Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:27, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности;
проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ТОО «Dostar Distribution», их оборачиваемость;
по результатам анализа изучить пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности.
Введение
1. Основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.1 Сущность и задачи анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.2 Показатели анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.3 Источники информации для анализа кредиторской и дебиторской задолженности
2. Анализ кредиторской и дебиторской задолженности ТОО «DOSTAR DISTRIBUTION»
2.1 Характеристика предприятия ТОО «Dostar Distribution»
2.2 Анализ дебиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution»
2.3 Анализ кредиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution»
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности
3.1 Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов
3.2 Мероприятия по снижению дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.
Методология реструктуризации задолженности организации должника, которая проводится на стадиях предупреждения банкротства, финансового оздоровления и внешнего управления, может состоять из следующих этапов:
1) Определение и анализ состава кредиторской задолженности.
2) Выбор наиболее рациональных способов (методов, направлений) реструктуризации кредиторской задолженности организации.
3) Разработка плана погашения имеющихся и оплаты новых возникающих обязательств.
4) Подготовка соответствующей документации по соглашениям с кредиторами и их реализация.
Основное правило для начала процесса реструктуризации – полная уплата текущих платежей. Решение о реструктуризации принимается налоговым органом по месту постановки на учёт налогоплательщика.
При принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в государственный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пени и штрафам – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. С сумм задолженности по налогам и сборам организация должна будет ежеквартально уплачивать проценты за пользование бюджетными средствами.
Организации, не имевшей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пени и штрафам в течение 10 лет.
Организация должна будет при этом в полном объёме вносить начисленные текущие налоговые платежи и осуществлять платежи по утверждённому графику погашения реструктуризированной задолженности.
При рассмотрении результатов реструктуризации задолженности в отраслевом разрезе можно отметить следующее.
Среди организаций, которые пожелали урегулировать свою кредиторскую задолженность перед государственным бюджетом, можно выделить предприятия газовой отрасли, железнодорожного транспорта, трубопроводного транспорта общего пользования, автомобильного и водного транспорта, геологии и разведки недр, черной и цветной металлургии.
Главной задачей организации является мобилизация налоговых платежей во все уровни бюджета как текущих, так и уплачиваемых в счет погашения графиков реструктуризированной задолженности, что требует слаженной работы налоговых, финансовых и казначейских органов на местах [18].
В зависимости от содержания операций расчёты производятся по товарным операциям и по нетоварным операциям, связанным только с движением денежных средств (погашение задолженностей бюджету, между организациями, банку и т.п.).
Формы безналичных расчётов при этом устанавливает НБ РК. Это:
расчёты платёжными требованиями-поручениями;
расчёты посредством аккредитивов и особых счетов;
расчёты в порядке плановых платежей;
расчёты платёжными поручениями;
расчёты переводами, чеками и т.д.
В этом случае предприятию важно выбрать наиболее удобный способ расчётов для того, чтобы сократить время между фактом получения покупателем товарно-материальных ценностей и фактом совершения платежа – это зависит от вида деятельности предприятия.
Взаимозачёты платёжными поручениями – это приказ банку о перечислении с расчётного счёта суммы денежных средств другому предприятию. Платёжными поручениями оформляются:
платежи в доход бюджета, фондам и страховым компаниям;
платежи за работы, услуги и авансовые перечисления;
платежи в оплату претензий по качеству и недостаче продукции, штрафов, пеней и в погашение других задолженностей.
Взаимозачет предполагает погашение взаимных обязательств контрагентов. Он может осуществляться с привлечением третьих лиц (по цепочке задолженностей). Сумма погашаемых обязательств определяется соглашением сторон и рассматривается как доход организации, как выручка от реализации продукции, если в зачете участвуют обязательства по оплате продукции.
Взаимозачеты долгов являются распространенным методом реструктуризации задолженностей, ибо позволяет решать финансовые проблемы организаций без привлечения дополнительных денежных средств
Взаимозачёты между организациями могут проводиться не только через банк, но и предоставлением взаимных работ, услуг; обмен различными товарами, продукцией и др., тем самым, уменьшив задолженности предприятий.
В целях повышения эффективности деятельности рассматриваемого предприятия – ТОО «Dostar Distribution» - возможна разработка специальной кредитной политики для своих покупателей.
Так, на основе сведения, собранных предприятием об имеющихся и потенциальных покупателях, касающихся их финансового состояния, а также возможности своевременной уплаты за поставленную продукцию, надежности покупателей, их возможно разбить на три группы:
- надежные покупатели. Покупатели, чья финансовая история не вызывает сомнения, крупные потребители, имеющие положительную репутацию, своевременно оплачивающие поставляемую им продукцию.
Для таких покупателей может быть предложена кредитная программа «Элит+», предусматривающая предоставление скидок покупателям при покупке большого объема товаров, за своевременную и (или) досрочную уплату продукции, скидок за предварительную оплату продукции с предоставлением рассрочки на определенный период времени для оплаты оставшегося объема товаров.
