Значение и пути снижения себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 14:26, доклад

Краткое описание

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значе-ние в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изме-нения ее уровня, установить отклонение фактиче¬ских затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости про-дукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестои¬мости продукции.

Файлы: 1 файл

Значение и пути снижения себестоимости.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Значение и пути снижения себестоимости

 

Величина себестоимости не только характеризует затраты, которые несет организация в процессе создания и реализации продукции и услуг, она оказывает непосредственное влияние на конечные результаты ее деятельности и эффективность работы. В условиях рыночной экономики коммерческие усилия хозяйствующих субъектов направлены на достижение двуединой цели. Первая состоит в выпуске конкурентоспособных товаров и услуг для наиболее полного удовлетворения общественных и личных потребностей, а вторая — в получении прибыли, определяемой разницей между полученными доходами (выручкой) и затраченными в производственном процессе ресурсами. Чем ниже последние при сложившейся в определенный промежуток времени конъюнктуре рынка, тем большую прибыль получат предприятия, тем значительнее их возможности по производственному и социальному развитию, расширению номенклатуры и улучшению качества предоставляемых услуг, экономическому стимулированию работников.

 

Снижение себестоимости услуг, лежащей в основе формирования тарифов, является предпосылкой для их уменьшения, что делает услуги связи более доступными для широкого круга потребителей. Активизация на этой основе обмена информацией приводит к росту доходов от реализации услуг и повышению прибыли. Таким образом, снижение расходов, связанных с производством услуг и доведением их до потребителей, способствует повышению конкурентоспособности операторов связи и более эффективному выполнению ими своей производственной и социальной миссии.

 

С учетом вышесказанного телекоммуникационные компании ведут постоянную работу по изысканию и использованию резервов снижения производственных затрат. Сложность этой проблемы обусловлена многообразием факторов, определяющих уровень и динамику себестоимости. С точки зрения возможности воздействия на них со стороны операторов-производителей услуг все факторы можно разделить на общеэкономические, отраслевые и внутрипроизводственные.

 

Группа общеэкономических факторов включает те из них, которые не зависят от деятельности конкретных организаций, и их влияние на себестоимость имеет одинаковую направленность во всех отраслях экономики. Это, прежде всего, политика государства в области регулирования заработной платы и социального обеспечения. Так, повышение минимального уровня заработной платы и тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки автоматически увеличивает соответствующую статью затрат на государственных предприятиях. В акционерных обществах электросвязи в меру финансовых возможностей также повышается средняя заработная плата с тем, чтобы не снизился уровень материального благосостояния работников.

 

Рост расходов на оплату труда, в свою очередь, ведет к увеличению непосредственно зависящих от них отчислений на социальные нужды, которые могут вырасти или снизиться при изменении в законодательном порядке норм отчислений в государственные фонды социального страхования, пенсионного обеспечения и др.

 

Не зависящим от деятельности организаций связи фактором повышения себестоимости является периодическая переоценка основных производственных фондов в соответствии с темпами инфляции, а также изменение официально установленных сроков полезного использования основных средств

Несмотря на небольшой удельный вес в структуре себестоимости организаций связи затрат на материалы, производственную электроэнергию и транспорт, нельзя не учитывать влияния на их динамику изменения цен и тарифов в сопряженных отраслях, потребителями продукции и услуг которых являются телекоммуникационные компании. В последнее время в таких отраслях естественных монополий, как электроэнергетика и железнодорожный транспорт происходят положительные сдвиги в области упорядочения тарифов в сторону их снижения для потребителей производственного сектора экономики, что позволяет сократить или, по крайней мере, стабилизировать соответствующие статьи расходов операторов связи.

 

На уровень себестоимости оказывает также влияние проводимая государством налоговая политика. Число налогов и нормы определения налоговых выплат в составе расходов на производство и реализацию услуг являются объективными факторами формирования себестоимости организаций связи.

 

В числе отраслевых факторов, влияющих на производственные затраты операторов, наиболее значимыми являются рациональность схем размещения средств связи с точки зрения минимизации транзитных переприемов, оптимальность маршрутов перевозки почтовых отправлений, экономичность создаваемых и сертифицируемых средств и систем связи, эффективность системы межсетевого взаимодействия между операторами сети связи общего пользования.

 

Наибольшие резервы снижения себестоимости заключают в себе внутрипроизводственные факторы, активное воздействие на которые в организациях связи обеспечивает абсолютную и относительную экономию расходов на производство и реализацию услуг. При этом наибольший эффект дают мероприятия по сокращению издержек по тем статьям себестоимости, которые занимают в ее структуре наибольший удельный вес.

