Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:25, курсовая работа
Целью курсовой работы является - изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты анализа доходов предприятия;
провести анализ состава, структуры и динамики доходов ЗАО «Елабужский пищекомб
Введение
1. Теоретико – методологические аспекты анализа доходов
1.1. Экономическая сущность доходов
1.2. Методика анализа доходов
1.3. Информационное обеспечение анализа доходов
2. Анализ доходов ЗАО «Елабужский пищекомбинат»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.1.1. История создания и развития предприятия
2.1.2. Анализ динамики ТЭП деятельности предприятия
2.2. Анализ состава, структуры и динамики общей величины доходов
2.3. Анализ доходов от обычной деятельности
2.4. Анализ доходов от прочих видов деятельности
2.5. Анализ доходности предприятия
3. Рекомендации по увеличению доходов ЗАО «Елабужский пищекомбинат»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Прочих доходов имеющихся в 2008г. не имеется уже в 2009г., и соответственно они за период уменьшились на 255 тыс. руб.
Прочие расходы и так достаточно большие за отчетный период увеличились на 1625 тыс. руб. или на 326 %.
За счет высокой себестоимости и сильно увеличившихся прочих расходов чистая прибыль маленькая и выросла всего лишь на 403 тыс. руб. или на 128 %.
В
целом по данному предприятию
можно сделать вывод, что эффективность
его деятельности в анализируемом
периоде повышается. [Приложение 2,3,4]
2.2.
Анализ состава, структуры и
динамики общей величины доходов
Анализ состава и динамики балансовой прибыли ЗАО «Елабужский пищекомбинат» анализ начинается с оценки динамики показателей балансовой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую прибыль.
Для
анализа и оценки уровня и динамики
показателей прибыли
Все показатели деятельности ЗАО «Елабужский пищекомбинат» за отчетный период выросли:
-
выручка от продаж за
-себестоимость реализованных товаров и услуг выросла на 37145 тыс. руб.
- управленческие расходы сильно возросли, на 640 тыс. руб. в 2009г., и на 1570 тыс. руб. в 2010г. по сравнению с 2008г.
Таблица 2.2.1
Анализ основных элементов формирования финансовых результатов деятельности ЗАО «Елабужский пищекомбинат» в 2008-2010г.г.
Показатели | 2008 г. тыс.руб. | 2009 г тыс.руб. | Изменение,
2009-2008г. |
2010г. тыс.руб. | Изменение,
2010-2008г. |
Выручка от продажи | 57155 | 75410 | 18255 | 98240 | 41085 |
Себестоимость реализованных товаров | 53205 | 70484 | 17279 | 90350 | 37145 |
Валовая прибыль | 3910 | 4926 | 1016 | 7890 | 3980 |
Управленческие расходы | 1830 | 2470 | 640 | 3400 | 1570 |
Прибыль (убыток) от продаж (Р) | 2080 | 3310 | 1230 | 4490 | 2410 |
Прочие доходы | 255 | - | -255 | - | -255 |
Прочие расходы | 720 | 1545 | 825 | 2345 | 1625 |
Прибыль до налогообложения | 1670 | 1800 | 130 | 2145 | 475 |
Налог на прибыль
и иные аналогичные обязательства |
218 | 230 | 12 | 290 | 72 |
Чистая прибыль (убыток),нераспределенная прибыль (убыток) | 1452 | 1670 | 218 | 1855 | 403 |
- прочие расходы выросли на 1625 тыс. руб.
- прибыль до налогообложения в 2008г. увеличилась на 130 тыс. руб., а в 2010г. выросла на 475 тыс. руб. по сравнению с 2008 годом.
- налог на прибыль и иные аналогичные обязательства вырос на 72 тыс. руб.
-
чистая прибыль в 2009г.
Анализируя данные финансовой отчетности выявлен финансовый результат: прибыль в 2008 г. составляла – 1452 тыс. руб., в 2009 г. – 1670 тыс. руб., а в 2010 г. - 1855 тыс. руб.
