Учет косвенных затрат. Финансовое планирование. Резервы улучшения финансовых показателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: характеристика косвенных расходов, финансового планирования и резервы улучшения финансовых показателей.
Для этого необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие «косвенных» затрат, выяснить на каких счетах бухгалтерского учета осуществляется учет косвенных затрат, охарактеризовать способы распределения этих затрат; ввести понятие финансового планирования, раскрыть его сущность, подробнее остановиться на таких видах финансового планирования как перспективное, текущее и оперативное; дать характеристику важнейшим финансовым показателям деятельности любого предприятия: доход, выручка, себестоимость и финансовый результат.

Оглавление

Введение 4
1 Учет косвенных затрат 7
1.1 Расходы основного производства 7
1.2 Учет общепроизводственных и общехозяйственных расходов 9
1.3 Распределение косвенных затрат 13
2 Финансовое планирование 18
2.1 Сущность финансового планирования 18
2.2 Цели и методы финансового планирования 20
2.3 Перспективное финансовое планирование 22
2.4 Текущее финансовое планирование 24
2.5 Оперативное финансовое планирование 27
3 Резервы улучшения финансовых показателей 31
3.1 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 31
3.1.1 Анализ рентабельности производства и реализации продукции 36
3.1.2 Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности 37
3.1.3 Анализ формирования и использования чистой прибыли 38
3.2 Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия
на примере ОАО «ЧСК» 40
Заключение 49
Список литературы 53

Файлы: 1 файл

Сама курсовая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

конкретизация установленного бюджетного задания для струк­турных подразделений;

контроль (мониторинг) исполнения бюджета самими струк­турными подразделениями (центрами финансовой ответственности) и финансово-экономической службой;

увязка финансовых показателей с движением материальных ценностей и с системой материального стимулирования;

эффективное управление оборотным капиталом (денежными средствами и их эквивалентами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках утвержденного бюджета.

Чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Учет и контроль затрат должны быть максимально приближены к месту и времени их возникновения. А если затраты января становятся известны во второй половине февраля, то такой учет во многом утрачивает свойство действенности, он становится в значительной мере учетом упущенных возможностей.

Для осуществления контроля за исполнением бюджетов целесо­образно использовать двухуровневую систему этого контроля.

Нижний уровень — контроль за исполнением бюджетов ЦФО, осуществляемый экономическими службами этих подразделений. При этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты.

Верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов всех центров финансовой ответственности (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый финансово-эконо­мической службой организации и ее бухгалтерией.

В процессе разработки финансового плана (в том числе оперативного) возникает взаимосвязь финансовых показателей с движением материальных, ценностей. Определение оптимального объема товарно-материальных запасов (сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции) вызвано не только потребностью их финансирования, но и их особым воздействием на финансовую деятельность организации. Недостаток материальных ценностей может привести к неспособности удовлетворить спрос, уменьшению продаж, остановке производственного процесса. Однако с излишним скоплением материальных ценностей увеличиваются расходы на хранение, растет риск морального старения запасов.

В процессе оперативного финансового планирования происходит непосредственная увязка финансовых показателей с системой материального стимулирования ЦФО, их руководителей и отдельных работников.

Платежный календарь — это план организации производственно-финансовой деятельности предприятия, в котором календарно взаимосвязаны все источники денежных поступлений и расходы за определенный период времени.[18] Он полностью охватывает денежный оборот организации; дает возможность увязать поступления денежных средств и платежи в наличной и безналичной форме; позволяет обеспечить постоянную платежеспособность и ликвидность. Платежный календарь составляется финансовой службой; плановые показатели бюджета движения денежных средств концентрируются и разбиваются по месяцам и более мелким периодам (на 15 дней, декаду, пятидневку). Сроки определяются исходя из периодичности основных платежей организации. Чтобы платежный календарь был реальным, его составителям необходимо следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности. При этом можно воздействовать на руководителей соответствующих ЦФО, чтобы предупредить невыполнение бюджета движения денежных средств.


В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов организации;

формирование информационной базы о движении денежных притоков и оттоков;

ежедневный учет изменений в информационной базе;

анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по устранению их причин;

расчет потребности в краткосрочном финансировании (кредите) в случаях временной нестыковки денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств организации;

в анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств.

Календарь платежей составляется на основе реальной информационной базы о денежных потоках организации. Составляющими элементами информационной базы денежных потоков являются документальный источник информации, сумма и сроки платежей и поступления средств.

Каждый вид платежей и поступлений средств имеет конкретный информационный признак (срок и сумму) и документальные источники, в которых отражены эти признаки. [22]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Резервы улучшения финансовых показателей

3.1 Анализ финансовых результатов деятельности  предприятия

 

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его  финансовое состояние. Поэтому риск резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой сфере бизнеса, большая роль, в выявлении которых отводится экономическому анализу.

Основные задачи анализа:

Систематический контроль за формированием финансовых результатов

Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты

Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины

Оценка работы  предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности

Разработка рекомендаций по освоению выявленных  резервов увеличения прибыли.

Основными источниками информации для анализа является:

Данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов

Отчет о прибыли и убытках

Отчет об изменении капитала

В процессе анализа используются разнообразные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом

По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.

По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.

Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.

Прибыль от реализации продукции — это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия.

Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы, и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).

Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты процентов кредиторам.

Чистая (нераспределенная) прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.

В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.

По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.

По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.

Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).

По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую.

Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов пред­приятия.

Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на вы­плату дивидендов акционерам предприятия.

Применение того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции используется маржи­нальная (валовая) прибыль, для оценки доходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала —- чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д. Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересован­ных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финан­совый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собствен­нику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сум­ма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет.

Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе. В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру динамику и выполнение плана за отчетный год. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее сумм

Изменение объема реализации продукции может оказать и положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж при положительной ставке маржи покрытия на единицу продукции приводит к увеличению общей суммы маржи покрытия, а соответственно, и размера прибыли. При  отрицательной ставке маржи покрытия увеличение объема реализации приводит к уменьшению суммы прибыли.

Уровень среднереализационных цен и величина прибыли находят -в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уров­ня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Себестоимость продукции (переменные и постоянные затраты) и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту сум­мы прибыли, и наоборот

следующим обобщением полученных результатов анализа, что по­зволит увидеть, по каким видам продукции прибыль увеличилась, а по каким — снизилась и за счет каких факторов.

При анализе прибыли в целом по предприятию необходимо кроме данных факторов учитывать еще влияние структуры реализованной продукции, изменение которой может также оказывать и положительное, и отрицательное влияние на ее величину. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме продаж, то сумма прибыли возрастет. Увеличение  удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции вызовет уменьшение общей суммы прибыли.[23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1 Анализ рентабельности производства

и реализации продукции

 

 

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного. На производство и реализацию продукции. Может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Информация о работе Учет косвенных затрат. Финансовое планирование. Резервы улучшения финансовых показателей