Анатомия, физиология и патология органов речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:35, реферат

Краткое описание

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее, а порой и невозможно полностью!

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Анатомия органов речи…………………………………………………………4
1.1.Нос………………………………………………………………………..……4
1.2.Рот…………………………………………………………...…………………7
1.3.Глотка………………………………………………………………………...12
1.4.Гортань…………………………………………………………………….... 15
2.Физиология органов речи……………………………………………………..17
2.1.Дыхание………………………………………………………………………17
2.2.Голосообразование………………………………………………………..…18
2.3.Образование звуков речи……………………………………………………19
3.Патология органов речи……………………………………………………….20
3.1. Заболевание наружного носа и носовой полости……………………..…..20
3.2.Заболевание полости рта…………………………………………………….20
3.3.Заболевание глотки………………………………………………………….21
3.4. Заболевание гортани…………………………………………..……………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………..………….25

Файлы: 1 файл

Анатомия ,физиологиялор.docx

— 209.89 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения»

на тему: «Анатомия, физиология и патология органов речи ». 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

     Содержание. 

 
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Анатомия  органов речи…………………………………………………………4
1.1.Нос………………………………………………………………………..……4
1.2.Рот…………………………………………………………...…………………7
1.3.Глотка………………………………………………………………………...12
1.4.Гортань…………………………………………………………………….... 15
2.Физиология  органов речи……………………………………………………..17
2.1.Дыхание………………………………………………………………………17
2.2.Голосообразование………………………………………………………..…18
2.3.Образование  звуков речи……………………………………………………19
3.Патология  органов речи……………………………………………………….20
3.1. Заболевание  наружного носа и носовой полости……………………..…..20
3.2.Заболевание  полости рта…………………………………………………….20
3.3.Заболевание  глотки………………………………………………………….21
3.4. Заболевание  гортани…………………………………………..……………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список  используемой литературы…………………………………..………….25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

  Речь  является одной из основных функций  человека, необходимых ему для  того, чтобы вести полноценную  жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее, а порой и невозможно полностью!

  Развитие  речи и словаря детей, овладение  богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей  национальной культуры, тесно связано  с умственным, нравственным, эстетическим развитием и является приоритетным в языковом воспитании и обучении детей, особенно дошкольников.

  Исследования  многих ученых в этой области позволяют  утверждать, что для становления  речи ребенка необходимо нормальное созревание и функционирование ЦНС, нормальное состояние высших психических  процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а так же физическое состояние ребенка. Однако, даже имея все необходимые предпосылки, без  речевого окружения ребенок никогда  не заговорит.

  С другой стороны, формирование высших психических  функций и чувств (моральных, эстетических, интеллектуальных) у человека осуществляется только благодаря речи. Если речь у  человека не развивается (дети-«маугли»), то ни моральные, ни эстетические, ни интеллектуальные чувства, даже в самом примитивном виде не формируются. Существенно страдает также развитие восприятия, мышления, памяти, ибо в основе второй сигнальной системы, играющей ведущую роль в развитии этих высших психических функций, лежит слово, устная и письменная речь, как система осмысленных речевых сигналов, свойственных только человеку. 
 

1. Анатомия органов  речи

  Функция голосо- и речеобразования тесно связана с дыхательной функцией, а периферические органы речи являются в то же время и дыхательными органами. В состав периферического речевого аппарата входит: нос, рот, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка и диафрагма.

      

1.1 Нос

  Нос является началом дыхательных путей. Одновременно он служит органом обоняния, а также участвует в образовании надставной трубы голосового аппарата. Нос состоит из наружного носа и носовой полости с её придаточными пазухами.

  Наружный  нос состоит из костно-хрящевого  скелета и мягких частей. Верхний  узкий конец носа, начинающийся от лба, называется корнем носа; книзу и кпереди и от него тянется спинка носа, заканчивающая кончика носа. Боковые подвижные части носа называются крыльями носа, их свободные края образуют наружные носовые отверстия, или ноздри. В состав скелета наружного носа входят лобные отростки верхнечелюстных костей, носовые кости и хрящи носа. (рис.3) Мягкие части образуются мышцами и кожей. Назначение мышц заключается в расширении и сужении ноздрей. (рис.4, 5) 

                                           

     Рис.3                              Рис.4 Носовая полость в норме                        Рис.5   

  Рис.3 Скелет наружного носа1 — носовая кость; 2 — боковой хрящ носа; 3 — большой крыльный хрящ; 4 — крыло носа;5 — малые крыльные хрящи; 6 — лобный отросток верхней челюсти.

    Рис.5 Разрез через полость носа: — нижняя раковина; 2 — средняя раковина; 3 — верхняя раковина; 4 — нижний носовой ход; 5 — средний ход; 6 — верхний носовой ход; 7 — гайморова пазуха; 8 — решетчатые клетки; 9 — основная пазуха; 10 — носовая перегородка.

  Носовая полость состоит из 2х половин, отделенных друг от друга носовой перегородкой. Задне-верхняя часть перегородки – костная, а передненижняя – хрящевая.

  Каждый  из двух половин носовой полости  имеет 4 стенки: верхнюю, нижнюю, внутреннюю и наружную.

