Понятие сущность конкуренция вид, характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Оглавление

Введение 3
1. Конкуренция и ее виды 5
1.1. Сущность конкуренции 5
1.2. Конкурентность на рынке 6
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке 7
1.4. Виды конкуренции 8
1.4.1. Совершенная конкуренции 8
1.4.2. Монополистическая конкуренция 10
1.4.3. Олигополия 13
2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы 19
2.1. Сущность монополии 19
2.2. Международные монополии 21
2.3. Монополизация экономики 22
2.4. Монополизм и конкуренции 23
2.4.1. Баланс "монополия" – "конкуренция" 23
2.4.2 Монополистическая практика 27
3. Экономические последствия монополии. 29
3.1. Антимонопольное регулирование 29
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации 31
Заключение 35
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Содержани22 КОНКУРЕНЦИЯ.docx

— 100.97 Кб (Скачать)

В то же время, очевидно, что  ряд отраслей может не выдержать  конкуренции иностранных производителей, по крайней мере в течение какого-то периода необходимой адаптации. Игнорирование минимальной длительности такого адаптационного периода неизбежно приведет к дезинтеграции промышленности и будет означать деиндустриализацию народного хозяйства, сопровождающуюся безработицей и разрушением промышленного потенциала. В этих случаях большинство экономистов обычно рекомендуют применение государством антимонопольных мер другого порядка, а именно: 1) создание параллельных аналогичных производств; 2) использование в качестве средства преодоления монополистических тенденций импорта аналогичных товаров; 3) осторожная деконцентрация производств, разукрупнение некоторых предприятий-гигантов; 4) использование методов прямого и косвенного государственного контроля за доходами, уровнем рентабельности, заработной платой, а отчасти и за распределением производимой продукции.

2.4.2 Монополистическая  практика

Монополистическая практика – это действия хозяйствующих  субъектов, в ходе которых реализуется  их доминирующее положение в экономике (рыночная власть), либо это действия, направленные на монополизацию экономики. Имеются различные разновидности  такой практики.

Государственная монополистическая  практика осуществляется центральными правительственными органами и включает государственную национализацию рентабельных предпринимательских фирм, создание новых акционерных компаний с  удержанием контрольного пакета акций  в руках государственных органов (такие компании внешне независимы, но фактически их зависимость от государства  гораздо большая, нежели при административно-командной  системе), принудительное навязывание  предпринимательским фирмам государственных  заданий, директивное распределение  товаров и принудительное навязывание  партнеров по хозяйственным связям, государственное директивное планирование производства и реализации товаров, государственное директивное установление цен на товары, произведённые предпринимательскими фирмами, базирующимися на негосударственном капитале, наложение запретов на формы и объекты торговли. В прошлом государственная монополистическая практика имела в России преобладающее значение, почти полностью охватывая как внутренние, так и внешние экономические отношения.

Ведомственная монополистическая  практика (т. е. соответствующая практика отраслевых министерств) имеет аналогичные  формы проявления только в масштабах  не народного хозяйства в целом, а отдельных его отраслей. Такая  практика являлась в прошлом основой  т. н. "ведомственности" и "ведомственной  разобщенности в народном хозяйстве", сдерживая как экономическую  инициативу "снизу", так и рациональное регулирование экономики "сверху". В настоящее время наблюдается  стремление ряда ведомств сохранить  такую практику, используя несовершенство законодательства об акционерных обществах  и ценных бумагах. Министерства пытаются овладеть контрольными пакетами акций  подчиненных предприятий. Если это  примет широкие масштабы, ведомственная  монополистическая практика сохранится в нашем народном хозяйстве, существенно  ограничивая возможности развития конкуренции и распространении  рыночных отношений.

Монополистическая практика предпринимательских фирм включает навязывание партнерам дискриминационных  условий договоров, в том числе  возложение на них обязанностей исключительной купли-продажи с данной предпринимательской  фирмой и навязывание условий  договора, не относящихся к предмету этого договора; изъятие товаров  из обращения, а также прекращение  производства товаров, потребность  в которых существует, ради создания искусственного дефицита; сговор между  фирмами с целью недопущения  на рынок потенциальных конкурентов; навязывание покупателям принудительного  ассортимента в качестве условия  реализации товара, демпинг и др. Объективный читатель без труда  обнаружит все названные формы  монополистической практики – от т. н. "принудительного ассортимента" до планомерного уничтожения товаров  на мясокомбинатах, в холодильниках  для усиления спроса.

3. Экономические  последствия монополии.

3.1. Антимонопольное  регулирование

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.

Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса  между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных "правил игры" на рынке.

Начало антимонопольному законодательству было положено в США  и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или "принудительные" соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.

Первые антимонопольные  законы США представляли собой попытку  борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения  и либерализации чередовались.

