Анатомия, физиология и патология органов речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:35, реферат

Краткое описание

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее, а порой и невозможно полностью!

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Анатомия органов речи…………………………………………………………4
1.1.Нос………………………………………………………………………..……4
1.2.Рот…………………………………………………………...…………………7
1.3.Глотка………………………………………………………………………...12
1.4.Гортань…………………………………………………………………….... 15
2.Физиология органов речи……………………………………………………..17
2.1.Дыхание………………………………………………………………………17
2.2.Голосообразование………………………………………………………..…18
2.3.Образование звуков речи……………………………………………………19
3.Патология органов речи……………………………………………………….20
3.1. Заболевание наружного носа и носовой полости……………………..…..20
3.2.Заболевание полости рта…………………………………………………….20
3.3.Заболевание глотки………………………………………………………….21
3.4. Заболевание гортани…………………………………………..……………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………..………….25

Файлы: 1 файл

Анатомия ,физиологиялор.docx

— 209.89 Кб (Скачать)

  Открытый  прикус характеризуется наличием свободного промежутка между зубами верхней  и нижней челюстей при сомкнутом  их положении.

  Нервно-мышечные нарушения. Нарушения нормальной подвижности  губ и щёк наблюдаются в  результате паралича лицевого нерва. Причина  поражения лицевого нерва является воспаления среднего уха, так как  лицевой нерв проходит по костному каналу в непосредственной близости от барабанной перепонки.

  3.3 Заболевания глотки

  Аномалии  развития глотки встречаются в виде расщепления, укорочения или отсутствия мягкого нёба и язычка;

  Ангина. Острое воспаление миндалин, при котором в процесс вовлекается и окружающая слизистая оболочка зева (нёбные дужки и мягкое нёбо). Ангина является инфекционным заболеванием и вызывается чаще стрептококком, реже стафилококком. Болезнь начинается с ощущения сухости, появляются боли при глотании, температура повышена. Лечение: постельный режим, полоскания горла, тепло на шею, медикаментозное лечение.

  Хронический тонзиллит. Хроническое воспаление миндалин, или хронический тонзиллит развивается обычно в результате повторных ангин и является довольно частым заболеванием.

  В ряде случаев хронический тонзиллит  может возникнуть и без предшествующих ангин. Нередко при хроническом тонзиллите наблюдается длительное незначительное повышение температуры по вечерам (так называемая субфебрильная температура – 37,2-37,5°). При осмотре отмечается небольшое покраснение миндалин и зева. При надавливании на миндалины из них нередко выделяются беловатые пробки с неприятным запахом, а иногда и жидкий гной.

  3.4 Заболевание гортани

  Аномалии  развития. Чаще всего отмечаются отклонения в строении надгортанника. Он может  быть недоразвитым и даже совсем отсутствовать. Иногда надгортанник оказывается резко деформированным: расщепленным на несколько долей, свернутым в трубку. Существенного влияния на функцию голосо-речеобразования дефекты надгортанника обычно не оказывают.

  Острый  ларингит. Острое воспаление слизистой оболочки гортани, или острый ларингит, развивается чаще всего как часть разлитого поражения слизистой оболочки дыхательных путей при гриппе и так называемом сезонном катаре верхних дыхательных путей. Возникновение воспалительного процесса в гортани способствует общее и местное охлаждение, а предрасполагающими факторами являются перенапряжение голоса и курение.

  Болезнь проявляется в ощущении сухости, царапания в горле, затем присоединяется сухой кашель, голос становится хриплым, а иногда совсем беззвучным – афония.

  При осмотре гортани слизистая оболочка её представляется покрасневшей, набухшей, ложные голосовые связки утолщены, истинные голосовые связки при попытке  произнесения звуков не смыкаются (отсюда хрипота и афония). Острый ларингит длится недолго и при правильном лечении проходит в течение 7-10 суток. Основное лечение – полный покой гортани. Больной в течении 5-7 суток не должен говорить, нужно исключить из пищи раздражающие вещества, а также все чрезмерно холодное и горячее; курение должно быть запрещено. Из лечебных процедур должно быть питье, тепло на шею, паровые ингаляции.

  Злокачественные опухоли гортани. Рак гортани чаще встречается у пожилых людей (старше 40 лет), хотя может наблюдаться и в более молодом возрасте. Саркома (разрастание соединительной ткани) может развиваться в детском возрасте.

 

  Заключение.

  Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой различают периферический и центральный речевые аппараты.

  В состав периферического речевого аппарата входят исполнительные органы голосообразования  и произношения, а также относящиеся  к ним чувствительные и двигательные нервы. Центральный речевой аппарат  находится в головном мозгу и  состоит из корковых центров, подкорковых  узлов, проводящих путей и ядер соответствующих  нервов.

  В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих  из речевой мускулатуры, включая  мышцы гортани и дыхательные  мышцы.

  Звуковая  выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка  с окружающей средой, в частности  с речевым окружением, являющимся для ребенка источником подражания. При этом ребенок пользуется не только звуковым, но и зрительным анализатором, имитируя соответствующие движения губ, языка и пр. Возникающие при  этом кинестетические раздражения  поступают в соответствующую  область коры больших полушарий. Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается  и закрепляется условно-рефлекторная связь, обеспечивающая дальнейшее развитие нормальной речевой деятельности. 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы 
 

1. Швецов  А.Г. Анатомия, физиология и патология  органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. –– Великий Новгород, 2006. – 68 с.

2. Нейман  Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов  слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. (Коррекционная педагогика)

3. В.Т. Пальчун, В.С. Логосов, Н.Л. Вознесенский, Т.С. Полякова, Н.С. Дмитриев. Болезни уха, горла и носа. Атлас. Учеб. пособие/Под ред. В.Т. Пальчуна. Изд-во «Медицина», 1991.

4. А.А.  Швырев. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Изд-во «Феникс»- 2004

5. Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения (1-е изд.) учебник. Издательство: ИЦ Академия, 2009г.

Информация о работе Анатомия, физиология и патология органов речи