Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:11, курсовая работа
Цель работы: характеристика косвенных расходов, финансового планирования и резервы улучшения финансовых показателей.
Для этого необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие «косвенных» затрат, выяснить на каких счетах бухгалтерского учета осуществляется учет косвенных затрат, охарактеризовать способы распределения этих затрат; ввести понятие финансового планирования, раскрыть его сущность, подробнее остановиться на таких видах финансового планирования как перспективное, текущее и оперативное; дать характеристику важнейшим финансовым показателям деятельности любого предприятия: доход, выручка, себестоимость и финансовый результат.
Введение 4
1 Учет косвенных затрат 7
1.1 Расходы основного производства 7
1.2 Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов 9
1.3 Распределение косвенных затрат 13
2 Финансовое планирование 18
2.1 Сущность финансового планирования 18
2.2 Цели и методы финансового планирования 20
2.3 Перспективное финансовое планирование 22
2.4 Текущее финансовое планирование 24
2.5 Оперативное финансовое планирование 27
3 Резервы улучшения финансовых показателей 31
3.1 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 31
3.1.1 Анализ рентабельности производства и реализации продукции 36
3.1.2 Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 37
3.1.3 Анализ формирования и использования чистой прибыли 38
3.2 Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия
на примере ОАО «ЧСК» 40
Заключение 49
Список литературы 53
В процессе анализа изучается динамика данных показателей, выполнение плана по их уровню, проводятся межфирменные сопоставления, и рассчитывается влияние факторов на изменение их величины.
Уровень рентабельности затрат по отдельным видам продукции зависит от следующих факторов первого порядка: изменения объема продаж, цены реализации, усеченной себестоимости единицы продукции и суммы постоянных затрат, отнесенных на данный вид продукции. [24]
3.1.2 Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности
Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Для определения резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:
Подсчет резервов роста прибыли и за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции, умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.
Подсчет резервов роста прибыли и за счет повышения качества продукции производится следующим образом: планируемое изменение удельного веса каждого сорта умножают на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируют, и полученное изменение средней цены умножают на планируемый объем реализации продукции с учетом резервов его роста.
Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения структуры рынков сбыта, каналов и сроков реализации продукции.
В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию. [23]
3.1.3 Анализ формирования и использования чистой прибыли
Источниками данных для анализа использования прибыли являются закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, расчетов налога на имущество, на прибыль, на доходы и др.
Чистая прибыль используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервного капитала и др.
В процессе анализа необходимо изучить факторы изменения величины чистой, потребленной и капитализированной прибыли.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между общей суммой брутто-прибыли и суммой выплаченных процентов и налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли
Ее величина зависит от факторов изменения общей суммы брутто-прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций и др.
Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме общей брутто-прибыли: Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рассчитывается умножением прироста удельного веса фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде. Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли нужно добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:
необходимого объема инвестиций для производственного развития;
необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.
В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполнение плана по использованию чистой прибыли, для чего фактические данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными плана и прошлых лет, после чего выясняют причины изменения по каждому направлению использования прибыли. Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Особое внимание необходимо уделить дивидендной политике предприятия, которая оказывает большое влияние не только на структуру капитала, но и на инвестиционную привлекательность субъекта хозяйствования. Если дивидендные выплаты достаточно высокие, то это один из признаков того, что предприятие работает успешно и в него выгодно вкладывать капитал. Но если при этом малая доля прибыли направляется на обновление и расширение производства, то ситуация может измениться.
В процессе анализа изучают динамику дивидендных выплат, курса акций, чистой прибыли на одну акцию за ряд лет, определяют темпы их роста или снижения, а затем производят факторный анализ изменения их величины.
Процесс анализа завершается разработкой конкретных рекомендаций по совершенствованию механизма распределения прибыли с целью укрепления рыночной устойчивости предприятия и повышения доходов собственников предприятия.[25]
3.2 Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «ЧСК»
Проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности на конкретном примере ОАО «ЧСК» на основании бухгалтерской отчетности: формы № 1 и № 2 за 2006, 2007 гг.
Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия приведен в таблице 3.
Таблица 3.
№ п/п | Показатель | 2006г. | 2007 г. | Отклонение (+;-) 2007от 2006, тыс. руб. | Темп роста 2007, от 2006% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Выручка от реализации, работ, услуг | 15647 | 18300 | +2653 | +16,96 |
2 | Себестоимость, работ, услуг | 13219 | 15577 | +2365 | +17,84 |
3 | Валовая прибыль | 2428 | 2723 | +295 | +12,15 |
4 | Коммерческие расходы | 715 | 989 | +274 | +38,32 |
5 | Управленческие расходы | - | - | - | - |
6 | Прибыль (убыток) от продаж | 1713 | 1734 | +21 | +1,22 |
7 | Прочие доходы | 16 | 27 | +11 | +68,75 |
8 | Прочие расходы | 825 | 635 | -190 | -23,03 |
9 | Прибыль до налогообложения | 834 | 1030 | +196 | +23,50 |
10 | Чистая прибыль | 619 | 592 | -90 | -14,54 |
Из таблицы видно, что выручка от реализации, работ, услуг в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 16,96%. В 2007 г. наблюдается повышение показателя себестоимости по сравнению с предыдущим годом на 17,84%. Отношение себестоимости к сумме выручки от продажи в 2006 г. составило 84,48 %, а в 2007 г. 89,61%. Таким образом, произошло увеличение прибыли (+16,96%) за счет увеличения себестоимости продукции (+17,84).
Для улучшения сложившегося финансового положения предприятию следует принять решительные меры по увеличению выручки от продажи продукции, как путем увеличения производства оборудования, так и путем поиска более выгодных сегментов рынка и изучения цен конкурентов, а также повышения привлекательности выпускаемой продукции для потребителей за счет улучшения ее качественных параметров, что также равноценно увеличению ее количества. Необходимо также принять меры по увеличению доходов при одновременном снижении соответствующих расходов. Руководству ОАО «ЧСК» следует обратить внимание на снижение себестоимости реализуемой продукции за счет: внедрения новых технологий, ввода в действие нового оборудования, сокращения целодневных простоев оборудования, снижение энергоемкости, уменьшения общехозяйственных (общепроизводственных) расходов, продуманной кадровой политики, и т.д.
Рассмотрим динамику основных экономических показателей на рисунке 1.1
Рис. 1.1 Динамика основных показателей ОАО «ЧСК» г. Воронежа за два года
Анализ структуры имущества и источников его формирования приведен в таблице 4.[6]
Таблица 4
Анализ структуры имущества и источников его формирования
за 2006-2007 гг.
Наименование показателя | 2006 г. | 2007 г.
| Изменения 2006 г. к 2007 г. к | ||||
тыс. руб. | % к валюте баланса | тыс. руб. | % к валюте баланса | тыс. руб. | % | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
ИМУЩЕСТО ПРЕДПРИЯТИЯ | |||||||
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
|
|
| |
Нематериальные активы |
|
|
|
|
|
| |
Основные средства |
|
| 240-00 | 6,24 | 240-00 | 6,24 | |
ИТОГО ПО 1 РАЗДЕЛУ |
|
| 240-00 | 6,24 | 240-00 | 6,24 | |
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|
|
|
|
|
| |
Запасы | 1167-00 | 35,22 | 1552-00 | 40,37 | 385 | 5,15 | |
В том числе: |
|
|
|
|
|
| |
Сырье и материалы | 35-00 | 1,05 | 94-00 | 2,44 | 59-00 | 1,39 | |
Затраты в незавершенном производстве | 18-00 | 0,54 | 32-00 | 0,83 | 14-00 | 0,29 | |
Готовая продукция и товары для перепродажи | 1063-00 | 32,08 | 1426-00 | 37,10 | 363-00 | 5,02 | |
Расходы будущих периодов | 51 | 1,54 |
|
| -51-00 | -1,54 | |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 116-00 | 3,50 |
|
| -116-00 | -3,50 | |
Краткосрочная дебиторская задолженность | 1887-00 | 21,75 | 1829-00 | 47,58 | -58-00 | 25,83 | |
Денежные средства | 143-00 | 4,32 | 223-00 | 5,80 | 80-00 | 1,48 | |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2 | 3313-00 | 100 | 3604-00 | 93,76 | 291-00 | -6,24 | |
ВАЛЮТА БАЛАНСА | 3313-00 | 100 | 3844-00 | 100 |
|
| |
ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ | |||||||
3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|
|
|
|
|
| |
Уставный капитал | 20-00 | 0,60 | 32-00 | 0,83 | 12-00 | 0,23 | |
Резервный капитал |
|
| 100-00 | 2,60 | 100-00 | 2,60 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 505-00 | 15,24 | 592-00 | 15,50 | 87-00 | 0,26 | |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 3 | 525-00 | 15,85 | 689-00 | 17,93 | 164-00 | 2,08 | |
5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|
|
|
|
|
| |
Займы и кредиты | 1106-00 | 33,38 | 1512-00 | 39,33 | 406-00 | 5,95 | |
Кредиторская задолженность | 1682-00 | 50,76 | 843-00 | 21,93 | -839-00 | -28,83 | |
В том числе |
|
|
|
|
|
| |
Поставщики и подрядчики | 1538 | 46,42 | 464-00 | 12,07 | -1074-00 | 34,35 | |
Задолженность перед персоналом организации | 96-00 | 2,89 | 229-00 | 5,96 | 113-00 | 3,07 | |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 26-00 | 0,78 | 78-00 | 2,02 | 52-00 | 1,24 | |
Задолженность по налогам и сборам | 22-00 | 0,66 | 72-00 | 1,87 | 50-00 | 1,21 | |
Резервы предстоящих расходов |
|
| 800-00 | 20,81 | 800-00 | 20,81 | |
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 5 | 2788-00 | 84,15 | 3155-00 | 82,07 | 367-00 | -2,08 | |
ВАЛЮТА БАЛАНСА | 3313-00 | 100 | 3844-00 | 100 | 531-00 | 100 |
Из таблицы видно, что общий итог баланса за 2006-2007 гг. уменьшился на 7,3 %. Для последующей оценки финансового состояния предприятия составим аналитический баланс. Вертикальный анализ показателей аналитического баланса показывает, на увеличение доли основных средств с 35,22% до 40,37%, готовой продукции и товаров для перепродажи с 32,08 % до 37,10% говоря о тенденции разворачивания производственной базы.
Доля дебиторской задолженности увеличилась на 25,83%, по сравнению с 2006 г. Это говорит об отрицательной работе отдела урегулирования задолженности.
Доля денежных средств в структуре активов снизился в 2007 г. на 80000 тыс. руб. Такие данные косвенно свидетельствуют о достаточно низком уровне организации кредитно-расчетных отношений.
Анализируя структуру пассива баланса, следует отметить как положительный момент финансовой устойчивости предприятия высокую долю капитала и резервов, т.е. собственных источников предприятия, а также снижение непокрытого убытка в 2007г. на 0,26%.
Достаточно высокий удельный вес кредиторской задолженности в составе пассивов, (2006 г.- 50,76%, 2007 г.- 21,93%,), что говорит об устоявшихся связях предприятия, о доверии к нему. Кредитуя его текущую деятельность, заказчики рассчитывают на четкое выполнение обязательств.
Финансовое состояние предприятия отражает фактически сложившиеся в итоге хозяйственной деятельности результаты образования и использования денежных средств. В каждом отчетном периоде оно может быть хорошим, удовлетворительным или неудовлетворительным в зависимости от уровня производства и реализации продукции.
Платежеспособность предприятия - это один из частных показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия. Под платежеспособностью предприятия понимается наличие денежных ресурсов и предстоящих поступлений денег, сумма которых может быть использована для погашения срочных обязательств предприятия перед финансовыми органами, банками, кредиторами, органами социального страхования, рабочими и служащими. Предприятие считается платежеспособным, когда ресурсы, имеющиеся на предприятии достаточны для того, чтобы погасить срочные платежи и не допустить нарушение сроков расчета по обязательствам предприятия.
Основные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости представлены в виде таблицы 5. Главной проблемой, которая должна быть решена в результате анализа платежеспособности, является оценка способности предприятия генерировать денежные средства. Как известно, все хозяйственные средства предприятия дифференцируются по их размещению и источникам возникновения, которые подразделяются на собственные и привлеченные. Осуществлять хозяйственную деятельность лишь за счет собственных средств, как правило, нецелесообразно, если вообще возможно. Привлеченные же средства требуют своевременного возврата (к тому же, как правило, с выплатой процентов). Таким образом, в процессе своего функционирования предприятию приходится рассчитываться по своим обязательствам в заданные сроки и в соответствующем объеме, т.е. быть платежеспособным.