Учет и и анализ себестоимости промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:42, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность любого предприятия вне зависимости от его организационно-правовой формы, вида собственности и т.д. характеризуется и определяется сочетанием товарно-сырьевых и финансовых потоков. При этом основным показателем (критерием), в котором четко отражается итоговых финансовых результатов деятельности предприятия, служит себестоимость продукции, работ, услуг. Суть управления производством и заключается в оптимизации составляющих элементов себестоимости и контроля за ними, за счет чего можно изыскать резервы для повышения эффективности производства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Экономическая характеристика и организация учёта себестоимости промышленного предприятия 6
1.1. Сущность, состав, виды и значение себестоимости промышленного предприятия 6
1.2. Законодательные основы организации затрат промышленного 9
Предприятия 9
1.3. Задачи, основные направления и информационное обеспечение 13
анализа себестоимости работ 13
Глава 2. Учёт и анализ затрат промышленного предприятия 19
2.1. Краткая экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации 19
2.2. Документальное оформление и учёт затрат
промышленного предприятия 22
2.3. Анализ себестоимости промышленности предприятия, факторы,
влияющие на её изменение 30
Глава 3. Резервы снижения затрат и пути совершенствования их учёта 34
Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Учёт и анализ себестоимости промышленного предприятия.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. УЧЁТ И АНАЛИЗ ЗАТРАТ ПРОМЫШЛЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1. Краткая экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности организации

 

ЗАО «СПК-Строй» ведет свою историю с 1999 года. Административно-управленческий аппарат объединяет квалифицированный и опытных специалистов. Целью деятельности ЗАО «СПК-Строй» является получение прибыли. Компания располагает квалифицированным персоналом, современной технической и производственной базой, эффективной организационной структурой, позволяющей решать весь комплекс задач современного строительного предприятия. Основным видом деятельности строительной фирмы является проведение строительных работ. В настоящее время организация ведет строительство трех объектов на территории города Новый Уренгой и в его окрестностях. Все подразделения укомплектованы высококвалифицированными рабочими: каменщиками, монтажниками, малярами и рабочими других специальностей. Помимо этого отдельные бригады оказывают услуги электросварщиков, каменщиков, плиточников, маляров-штукатуров, плотников.

Основными поставщиками строительной фирмы являются: ООО  «Башкирский кирпич», ООО «Гардиан – Сибирь», ООО «Империя», ООО «Окна Эколес». Поставщики расположены в г. Тюмени, цены по каждому виду товара оговариваются в контракте, поставки товаров происходят в короткие сроки. Строительное предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ производственной мощности начинают с  изучения показателей выпуска продукции  или услуг, который в первую очередь  предполагает анализ объема выполненных работ (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

Динамика состава  и структуры работ ЗАО «СПК-Строй»

 

Наименование показателей

Объёмы работ, тыс. руб.

Удельный вес, %

Темп роста, %

Базисный год

Отчётный

 год

Базисный год

Отчётный год

Объем строительно-монтажных  работ, тыс. руб.

78067

95561

42,12

38,17

122,41

Объем пуско-наладочных работ, тыс. руб.

64085

95017

34,58

37,95

148,27

Ремонт оборудования, тыс. руб.

238

2655

0,13

1,06

1115,5

Тезническое обслуживание, тыс. руб.

21879

29557

11,80

11,81

135,09

Проектирование, тыс. руб.

17421

25581

9,4

10,22

146,84

Объем строительно-монтажных  работ  по генподряду,

тыс. руб.

1021

1989

0,55

0,79

194,81

Объем строительно-монтажных  работ по субподряду, тыс. руб.

1048

0

0,57

0

0

Объем пуско-наладочных работ по субподряду,  тыс. руб.

1591

0

0,86

0

0

Итого

185350

250360

100

100

135,07


 

Анализируя  данные табл. 2.1,  видно, что в базисном году по сравнению с предыдущим годом объём выполненных работ увеличился на 35,07 %, что свидетельствует о хорошей, качественной и востребованной работе сервисного предприятия по оказанию строительно-монтажных услуг. Значительно увеличилась доля ремонта оборудования в объёме выполняемых работ. Следует отметить, что не выполнен план по объемам строительно-монтажных и пуско-наладочных  работ по договорам субподряда.

Рациональное  использование персонала предприятия  – непременное условие, обеспечивающее бесперебойность производственного  процесса и успешное выполнение производственных планов. Для целей анализа весь персонал сервисного предприятия делится на промышленно-производственный и управленческий персонал. Для категорий работников рассмотрены отклонения от численности прошлого года. Результаты анализа приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Расчет показателей использования трудовых ресурсов

Показатели

Базисный год

Отчётный год

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Объём  работ. тыс. руб.

185350

250360

65010,0

135,1

Численность    работающих , чел.

130

276

146,0

212,3

Удельный вес рабочих  в общей численности ППП,%

65,4

55,8

-9,6

85,3

Количество рабочих  в общей численности, чел.

