Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:05, курсовая работа
В связи с этим цель нашей работы заключается в исследовании рейтинговой оценки финансового состояния предприятий на примере ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Тутаевский моторный завод", ЗАО "Топливоподающие системы" и ОАО "Ярославский завод опытных машин", выявление их рейтинга по нескольким методикам и сравнение методик на этом основании.
Для достижения целей данной курсовой работы поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие финансового состояния предприятия, рейтинга и рейтинговой оценки.
Проанализировать различные методы и подходы к расчету рейтинга.
Рассчитать рейтинг для ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Тутаевский моторный завод", ЗАО "Топливоподающие системы" и ОАО "Ярославский завод опытных машин" с помощью нескольких методик.
Проанализировать недостатки и положительные стороны использованных методик.
Предмет исследования – рейтинговая оценка финансового состояния предприятий.
При этом объект исследования – рейтинг финансового состояния ОАО ГМЗ "Агат", ОАО "Тутаевский моторный завод", ЗАО "Топливоподающие системы" и ОАО "Ярославский завод опытных машин".
Введение…………………………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы рейтинговой оценки финансового состояния
1.1. Сущность рейтинга финансового состояния предприятия и его роль в финансовом анализе……………………………………………………………..7
Глава 2. Методика рейтинговой оценки финансового состояния предприятий
2.1. Общие методологические основы рейтинговой оценки……….………..16
2.2. Методика А.Д. Шеремета………………………………………….……....18
2.3. Методика Н.П.Кондракова…………………………………………...…....21
2.4. Методика Р.С.Сайфулина и Г. Г. Кадыкова……………………….….….23
2.5. Методика Л.В.Донцовой, Н.А.Никифоровой и Г.В.Савицкой……….…25
2.6. Российская шкала кредитного рейтинга Standard & Poor's и методология рейтинга финансовых организаций…………………………………………………...29
Глава 3. Сравнительная рейтинговая оценка предприятий отрасли машиностроения Ярославской области
3.1 Расчет рейтинга предприятий машиностроительной отрасли промышленности по Ярославской области с помощью методики Н.П.Кондракова……………………………………………...…………………………38
3.2 Расчет рейтинга предприятий машиностроительной отрасли промышленности по Ярославской области с помощью методики Л.В.Донцовой, Н.А.Никифоровой и Г.В.Савицкой……………………………………………..…….42
3.3 Расчет рейтинга предприятий машиностроительной отрасли промышленности по Ярославской области с помощью методики Р.С.Сайфулина и Г. Г. Кадыкова…………………………………………………………………….…..46
Заключение…………………………………………………………………………….52
Литература……………………………………………………………………………..55
Приложения
Кроме
того, в России существует еще около
десятка организаций, публикующих
рэнкинги и дистанционные рейтинги.
Информационно-аналитические
Различные
виды рейтингов и рейтинги разных
агентств в большинстве случаев
не конкурируют между собой, а
дополняют друг друга. Наличие нескольких
рейтингов у одной компании и
ее участие в рэнкингах
Таким образом, рейтинговая оценка финансового состояния предприятий является востребованным инструментом на сегодняшний день не только на международном уровне, но и в России, где относительно недавно только начали создаваться рейтинговые агентства. Развитие этой деятельности, является очень перспективным. Но кроме этого, она несет большое значение для экономики, где все субъекты рыночных отношений - собственники (акционеры), инвесторы, банки, биржи, поставщики, покупатели, заказчики, страховые компании, рекламные агентства заинтересованы в однозначной оценке конкурентоспособности и надежности своих партнеров.
Использование рейтинговой оценки финансового состояния предприятий на практике также сопряжено с некоторыми трудностями. На сегодняшний день не существует универсальной методики расчета рейтинга, подходящей предприятиям любой отрасли без исключения. Существуют авторские методики, но часто они не подходят предприятиям отраслей, не участвовавших в разработке методики.
Глава 2. Методика рейтинговой оценки финансового состояния предприятий
2.1. Общие методологические основы рейтинговой оценки
Рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности фирмы. При её построении используются данные о производственном потенциале фирмы, рентабельности её продукции, эффективности использования производственных и финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показатели. Точная и объективная оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном выборе показателей. Поэтому выбор и обоснование исходных показателей финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться на основе теории финансов предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической оценке.[14]
Составными
этапами комплексной
Система
показателей базируется на данных публичной
отчётности предприятий, это требование
делает оценку массовой, позволяет
контролировать изменения в финансовом
состоянии фирмы всеми
А. Д. Шеремет указывает требования, которым должна удовлетворять система финансовых коэффициентов с точки зрения эффективности рейтинговой оценки финансового состояния:
Достоинства методики рейтинговой оценки:
2.2 Методика А.Д. Шеремета
В литературе по финансовому анализу, применяются различные методики рейтинговой оценки финансового состояния. Самым распространенным является сравнение с эталонной организацией, имеющей лучшее значение по всем показателям, т.е. эталоном сравнения являются не субъективные предположения экспертов в виде нормы, критерия, а сложившиеся в реальной рыночной экономике наиболее высокие результаты.[16]
Такой
подход, указывает А. Д. Шеремет, соответствует
практике, где каждый товаропроизводитель
стремится выглядеть лучше
Сущность
данной методики заключается в том,
что, используя исходную информацию
за оцениваемый период и систему
показателей для рейтинговой
оценки, производят классификацию (ранжирование)
пред приятий по рейтингу и рассчитывают
итоговую рейтинговую оценку, которая
учитывает все важнейшие
Исходные показатели для рейтинговой оценки объединены в 4 группы:
В первую группу включены обобщающие и важные показатели оценки прибыльности (рентабельности) хозяйственной деятельности фирмы:
Во вторую группу включены 4 наиболее обобщающие показатели оценки эффективности управления фирмой:
В третью группу включены показатели деловой активности фирмы, отдача всех активов (всего капитала) фирмы:
В четвёртую группу включены показатели ликвидности и финансовой устойчивости фирмы:
В общем виде алгоритм сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния может быть представлен в виде следующих операций.
1.
Исходные данные
2.
По каждому показателю
3.
Исходные показатели матрицы
стандартизируются в отношении
соответствующего показателя
xij = (aij) / (max aij ) (1)
где xij – стандартизированные показатели j-й организации.
4.
Для каждой организации
Rj (2)
где Rj – рейтинговая оценка для j-ой организации;
x1j, x2j, …, xnj – стандартизированные показатели j-й организации.
5.
Организации упорядочиваются (
2.3 Методика Н.П.Кондракова
Н.П.Кондраков оценку структуры баланса и платежеспособности проводит на основе стандартизированных значений 2–х показателей:
(3)
(4)
Стандартизированные
значения коэффициентов определяются
путем деления на установленную
норму:
Кт.л.с = (Кт.л. по балансу) / 2 (5)