Теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов предприятия.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты анализа доходов предприятия;
провести анализ состава, структуры и динамики доходов ЗАО «Елабужский пищекомб

Оглавление

Введение
1. Теоретико – методологические аспекты анализа доходов
1.1. Экономическая сущность доходов
1.2. Методика анализа доходов
1.3. Информационное обеспечение анализа доходов
2. Анализ доходов ЗАО «Елабужский пищекомбинат»
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.1.1. История создания и развития предприятия
2.1.2. Анализ динамики ТЭП деятельности предприятия
2.2. Анализ состава, структуры и динамики общей величины доходов
2.3. Анализ доходов от обычной деятельности
2.4. Анализ доходов от прочих видов деятельности
2.5. Анализ доходности предприятия
3. Рекомендации по увеличению доходов ЗАО «Елабужский пищекомбинат»
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 623.50 Кб (Скачать)

     Прочих  доходов имеющихся в 2008г. не имеется  уже в 2009г., и соответственно они за период уменьшились на 255 тыс. руб.

     Прочие  расходы и так достаточно большие  за отчетный период увеличились на 1625 тыс. руб. или на 326 %.

     За  счет высокой себестоимости и  сильно увеличившихся прочих расходов чистая прибыль маленькая и выросла всего лишь на 403 тыс. руб. или на 128 %.

     В целом по данному предприятию  можно сделать вывод, что эффективность  его деятельности в анализируемом  периоде повышается. [Приложение 2,3,4] 

     2.2. Анализ состава, структуры и  динамики общей величины доходов 

     Анализ  состава и динамики балансовой прибыли  ЗАО «Елабужский пищекомбинат»  анализ начинается с оценки динамики показателей балансовой прибыли  за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый  и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую прибыль.

     Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2 (таблица 2.2.1).

     Все показатели деятельности ЗАО «Елабужский  пищекомбинат» за отчетный период выросли:

     - выручка от продаж за анализируемый  период выросла на 41125 тыс. руб. 

     -себестоимость  реализованных товаров и услуг выросла на 37145 тыс. руб.

     - управленческие расходы сильно  возросли, на 640 тыс. руб. в 2009г., и на 1570 тыс. руб. в 2010г. по  сравнению с 2008г.

     Таблица 2.2.1

     Анализ  основных элементов  формирования финансовых результатов деятельности ЗАО «Елабужский пищекомбинат» в 2008-2010г.г.

     Показатели 2008 г. тыс.руб. 2009 г тыс.руб. Изменение,

2009-2008г.

2010г. тыс.руб. Изменение,

2010-2008г.

     Выручка от продажи 57155 75410 18255 98240 41085
     Себестоимость реализованных  товаров 53205 70484 17279 90350 37145
     Валовая прибыль        3910         4926      1016      7890      3980
     Управленческие расходы        1830         2470      640 3400 1570
     Прибыль (убыток) от продаж (Р)        2080         3310      1230 4490 2410
     Прочие доходы         255      -      -255      -      -255
     Прочие расходы         720         1545      825 2345 1625
     Прибыль до налогообложения        1670        1800      130 2145 475
     Налог на прибыль  и иные аналогичные обязательства 
        218          230      12      290      72
     Чистая прибыль (убыток),нераспределенная прибыль (убыток)        1452        1670      218 1855 403
 

     - прочие расходы выросли на 1625 тыс. руб.

     - прибыль до налогообложения в  2008г. увеличилась на 130 тыс. руб., а в 2010г. выросла на 475 тыс.  руб. по сравнению с 2008 годом.

     - налог на прибыль и иные  аналогичные обязательства вырос на 72 тыс. руб.

     - чистая прибыль в 2009г. увеличилась  на 218 тыс. руб., а в 2010г. выросла  на 403 тыс. руб. по сравнению  с 2008г.

     Анализируя  данные финансовой отчетности выявлен  финансовый результат: прибыль в 2008 г. составляла – 1452 тыс. руб., в 2009 г. – 1670 тыс. руб., а в 2010 г. - 1855 тыс. руб.

     Рассмотрим  факторы повлиявшие на сумму балансовой прибыли.

     Изменение суммы балансовой прибыли в сопоставлении 2009 года с 2008 годом произошло за счет следующих факторов:

     - прибыли от реализации продукции (Пр)

     ПрD2009/2008 = 3310 - 2080 = 1230 тыс.руб.

     - прочих доходов (Од)

     ОдD2009/2008 = - 255 тыс.руб.

     Рассмотрев  факторы влияющие на сумму балансовой прибыли мы видим, что на увеличение балансовой прибыли повлияло увеличение прибыли от реализации продукции. А на снижение балансовой прибыли повлияло снижение увеличение прочих расходов.