- обычные покупатели. Потребители, приобретающие товар небольшими партиями, как правило, своевременно оплачивающие поставленную продукцию. Для таких потребителей возможно предложение кредитной программы «Стандарт», предусматривающей предоставление стандартных скидок за своевременную или предварительную оплату продукции;
- группа риска. Это покупатели, в отношении которых есть определенные сомнения в их возможности своевременно оплатить поставленную продукцию, либо новые покупатели, в отношении которых отсутствует какая-либо информация об их финансовом положении. Для таких потребителей можно предложить кредитную программу «Бизнес», предусматривающую введение штрафных санкций за несвоевременную оплату продукции.
3.2 Мероприятия по снижению дебиторской задолженности
Под дебиторской задолженностью понимаются входящие в состав активов организации ее имущественные требования к другим юридическим и физическим лицам, которые по отношению к организации являются должниками.
Задолженность, предназначенная к получению в виде денежных средств, существенно влияет на финансовое положение организации, величину денежных средств в составе оборотных средств, платежеспособность и размер прибыли. Подобное свойство дебиторской задолженности нередко используется для совершения противоправных действий, связанных с умышленным искажением финансового состояния и финансовых результатов. При наличии положительных результатов от продажи продукции (товаров, работ, услуг) организация может иметь неустойчивое финансовое положение и в будущем — убытки, если существует тенденция роста дебиторской задолженности вследствие неквалифицированного управления ею. Поэтому в качестве задач по организации управления дебиторской задолженностью, на мой взгляд, можно выделить следующие:
исключение необоснованного увеличения роста дебиторов и суммы дебиторской задолженности;
недопущение образования дебиторской задолженности с высокой степенью риска;
своевременное оформление платежно-расчетных документов по взысканию дебиторской задолженности и контроль сроков их оплаты;
оформление расчетов по задолженности денежными документами (векселями, аккредитивами) и путем зачета взаимных требований;
продажа в случае необходимости имеющейся дебиторской задолженности с минимизацией потерь и издержек при осуществлении этой операции;
взыскание просроченной задолженности через судебные органы.
В зависимости от сроков погашения следует различать нормальную (непросроченную) и просроченную дебиторскую задолженность.
Нормальная задолженность — это задолженность третьих лиц по обязательствам, сроки исполнения которых на момент составления бухгалтерской отчетности не наступили. Она учитывается в качестве задолженности, реальной к взысканию.
Просроченная задолженность — задолженность по обязательствам, сроки исполнения которых на момент составления бухгалтерской отчетности наступили и нарушены дебиторами. В случае отсутствия в договоре сроков исполнения обязательств за основу принимается разумный срок после возникновения обязательства. Разумным сроком считается срок нормального документооборота, но не более трех месяцев. В учете такую задолженность целесообразно разделять на:
реальную к погашению задолженность;
задолженность, взыскание которой нереально вследствие форс-мажорных обстоятельств, банкротства плательщика и т. п.
Реальность или нереальность возврата задолженности дебиторами оценивает организация-кредитор с учетом конкретных обстоятельств по каждой задолженности отдельно.
По истечении срока исковой давности дебиторская задолженность подлежит списанию. Общий срок исковой давности установлен ст. 196 ГК РК и составляет три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов. Списание задолженности оформляется приказом руководителя организации.
С учетом анализа экспертных бухгалтерских исследований по экономическим и налоговым преступлениям можно выделить следующие основные способы манипулирования дебиторской задолженностью.
1. Завладение имуществом собственника (организации-кредитора) путем умышленного введения в заблуждение (обмана) кредитора. При совершении подобных мошеннических действий могут использоваться как документы "лжефирмы", так и подлинное юридическое лицо.
К признакам, подтверждающим совершение мошеннических действий, связанных с умышленным невыполнением обязательств по погашению дебиторской задолженности перед организацией-кредитором и завладением ее имуществом, на мой взгляд, можно отнести следующие:
создание организации по подложным документам на вымышленных лиц, в том числе с регистрацией по нескольким юридическим адресам;
незначительный размер уставного капитала лжеорганизации или его фиктивность;
неблагополучное финансовое положение организации-покупателя, не позволяющее выполнить обязательства по погашению дебиторской задолженности;
явная некомпетентность и небрежность представителя организации-плательщика в вопросах оформления документов и учета финансово-хозяйственных операций;
отсутствие реальных технических возможностей для выполнения условий заключенного договора (отсутствие у покупателя необходимых торговых площадей, складских помещений для хранения товара и т. п.);
предъявление подложных гарантийных писем в обоснование своей кредитоспособности при заключении договора купли-продажи.
2. Использование искаженных данных об объеме и составе дебиторской задолженности для осуществления фиктивного банкротства. Совершение такого вида экономических преступлений в ряде случаев связано с фальсификацией учетных данных и отчетных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, путем завышения фактической суммы дебиторской задолженности. Для достижения фиктивного банкротства используются подложные документы, "подтверждающие" наличие дебиторской задолженности: акты сверок взаимных расчетов, счета-фактуры, накладные, акты приемки выполненных работ и др.
3. Умышленное создание дебиторской задолженности с целью преднамеренного банкротства организации. В таких случаях наличие дебиторской задолженности имеет реальную основу и сопровождается, как правило, подлинными оправдательными документами. С целью ухудшения финансового положения организации руководство умышленно осуществляет хозяйственные операции по продаже продукций без проведения контрольных действий за погашением дебиторской задолженности и предварительного анализа платежеспособности покупателей.
Информация о работе Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности