Теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты анализа доходов предприятия;
провести анализ состава, структуры и динамики доходов ЗАО «Елабужский пищекомб

Оглавление

Введение
1. Теоретико – методологические аспекты анализа доходов
1.1. Экономическая сущность доходов
1.2. Методика анализа доходов
1.3. Информационное обеспечение анализа доходов
2. Анализ доходов ЗАО «Елабужский пищекомбинат»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.1.1. История создания и развития предприятия
2.1.2. Анализ динамики ТЭП деятельности предприятия
2.2. Анализ состава, структуры и динамики общей величины доходов
2.3. Анализ доходов от обычной деятельности
2.4. Анализ доходов от прочих видов деятельности
2.5. Анализ доходности предприятия
3. Рекомендации по увеличению доходов ЗАО «Елабужский пищекомбинат»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 623.50 Кб (Скачать)

     Данные  Отчета о прибылях и убытках позволяют рассчитать порог рентабельности и запас финансовой прочности организации. Важным условием точности их определения является обязательное выделение из общей суммы расходов по обычным видам деятельности управленческих и коммерческих расходов, носящих с определенной долей условности постоянный характер. В этом случае рассчитанная в Отчете валовая прибыль (РВАЛ) может быть отождествлена с известным показателем маржинального дохода (маржинальной прибыли):

     РВАЛ = N – Sп = МД     (1)

     где  Sп - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, включающая производственные (условно-переменные) расходы (стр. 020), тыс. руб.;

     МД- маржинальный доход, тыс. руб.

     Известно, что маржинальный доход рассчитывается по формуле:

     МД = N – Sпер = Р + Sпост.     (2)

     где   Sпер – условно-переменные затраты, тыс. руб.;

              Sпост – условно-постоянные затраты, тыс. руб.;

              Р – прибыль от продаж, тыс.  руб.

     Таким образом, маржинальный доход представляет собой сумму покрытия условно-постоянных расходов (управленческих и коммерческих) и формирования прибыли от продаж.

     На  основе показателя маржинального дохода рассчитываются показатели порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

     Порог рентабельности, или точка безубыточности (критический 
объем продаж) (К) — характеризует тот объем продукции, работ, услуг, 
реализация которого обеспечивает организации покрытие всех затрат, 
связанных с их производством и продажей, и рассчитывается по формуле:

     К = Sпост /МД : N = УР+КР/ МД : N     (3)

     где УР – управленческие расходы, тыс. руб.;

           КР – коммерческие расходы,  тыс. руб..

     Запас финансовой прочности (ЗФП) — характеризует тот объем продукции, в пределах которого организация может снижать свои продажи без риска получить убытки от обычных видов деятельности, и рассчитывается по формуле:

     ЗФП = N – К     (4)

     В процессе анализа эти показатели рассчитываются в динамике (за отчетный и предыдущий период). Кроме того, целесообразно рассчитать запас финансовой прочности в процентах от общей величины выручки от продаж, что позволит более наглядно оценить процент безрискового снижения объема продаж.

     В целом названные показатели позволяют  оценить уровень эффективности  продаж. Их расчет представлен в табл. 2.3.1. 
 
 
 
 

     Таблица 2.3.1.

     Расчет  показателей качественного уровня финансовых результатов от продаж продукции (работ, услуг)

     Показатель Код строки ф. №2      Сумма, тыс. руб. Изменение

       (+,-)

Предыду-щий  год Отчетный год
     1. Объем продаж (N)      010 75 410 98 240 +22 830
     2. Себестоимость (производственная) продаж – переменные затраты (Sпер)      020 70 484 90 350 +19 866
     3. Маржинальный доход (МД) (валовая  прибыль от продаж) (п.1-п.2)      029 4 926 7 890 +2 964
     4. Доля маржинального дохода в  объеме продаж (d) (п.3:п.1)      х     0,065       0,08 +0,015
     5. Постоянные затраты (Sпост) 030+040 2 470 3 400 +930
     6. Критическая точка объема продаж (К) (п.5:п.4)      х 38 000 42 500 +4 500
     7. Запас финансовой прочности (ЗПФ) (п.1-п.6)      х 37 410 55 740 +18 330
     8. То же в % к объему продаж (п.7:п.1)      х      49,61 56,74 +7,13
     9. Прибыль от продаж      050      3 310 4 490 +1 180
 

     Данные  табл. 2.3.1. свидетельствуют о том, что в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшился порог рентабельности (критическая точка объема продаж) ЗАО «Елабужский пищекомбинат» на 4500 тыс. руб. Возрос запас финансовой прочности — на 18330 тыс. руб. Положительным моментом является то, что его доля в выручке увеличилась с 26,19 до 28,32%, что свидетельствует о повышении эффективности обычной деятельности. Вместе с тем у организации есть возможности снижения порога рентабельности и повышения запаса финансовой прочности за счет снижения постоянных расходов, которые в отчетном году по сравнению с предыдущим выросли на 930 тыс. руб. Полученные выводы найдут свое подтверждение при анализе рентабельности обычных видов деятельности. 

     2.4. Анализ доходов от прочих видов  деятельности 

     Расходы и доходы, именуемые прочими, могут  оказать на предприятиях определяющее влияние на итоговый результат финансово-хозяйственной  деятельности, поэтому они заслуживают  внимательного рассмотрения.