Рассмотрим факторы повлиявшие на сумму балансовой прибыли.
Изменение суммы балансовой прибыли в сопоставлении 2009 года с 2008 годом произошло за счет следующих факторов:
- прибыли от реализации продукции (Пр)
ПрD2009/2008 = 3310 - 2080 = 1230 тыс.руб.
- прочих доходов (Од)
ОдD2009/2008 = - 255 тыс.руб.
Рассмотрев факторы влияющие на сумму балансовой прибыли мы видим, что на увеличение балансовой прибыли повлияло увеличение прибыли от реализации продукции. А на снижение балансовой прибыли повлияло снижение увеличение прочих расходов.
В результате влияния рассматриваемых факторов балансовая прибыль ЗАО «Елабужский пищекомбинат» в 2009 году увеличилась относительно балансовой прибыли 2008 года на 218 тыс. руб.
Изменение суммы балансовой прибыли в сопоставлении 2010 года с 2009 годом произошло за счет следующих факторов:
-
прибыли от реализации
ПрD2010/2009 = 7890 - 4926 = +2964 тыс.руб.
- прочих расходов (Ор)
ОрD2010/2009 = 2345 - 1545 = +800 тыс.руб.
На увеличение балансовой прибыли оказало влияние: увеличение суммы прибыли от реализации и прочих доходов. На снижение балансовой прибыли повлияло увеличение прочих расходов.
В результате влияния рассматриваемых факторов балансовая прибыль ЗАО «Елабужский пищекомбинат» в 2010 году увеличилась относительно балансовой прибыли 2009 года на 185 тыс. руб.
Следует также отметить, что величина балансовой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.
2.3.
Анализ доходов от обычной
деятельности
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
-
изменение структуры
- изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов.
Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе табл. 2.3.1.
Таблица 2.3.1.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж, тыс. руб.
Показатели | За предыдущий год | За отчетный год | Абсолютный прирост | В % к предыдущему году |
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выручка от продажи продукции, работ, услуг | 75 410 | 98 240 | + 22 830 | + 30,27 |
2. Себестоимость продукции | 70 484 | 90 350 | + 19 866 | + 28,18 |
3. Коммерческие расходы | - | - | - | - |
4. Управленческие расходы | 2 470 | 3 400 | +930 | +37,65 |
5. Прибыль от продаж продукции, работ, услуг | 3 310 | 4 490 | + 1 180 | + 35,64 |
6. Индекс изменения цен | 1,0 | 1,15 | + 0,15 | + 15 |
7.
Объем реализации в |
75 410 | 85 426 | +10 016 | +13,28 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.
1.
Для определения влияния
Чтобы привести объем продаж отчетного периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема продаж отчетного периода на индекс изменения цены продажи. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на проданную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.
В нашем примере объем продаж за отчетный период в ценах базисного периода составил 85426 тыс. руб. (98 240/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 86,72% (85426/75 410 х 100%), т.е. произошло увеличение объема проданной продукции на 13,28%.
За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась:
3310х 0,1328 = 439 тыс. руб.
2.
Влияние структуры
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 85426;
-
фактически проданная
-
управленческие расходы
-
прибыль отчетного периода,
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
21832– (3310 х 0,8672) = 18961 тыс. руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе проданной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.
3.
Влияние изменения
90350 – (70484х 0,8672)=29226 тыс. руб.
Себестоимость
проданной продукции
4.
Влияние изменения
5.
Для определения влияния цены
продаж продукции, работ,
98240 – 85426 = 12814 тыс. руб.
Общее влияние всех перечисленных факторов равно:
- изменение объема продаж +439;
-
изменение структуры
- изменение себестоимости+29226;
- изменение величины управленческих расходов +930;
- изменение цены продаж +12814;
- общее влияние факторов +686.
Значительное удорожание себестоимости проданной продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на проданную продукцию, а также снижение коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме продажи снижение себестоимости продукции.