В последние десятилетия  наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикагской  школы. По их мнению, основной задачей  антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий  конкуренции.

В Западной Европе антимонопольное  законодательство было принято в  послевоенный период и имеет ряд  особенностей. С одной стороны, оно  формально направлено на защиту интересов  потребителей, а с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим  прогрессом.

Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют  свои особенности, можно выделить общие  для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими  господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов  потребителей, защита интересов и  содействие развитию среднего и мелкого  бизнеса.

Современное антимонопольное  законодательство имеет два принципиальных направления – контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против "IBM" министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает  акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически  во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.

Правительство обычно предпринимает  меры, когда в результате горизонтального  слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно  увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится  на грани банкротства.

В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных  производств типа угольных, сталелитейных  и автомобильных компаний) закон  также устанавливает верхний  предел доли фирм на соответствующих  рынках. Ведь слияние бывших поставщиков  и потребителей лишает возможности  другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.

Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или  страховая компания приобретает  фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.

3.2. Антимонопольная  и конкурентная политика в  Российской Федерации

В настоящее время возрастает значение антимонопольной и конкурентной политики как одного из ключевых направлений  деятельности по преодолению кризиса  и реформированию российской экономики, что отмечено в Конституции Российской Федерации, Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию и  среднесрочной программе правительства  Российской Федерации "Реформы и  развитие российской экономики в 1995-1997 годах"1.

Антимонопольная и конкурентная политика в наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.

Реализация этих задач  будет проводиться по следующим  основным направлениям.

- разработка и реализация  Государственной программы демонополизации  экономики и развития конкуренции  на рынках Российской Федерации  и соответствующих отраслевых  и региональных программ;

- осуществление антимонопольного  контроля с целью предупреждения  и пресечения злоупотреблений  доминирующим положением хозяйствующих  субъектов на товарных рынках; выявление и пресечение антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, контроль за слияниями и поглощениями; проведение государственного антимонопольного превентивного контроля в процессе второго этапа приватизации, а также при реорганизации предприятий,

- недопущение создания  или сохранения более благоприятных  условий деятельности для отдельных  хозяйствующих субъектов в отраслях  и на товарных рынках, в том  числе путем необоснованного  предоставления льгот, присвоения  разного рода эксклюзивных прав  в части доступа на определенный  рынок и т.п.; разработка Закона "О государственной помощи", принятого во многих странах  Европы,

- выработка сбалансированной  экспортно-импортной политики, в  том числе политики умеренного  государственного протекционизма, определяемой уровнем конкурентоспособности  отечественных предприятий и  условиями вступления Российской  Федерации во Всемирную торговую  организацию в качестве полноправного  члена;

- проведение специальной  политики в отношении естественных  монополий на основе соответствующего  законодательства;

- выявление и пресечение  незаконных действий государственных  органов и органов местного  самоуправления, приводящих к ограничению  или подрыву конкуренции;

- снижение барьеров для  входа на рынки новых хозяйствующих  субъектов, устранение административных  региональных барьеров, препятствующих  нормальному развитию конкуренции;

- дальнейшая разработка  и реализация государственной  политики по поддержке предпринимательства,  в том числе мальве предприятий;

- защита предпринимателей  от преступных посягательств  и злоупотреблений со стороны  должностных лиц;

- проведение государственной  потребительской политики как  важнейшей формы предупреждения  и пресечения недобросовестной  конкуренции, в том числе в  сфере рекламной деятельности.

Практика применения законодательства, регулирующего вопросы развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, показала, что в настоящее время заложены необходимые основы для решения  этих задач. Предстоит существенно  расширить правовую базу для эффективной  реализации государственной конкурентной политики.

Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания  добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов  о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.

Важным направлением деятельности антимонопольных органов является разработка нормативных документов, необходимых для реализации законов "О естественных монополиях", "О  рекламе".

Необходимо регулирование  со стороны антимонопольных органов  процессов аккумулирования в  руках отдельных инвесторов контроля за большинством предприятий одной отрасли, то есть предотвращение создания новых частных монопольных структур или усиления существующего монополизма. В частности, при законодательном урегулировании вопросов привлечения иностранных инвестиций должны быть предусмотрены нормы, препятствующие скупке конкурирующих российских предприятий с последующим их закрытием и приватизацией каналов сбыта исключительно в интересах зарубежных конкурентов. При этом также должны быть предусмотрены меры, способствующие поддержанию определенного уровня занятости на территории страны.

Значительная роль отводится  законодательству, регулирующему конкуренцию  в процессе биржевой деятельности и  проведения организованных торгов. Здесь  важно обеспечить, в том числе  на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.

Информация о работе Понятие сущность конкуренция вид, характеристики