     Проанализируем  состав прочих доходов на ЗАО «Елабужский пищекомбинат». Сумма прочих расходов за 2008 год составила 255 тыс. руб. из них в части операционных –125 тыс. руб., в части внереализационных –130тыс. руб. 38% от общей доли операционных расходов составили проценты за кредит банка и 37% - оплата за расчетно-кассовое обслуживание банков. Оборотный капитал значительно превышает основной, поэтому предприятие, испытывая дефицит финансовых средств и, пытаясь в установленные сроки выплатить заработную плату рабочим и служащим вынуждено брать кредит. Положительным моментом в такой ситуации является то, что большую сумму процентов за кредит выплатила сторонняя организация ЗАО «Елабужский пищекомбинат» в счет отгруженной продукции. Такая операция уменьшает сумму расхода на 59 тыс. руб. и составляет в процентном отношении 46% от общей суммы операционных доходов.

     Идеальным вариантом было бы реализовать продукцию, находящуюся на складе, которая в  стоимостном выражении составляет 3158 млн. руб. Эти денежные средства являются «замороженными». Предприятию следует пересмотреть сбытовую политику, наладить постоянный круг потребителей, либо изменить ассортимент, так как данная продукция может быть не конкурентноспособной на рынке. Реализую эту продукцию ДООО ПКП «Инструментальщик» способно полностью возместить свои затраты, в том числе и выдать заработную плату, не пользуясь кредитом банка.

     Расходы за расчетно-кассовое обслуживание банков составили 86 тыс. руб., что в процентном отношении 37%  от общей доли операционных расходов. Эти расходы постоянные и снизить их маловероятно. Только находя источники доходов можно уменьшить сумму расходов за расчетно-кассовое обслуживание банков.

     Наибольшие  суммы во внереализационных доходах  и расходах является отпуск энергоносителей субабонентам. По данной статье прибыль за 2004 г. составила 26 тыс. руб. (233 тыс. руб. – 207 тыс. руб.). 

     2.5. Анализ доходности предприятия 

     Аналитические возможности Отчета о прибылях и  убытках позволяют оценить рентабельность обычных видов деятельности организации.

     Для расчета показателей рентабельности, как правило, используется прибыль от продаж. Однако в отдельных случаях, например, при оценке рентабельности отдельных операционных сегментов (видов деятельности), целесообразно использовать валовую прибыль (стр. 029).

     Для оценки рентабельности обычных видов  деятельности рассчитывают и анализируют  в динамике следующие показатели:

     1) рентабельность продаж (pN) – отражает величину прибыли, полученной с каждого рубля выручки от продаж товаров, продукции, работ, услуг:

     p N= Pп / N     (5)

     где Pп – прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг (стр. 050), тыс. руб.;

      2) рентабельность расходов по обычным видам деятельности (рS) - позволяет оценить, сколько прибыли получено организацией с каждого рубля затрат на производство и продажу продукции, работ услуг:

     р S = Pп / S     (6)

     где S – общая сумма расходов по обычным видам деятельности (полная себестоимость проданных товаров, продукция, работ, услуг) (сумма стр. 020, 030 и 040), тыс. руб.;

     3) рентабельность производственных расходов (psп) - характеризует величину прибыли с каждого рубля расходов, связанных с производством продукции, работ, услуг:

     psп = Рп / S п     (7)

     где, S п себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая включает расходы, связанные с производством и его организацией (стр. 020), тыс. руб.;

     4) рентабельность управленческих расходов (рур) – показывает величину прибыли, полученную с каждого рубля управленческих расходов:

     рур = Рп / УР     (8)

     5) рентабельность коммерческих расходов (ркр) — позволяет оценить величину прибыли, полученную с каждого рубля коммерческих расходов:

     ркр = Рп / КР    (9)

     В случае, если организация раскрывает в Отчете о прибылях и убытках  выручку от продаж и себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг развернуто ( в разрезе отдельных видов (сегментов) деятельности), можно рассчитать рентабельность каждого сегмента ( р сегм) по формуле:

     р сегм = Р сегмвал / N сегм = N сегм – S сегм / N сегм     (10)

     где Р сегмвал – валовая прибыль операционного сегмента деятельности организации;

            N сегм – выручка от продаж операционного сегиента деятельности организации, тыс. руб.;

            S сегм – себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг операционного сегмента деятельности организации, тыс. руб.

     Проанализируем  динамику показателей рентабельности обычных видов деятельности с  помощью табл. 1.6.

     Полученные  результаты позволяют увидеть, что  в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло повышение рентабельности обычной деятельности. В частности, рентабельность продаж возросла с 4,68 до 5,22%, рентабельность затрат на производство и продажу продукции — с 4,91 до 5,52%. Аналогичная тенденция сложилась в отношении частных показателей прибыльности обычной деятельности (рентабельности производственных, коммерческих). Невысокие значения показателей рентабельности продаж и затрат связаны с отраслевыми особенностями. В целом рост рентабельности продаж способствовал повышению рентабельности капитала анализируемой организации.

     В ходе анализа необходимо выявить  влияние различных факторов на рентабельность обычных видов деятельности. Для этого используется следующая факторная модель:

     рs = Рп / S = Рп / N : S / N = pN : Z     (11)

     где Z - затраты на один рубль проданной продукции, руб.

Информация о работе Теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов предприятия