  Верхняя стенка, или крыша, полости носа в  основном образуется ситовидной пластинкой решетчатой кости. Эта пластинка  пронизана многочисленными отверстиями. На верхней её поверхности, обращенной в полость черепа, лежит луковица обонятельного нерва. От луковицы отходят  книзу тонкие веточки – обонятельные нити, которые проникают в носовую  полость через отверстие ситовидной пластинки.

  Нижняя  стенка, или дно, полости носа является одновременно верхней стенкой полости  рта (твердое нёбо). Дно полости  образуется двумя сросшимися по средней  линии небными пластинками верхнечелюстных  костей и дополняется сзади горизонтальными  пластинками небных костей.

  Внутренняя, или срединная, стенка полости носа – общая для обеих половин  – образуется носовой перегородкой.

  Наружная, или боковая стенка полости носа по своему строению наиболее сложная. Под носовыми раковинами расположены 3 носовых хода: между нижней раковиной и дном носовой полости – нижний носовой ход, между средней раковинами – средний, между верхней и средней раковинами – верхний носовой ход. Щелевидное пространство между носовой перегородкой и обращенными к ней поверхностями всех трех носовых раковин называется общим носовым ходом.

  Спереди носовая полость прикрыта наружным носом и лишь в нижней своей  части открывается наружу через  вход в нос – ноздри. Задней стенки носовая полость не имеет и  сообщается сзади с полостью глотки посредством больших овальных отверстий  – хоан.

  Вся носовая полость выстлана слизистой  оболочкой в той части слизистой  оболочки, которая покрывает верхнюю  часть носовой перегородки, верхнюю  и отчасти среднюю носовую  раковину, разветвляются веточки  обонятельного нерва, заканчивающиеся  обонятельными клетками. Эту часть  носовой полости называют, обонятельной областью. Всю остальную часть  полости носа называют дыхательной  областью.

  Слизистая оболочка дыхательной области выстлана мерцательным эпителием. Под слоем  эпителия расположена много желез, выделяющих слизь.

  В слизистой оболочки носовых раковин, особенно нижней, заложена так называемая пещеристая ткань, состоящая из расширенных  венозных сплетений. Стенки этих сплетений  содержат большое количество гладких  мышечных волокон. При воздействии  различных раздражителей (температурных, химических), а также психических  факторов пещеристая ткань способная  быстро набухать вследствие рефлекторного  расширения венозных сплетений и  наполнения их кровью. Такое набухание  и обуславливает иногда внезапное  закладывание носа.

  Носовая полость имеет ряд придаточных (околоносовых) пазух. Они представляют собой кость полости наполненные  воздухом, и расположенные в костях, участвующих в образовании стенок носовых полости. Эти пазухи сообщаются с полостью носа посредством отверстий, расположенных в верхнем и среднем носовых ходах.

  Все придаточные пазухи – парные. В  лобных костях находятся лобные пазухи; в верхней челюсти – верхнечелюстные, или гайморовы пазухи; в основной кости - клиновидные и в решетчатой кости – решетчатые клетки. Стенки придаточных пазух выстланы тонкой слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки носа.

   Рис. 6 Схема расположения придаточных (околоносовых) пазух носа (А — спереди. Б — сбоку): 1 — гайморова пазуха; 2 — лобная пазуха; 3 — решетчатые клетки; 4 — основная пазуха

  У новорожденного придаточные пазухи находятся в зачаточном состоянии, а лобные пазухи отсутствуют. Быстрее других развиваются решетчатые клетки. Гайморовы пазухи достигают полного развития лишь к концу прорезывания постоянных зубов, а лобные пазухи начинают формироваться в возрасте 4-6 лет и заканчивают развитие к 20-25 годам.

  Чувствительную  иннервацию нос и придаточные  пазухи получают от 1-ой и 2-ой ветвей тройничного  нерва (V пара). Двигательные нервы к мышцам крыльев носа и так называемой «мышцей гордецов» (мышца, наморщивающая кожу лба над переносьем) являются веточками лицевого нерва (VII пара).

  1.2 Рот

  Рот, являясь начальной частью пищеварительного тракта, служит одновременно органом  речи и вкуса (язык), а в особых случаях (при затруднённом носовом дыхании, а также во время речи) – органом дыхания.

  В анатомическом отношении рот делится на две части: 1) преддверие рта и 2) собственно полость рта. Преддверие рта – щелевидное пространство, ограниченное спереди и с боков губами и щеками, а сзади – зубами и дёснами.

  Губы  представляют собой мышечный валик, образованный круговой мышцей рта. Они покрыты снаружи кожей, а со стороны преддверия рта – слизистой оболочкой. Переходя с губ на альвеолярные отростки верхней и нижней челюстей, слизистая оболочка плотно срастается с ними и образует здесь дёсны.

  Кроме круговой мышцы рта, которая расположена  в толще губ и при своём  сокращении прижимает губы друг к  другу, вокруг ротового отверстия расположены  многочисленные мышцы, обеспечивающие разнообразные движения губ (рис. 7). К верхней губе относятся: мышца, поднимающая верхнюю губу, малая скуловая мышца, большая скуловая мышца, санториниева мышца смеха, мышца, поднимающая угол рта. К нижней губе относятся: мышца, опускающая угол рта.

                                              Рис.7 Мышцы губ и щек: 

     1 — мышца, поднимающая верхнюю губу   и крыло   носа;

    2 — мышца, собственно  поднимающая верхнюю  губу;

Информация о работе Анатомия, физиология и патология органов речи