85

154

69,0

181,2

Фактически отработанное время, чел-дни

19482

34526,8

15044,8

177,2

Отработано за год  одним рабочим дней

229,2

224,2

-5,0

97,8

Фактически   отработанное время, чел-час

1833,6

1793,6

-40,0

97,8

Средняя продолжительность  рабочего дня, ч

8

8

0,0

100,0

Среднегодовая выработка рабочего, тыс. руб.

2180,6

1625,7

-554,9

74,6

Среднедневная выработка  рабочего, тыс. руб. 

9,5

7,3

-2,3

76,2

Среднечасовая выработка рабочего, тыс. руб.

1,2

0,9

-0,3

76,2


 

На основании представленных данных (табл. 2.2), в целом на строительном предприятии наблюдается увеличение персонала на 81 % по категории промышленно-производственного персонала и на 171,11 % по категории управленческого персонала. Такое увеличение вызвано потребностью предприятия в человеческих ресурсах в связи с увеличением объемов работ, выполняемых предприятием.

Среднегодовая выработка рабочего уменьшилась  на 25,4 % и составила в отчётном году 1625,7 тыс. руб., среднедневная выработка рабочего уменьшилась на 23,8% и составила 7,3 тыс. руб., среднечасовая выработка рабочего уменьшилась на 23,8% и составила 0,9 тыс. руб. В целом, деятельность ЗАО «СПК-Строй» является прибыльной. Существует возможность привлечения дополнительных капитальных вложений. В случае повышения цен на продукцию, услуги спрос уменьшится в незначительной степени.

2.2. Документальное оформление и  учёт затрат

промышленного предприятия

 

Учет фактических  затрат на производство и калькулирование себестоимости строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами, ведется на счете 20 “Основное производство” по статьям затрат в разрезе объектов строительства (комплексов работ). По дебету счета 20 учитывают затраты на производство основных работ по строительству и монтажу осуществляемых для заказчиков и сдаваемых им законченных строительством объектов или работ. На данном счете строительно-монтажные организации учитывают также затраты по строительно-монтажным работам, связанные с осуществлением капитальных вложений для собственных нужд и с капитальным ремонтом зданий и сооружений. Затраты на производство строительно-монтажных работ отражаются раздельно на следующих субсчетах: “Строительно-монтажные работы, выполненные собственными силами”; “Строительно-монтажные работы, выполненные субподрядными организациями”. Учет затрат на каждом из перечисленных выше субсчетов ведется по установленным видам работ (строительство новых производственных, жилых, культурно-бытовых и других зданий, включая производство работ по монтажу стальных конструкций, оборудования и др.)

Аналитический учет на производство строительно-монтажных  работ ведется по объектам по каждой статье затрат в журнале-ордере № 10-С. Для определения затрат на производство строительно-монтажных работ по строительному участку и в целом по организации строительные объекты группируются в журнале-ордере № 10-С по принадлежности к строительному участку, а внутри строительных участков – по видам работ (строительные работы, монтаж оборудования, капитальный ремонт и др.). Общие суммы затрат на производство строительно-монтажных работ по каждой статье определяются сначала по строительным участкам, а затем в целом по счету 20 “Основное производство” за месяц и сначала года. До полного завершения работ на объекте и сдачи его заказчику все затраты накапливаются и учитываются как незавершенное строительное производство по фактической себестоимости. Кроме фактических затрат, в журнале-ордере № 10-С по отдельным графам отражают суммы компенсации, начисленных за отчетный месяц, объемы работ по сметной стоимости, выполненные собственными силами и субподрядными организациями, остаток незавершенного производства и другими данными. Выполненные субподрядными организациями и принятые генеральным подрядчиком комплексы специальных строительно-монтажных работ учитываются генеральным подрядчиком до сдачи строительной продукции заказчику на счете 20 “Основное производство” в составе незавершенного строительного производства. Записи в аналитические данные журнала-ордера № 10-С по счету 20 производятся на основании разработанных таблиц, вспомогательных ведомостей, листков-расшифровок и других учетных регистров. Сметная стоимость выполненных объемов работ и незавершенного строительного производства по отдельным объектам отражается в журнале-ордере № 10-С на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме № 3.

Учет затрат по экономическим элементам ведется  в журнале-ордере “10-С в специальной  таблице “Расчеты затрат на производство по экономическим элементам”. Она построена в виде шахматной ведомости. В ней помещены счета, связанные с учетом затрат на производство (20, 25, 26, 28, 31, 89).

Кредитуемые счета  расположены в сказуемом таблицы (заголовка) дебетуемые в ее подлежащем. Суммы, подсчитанные по горизонтали, показывают общую сумму затрат по дебету счетов (по направлениям), а по вертикали – по кредиту счетов (по элементам затрат). Определяется себестоимость строительно-монтажных работ по элементам затрат за отчетный месяц. Выполненные субподрядными организациями объемы работ, оплаченные или принятые к оплате генподрядчиком, учитываются генподрядчиком на отдельном субсчете счета «Основное производство».

В соответствии с принятым согласно договору порядком расчетов и определением выручки  затраты по выполненным и сданным работам списываются с кредита счета «Основное производство» (с учетом оплаченных или принятых к оплате генподрядчиком субподрядных работ) в дебет счета «Реализация продукции (работ, услуг)». Для обобщения всех затрат включаемых в себестоимость строительной продукции в сервисном предприятии используются специальные бухгалтерские регистры: журналы-ордера, ведомости, книги.

Для учета затрат и определения себестоимости  готовой строительной продукции  используется система счетов бухгалтерского учета. Для учета затрат на производство предназначены следующие счета:

- 20 «Основное  производство»,

- 23 «Вспомогательные  производства»,

- 25 “Общехозяйственные  расходы»,

- 26 «Накладные  расходы»,

- 28 «Брак в  производстве»,

- 29 «Обслуживающие  производства и хозяйства»,

- 30 «Некапитальные  работы».

 

Перечисленные выше счета, а также счет 31 «Расходы будущих периодов» и счет 89 «Резервы предстоящих расходов и платежей»  называют производственными. Применение счетов 31 и 89 обусловливается тем, что  время фактической оплаты некоторых расходов не совпадают с временем включения их в себестоимость работ. По этой причине оплачиваемые вперед расходы надо учитывать на счете 31 отдельно от текущих расходов и списывать их с этого счета в доле, относящейся к данному месяцу.

С другой стороны, в затраты производства включаются также некоторые еще не произведенные  расходы (например, производительные затраты  по подготовительным работам). Такие  расходы резервируются в сметном  или нормативном размере и  учитываются на счете 89. Применения счетов 31 и 89 обеспечивает более точное исчисление себестоимости продукции.

Порядок отражения  в учете генерального подрядчика объемов работ, выполненных с  привлечением субподрядной организации (при варианте учета выручки по отгрузке), должен быть следующим:

- Д-т 62 — К-т  46 — на сумму выполненных и принятых заказчиком объемов работ, отраженных в справке ф. 3;

- Д-т 20 — К-т  10, 25, 26, 60, 70 — сформирована фактическая себестоимость работ, выполненных собственными силами;

- Д-т 20-1 —  К-т 60-субподряд — отражение объема работ, выполненного субподрядчиком; 

- Д-т 18-1 —  К-т 60-субподряд — на сумму НДС, указанную в акте выполненных субподрядчиком работ;

- Д-т 60-субподряд  — К-т 51 — произведена оплата субподрядных работ;

- Д-т 18-2 —  К-т 18-1 — на сумму НДС, уплаченного субподрядчику;

- Д-т 46 — К-т  18-2 — списание НДС субподрядчика;

- Д-т 46 — К-т  20-1 — отнесение объема работ, выполненного субподрядчиком, на реализацию по мере сдачи работ заказчику (то есть при условии отражения объема работ, выполненного субподрядчиком, по кредиту счета 46);

- Д-т 46 — К-т  20 — списание фактической себестоимости строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами;

- Д-т 46 — К-т  68 — начисление НДС и отчислений в целевые бюджетные фонды от выручки по объемам работ, выполненным собственными силами;

- Д-т 46 (80) —  К-т 80 (46) — определен финансовый результат от реализации.

Отдельно следует  пояснить наличие записи Д-т 46 —  К-т 18-2, которая отражает списание НДС  субподрядчика. В связи с тем, что налоговой базой у генподрядчика является объем работ, выполненный собственными силами, НДС субподрядчика к зачету приниматься не должен, то есть составление бухгалтерской записи Д-т 68 — К-т 18-2 неправомерно. В то же время НДС субподрядчика отражен по кредиту счета 46 в общем объеме реализованных строительно-монтажных работ записью Д-т 62 — К-т 46. Поэтому для правильного формирования финансового результата генподрядчика НДС, уплаченный субподрядчику, должен быть исключен по дебету счета 46 записью Д-т 46 — К-т 18-2, которая, однако, не предусмотрена Порядком.  
Как показывает практика, применение вышеприведенной схемы бухгалтерских записей возможно только при условии непрерывного финансирования участников строительного процесса (то есть ежемесячного выделения авансов и своевременной оплаты фактически выполненных работ). В реальности генподрядчик, как правило, сталкивается с постоянной неплатежеспособностью заказчиков и, как следствие, накапливает свои задолженности субподрядчикам, то есть НДС субподрядчика зачастую оказывается фактически не оплаченным. Следовательно, сделать бухгалтерские записи Д-т 18-2 — К-т 18-1; Д-т 46 — К-т 18-2 не представляется возможным. В результате этого несписанный в дебет счета 46 НДС субподрядчика, отраженный по кредиту этого счета записью Д-т 62 — К-т 46, завышает финансовый результат генподрядчика. В следующих отчетных периодах, когда производится оплата субподрядчику, НДС относится в дебет счета 46, но его уже нет в кредитовых оборотах по этому счету. То есть опять происходит искажение финансового результата генподрядчика, только уже в сторону его уменьшения. Если учесть, что выполнение субподрядчиком работ и их оплата генподрядчиком могут попасть в разные отчетные годы, то реальный финансовый результат генподрядчика может исказиться до неузнаваемости еще из-за вероятности применения различных ставок по налогу на прибыль.

Информация о работе Учет и и анализ себестоимости промышленного предприятия