 

 Снижение себестоимости за  счет роста производительности  труда возможно только при  опережении темпами роста производительности труда темпов роста средней заработной платы, так как только в этом случае снижаются затраты на оплату труда, приходящиеся на 100 руб. доходов. Обычно чем выше удельный вес заработной платы в себестоимости продукции, тем больше влияние роста производительности труда на снижение себестоимости. Это можно установить с помощью формулы:

 

 

 

где D I СПтр  - снижение себестоимости, %;

 

Iз, Iптр - индексы роста средней  заработной платы и производительности  труда по отношению к базовому  периоду, %;

 

d ФОТ - удельный вес ФОТ

 

 Анализ изменения себестоимости  по статьям затрат можно проводить  индексным методом по формуле:

 

 

 где D IЭiПтр - изменение себестоимости  в процентах в зависимости  от определенной (i-й) статьи затрат;

 

IЭi - индекс изменения i-й статьи затрат;

 

IДод - индекс роста (снижения) доходов;

 

dЭi - удельный вес i-й статьи затрат  в себестоимости базисного (взятого  для сравнения) периода, %.

 

 


Экономические факторы,  влияющие на резервы снижения себестоимости

 

При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения чаще всего используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

 

Ряд авторов  (Н. А. Лисицын, Ф. П. Висюлин, В. И. Выборнов и др) предлагает экономию, обусловливающую фактическое снижение себестоимости, рассчитывать по следующему составу факторов: (14)

 

1. Повышение технического уровня  производства. Это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация  и автоматизация производственных  процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

 

2. Совершенствование организации  производства и труда. Снижение  себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

 

При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости может происходить в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово-предупредительного ремонта; централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов.

 

3. Изменение объема и структуры  продукции, которые могут привести  к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительную экономию на условно-постоянных расходах предлагается определять по формуле

 

(1.5)

 

ЭП = (Т * ПС) / 100,

 

где ЭП - экономия условно-постоянных расходов

 

      ПС - сумма условно-постоянных  расходов в базисном году

 

      Т - темп прироста  товарной продукции по сравнению  с базисным годом.

 

4. Улучшение использования природных  ресурсов.  Этот фактор может включать в себя изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

 

Данные факторы снижения себестоимости и резервы могут  суммироваться в окончательных выводах, и определять суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат  на единицу продукции.


 

 

Показатели себестоимости продукции

 

1.2.1 Систематизация показателей  себестоимости продукции

 

Показатели себестоимости классифицируются следующим образом:

-в зависимости от предмета- себестоимость  единицы продукции (работ, услуг) или  всего объема производства;

-в зависимости от объекта- себестоимость  продукции цеха или предприятия;

-в зависимости от натуральной  единицы измерения товара- себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра;

-по виду производственной программы- себестоимость валовой, товарной  или реализованной продукции;

-по полноте затрат, включаемых  в себестоимость продукции,- переменные  и постоянные затраты, производственная  и полная себестоимость;

-по структуре затрат, включаемых  в себестоимость, - затраты на  рубль товарной продукции, материалоемкость, зарплатоемкость. [6, с.258]

 

1.2.2 Показатели себестоимости продукции

Цеховая себестоимость - это сумма затрат на изготовление продукции в данном цехе. Она включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности, прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы.

Производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства.

Полная себестоимость включает производственные и коммерческие расходы, то есть расходы по сбыту продукции.

Кроме того различают нормативную, плановую и фактическую себестоимость. Нормативная - это максимально допустимые затраты на производство и сбыт продукции при научно-обоснованных нормах расхода живого и овеществленного труда. Плановая себестоимость может быть выше или ниже нормативной, так как в плановом периоде, в связи с достигнутым уровнем развития техники, технологии, нормы расхода живого и овеществленного труда могут быть выше или ниже тех, которые предусматривались на стадии составления проекта. Фактическая себестоимость - та, которая сложилась в отчетном периоде.

На предприятиях планируют и учитывают следующие показатели себестоимости:

 

себестоимость единицы продукции (услуг);

себестоимость товарной, реализованной продукции;

себестоимость сравнимой товарной продукции (сравнимой продукцией считают ту, которая производилась в базисном периоде);

затраты на один рубль товарной продукции.

 

Показатель себестоимости единицы продукции можно широко использовать для сравнения уровня затрат одинаковых изделий на разных предприятиях, что оказывает положительное воздействие на поиск резервов снижения затрат. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) отличается от себестоимости товарного выпуска на величину изменения себестоимости переходящих остатков нереализованной продукции. Для расчета используется формула:

 

Ср= Он +Т - Ок, (1.3)

 

где Ср - себестоимость реализованной продукции, рубли; Он - остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года, рубли; Т - выпуск товарной продукции на планируемый год по полной себестоимости, рубли; Ок - остатки нереализованной товарной продукции по производственной себестоимости на конец планируемого года, рубли. [7, с.125-126]

Информация о работе Значение и пути снижения себестоимости