Н.С. Дмитриев. Болезни уха, горла и носа. Атлас. Учеб. пособие/Под ред. В.Т. Пальчуна. Изд-во «Медицина», 1991.
5. Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения (1-е изд.) учебник. Издательство: ИЦ Академия, 2009г.
Информация о работе Анатомия, физиология и патология органов речи