     В результате влияния рассматриваемых  факторов балансовая прибыль ЗАО  «Елабужский пищекомбинат» в 2009 году увеличилась относительно балансовой прибыли 2008 года на 218 тыс. руб.

     Изменение суммы балансовой прибыли в сопоставлении 2010 года с 2009 годом произошло за счет следующих факторов:

     - прибыли от реализации продукции  (Пр)

     ПрD2010/2009 = 7890 - 4926 = +2964 тыс.руб.

     - прочих расходов (Ор)

     ОрD2010/2009 = 2345 - 1545 = +800 тыс.руб.

     На  увеличение балансовой прибыли оказало  влияние: увеличение суммы прибыли  от реализации и прочих доходов. На снижение балансовой прибыли повлияло увеличение прочих расходов.

     В результате влияния рассматриваемых факторов балансовая прибыль ЗАО «Елабужский пищекомбинат» в 2010 году увеличилась относительно балансовой прибыли 2009 года на 185 тыс. руб.

     Следует также отметить, что величина балансовой прибыли зависит от многочисленных факторов. Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

     2.3. Анализ доходов от обычной   деятельности  

     Важнейшими  факторами, влияющими на сумму прибыли  от продажи продукции, работ, услуг, являются:

     - изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

     - изменение структуры ассортимента  реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

     - изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов.

     Результаты  факторного анализа прибыли от продажи  позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

     Оценка  вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе  в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

     Анализ  прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе табл. 2.3.1.

     Таблица 2.3.1.

     Исходные  данные для факторного анализа прибыли  от продаж, тыс. руб.

     Показатели За предыдущий год За отчетный год Абсолютный  прирост В % к предыдущему  году
     А      1      2      3      4
     1. Выручка от продажи продукции,  работ, услуг 75 410 98 240 + 22 830 + 30,27
     2. Себестоимость продукции 70 484 90 350 + 19 866 + 28,18
     3. Коммерческие расходы      -      -      -      -
     4. Управленческие расходы      2 470 3 400 +930 +37,65
     5. Прибыль от продаж продукции,  работ, услуг      3 310 4 490 + 1 180 + 35,64
     6. Индекс изменения цен      1,0      1,15    + 0,15   + 15
     7. Объем реализации в сопоставимых  ценах      75 410    85 426   +10 016  +13,28
 

     Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

     1. Для определения влияния объема  продаж на прибыль необходимо  прибыль предыдущего периода  умножить на изменение объема  продаж. Основная методическая сложность  определения данного фактора  связана с трудностями определения изменения физического объема проданной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев проданная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы продаж, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

     Чтобы привести объем продаж отчетного  периода к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения  цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема продаж отчетного периода на индекс изменения цены продажи. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на проданную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

     В нашем примере объем продаж за отчетный период в ценах базисного периода составил 85426 тыс. руб. (98 240/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 86,72% (85426/75 410 х 100%), т.е. произошло увеличение объема проданной продукции на 13,28%.

     За  счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг увеличилась:

     3310х  0,1328 = 439 тыс. руб.

     2. Влияние структуры ассортимента  проданной продукции на прибыль  определяется сопоставлением прибыли  отчетного периода, рассчитанной  на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема продаж.

     Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости  и цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

     - выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 85426;

     - фактически проданная продукция,  рассчитанная по базисной себестоимости (70484 х 0,8672) = 61124;

     - управленческие расходы базисного  периода 2470;

     - прибыль отчетного периода, рассчитанная  по базисной себестоимости и базисным ценам (85426–61124-2470) =21832.

     Таким образом, влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

     21832– (3310 х 0,8672) = 18961 тыс. руб.

     Произведенный расчет показывает, что в составе  проданной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.

     3. Влияние изменения себестоимости  проданной продукции на прибыль  можно определить, сопоставляя себестоимость  проданной продукции отчетного  периода с затратами базисного  периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

     90350 – (70484х 0,8672)=29226 тыс. руб.

     Себестоимость проданной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи  продукции снизилась на ту же сумму.

     4. Влияние изменения коммерческих  расходов на прибыль определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 298 тыс. руб. (14212 – 13914).

     5. Для определения влияния цены  продаж продукции, работ, услуг  на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

     98240 – 85426 = 12814 тыс. руб.

     Общее влияние всех перечисленных факторов равно:

     - изменение объема продаж +439;

     - изменение структуры ассортимента проданной продукции +18961;

     - изменение себестоимости+29226;

     - изменение величины управленческих расходов +930;

     - изменение цены продаж +12814;

     - общее влияние факторов +686.

     Значительное  удорожание себестоимости проданной  продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре продукции. Отрицательное воздействие перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на проданную продукцию, а также снижение коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме продажи снижение себестоимости продукции.

Информация о работе Теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов предприятия