Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Введение 3
1. Конкуренция и ее виды 5
1.1. Сущность конкуренции 5
1.2. Конкурентность на рынке 6
1.3. Общие принципы поведения фирмы на рынке 7
1.4. Виды конкуренции 8
1.4.1. Совершенная конкуренции 8
1.4.2. Монополистическая конкуренция 10
1.4.3. Олигополия 13
2. Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы 19
2.1. Сущность монополии 19
2.2. Международные монополии 21
2.3. Монополизация экономики 22
2.4. Монополизм и конкуренции 23
2.4.1. Баланс "монополия" – "конкуренция" 23
2.4.2 Монополистическая практика 27
3. Экономические последствия монополии. 29
3.1. Антимонопольное регулирование 29
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации 31
Заключение 35
Список используемой литературы 39
В то же время, очевидно, что
ряд отраслей может не выдержать
конкуренции иностранных
2.4.2 Монополистическая практика
Монополистическая практика
– это действия хозяйствующих
субъектов, в ходе которых реализуется
их доминирующее положение в экономике
(рыночная власть), либо это действия,
направленные на монополизацию экономики.
Имеются различные
Государственная монополистическая
практика осуществляется центральными
правительственными органами и включает
государственную национализацию рентабельных
предпринимательских фирм, создание
новых акционерных компаний с
удержанием контрольного пакета акций
в руках государственных
Ведомственная монополистическая
практика (т. е. соответствующая практика
отраслевых министерств) имеет аналогичные
формы проявления только в масштабах
не народного хозяйства в целом,
а отдельных его отраслей. Такая
практика являлась в прошлом основой
т. н. "ведомственности" и "ведомственной
разобщенности в народном хозяйстве",
сдерживая как экономическую
инициативу "снизу", так и рациональное
регулирование экономики "сверху".
В настоящее время наблюдается
стремление ряда ведомств сохранить
такую практику, используя несовершенство
законодательства об акционерных обществах
и ценных бумагах. Министерства пытаются
овладеть контрольными пакетами акций
подчиненных предприятий. Если это
примет широкие масштабы, ведомственная
монополистическая практика сохранится
в нашем народном хозяйстве, существенно
ограничивая возможности
Монополистическая практика
предпринимательских фирм включает
навязывание партнерам
3. Экономические последствия монополии.
3.1. Антимонопольное регулирование
Важнейшим средством регулирования
деятельности монополий является антимонопольное
законодательство, основы которого заложены
в законодательных актах
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных "правил игры" на рынке.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или "принудительные" соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.
Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.
В последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
В Западной Европе антимонопольное
законодательство было принято в
послевоенный период и имеет ряд
особенностей. С одной стороны, оно
формально направлено на защиту интересов
потребителей, а с другой – призвано
поощрять процесс концентрации производства
и образования крупных
Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против "IBM" министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае вертикального слияния
(объединение последовательно
Конгломератные слияния (объединение компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их позиции на соответствующих рынках практически не меняются.
3.2. Антимонопольная и конкурентная политика в Российской Федерации
В настоящее время возрастает
значение антимонопольной и конкурентной
политики как одного из ключевых направлений
деятельности по преодолению кризиса
и реформированию российской экономики,
что отмечено в Конституции Российской
Федерации, Послании президента Российской
Федерации Федеральному собранию и
среднесрочной программе
Антимонопольная и конкурентная политика в наряду с традиционными направлениями по предупреждению и пресечению монополистической деятельности будет в значительной мере концентрироваться на поощрении развития рыночной конкуренции между хозяйствующими субъектами, а также на организации государственного регулирования и контроля деятельности предприятий-монополистов, в том числе естественных монополий.
Реализация этих задач будет проводиться по следующим основным направлениям.
- разработка и реализация
Государственной программы
- осуществление
- недопущение создания
или сохранения более
- выработка сбалансированной
экспортно-импортной политики, в
том числе политики умеренного
государственного
- проведение специальной
политики в отношении
- выявление и пресечение
незаконных действий
- снижение барьеров для
входа на рынки новых
- дальнейшая разработка
и реализация государственной
политики по поддержке
- защита предпринимателей от преступных посягательств и злоупотреблений со стороны должностных лиц;
- проведение государственной
потребительской политики как
важнейшей формы
Практика применения законодательства,
регулирующего вопросы развития
конкуренции, предупреждения и пресечения
монополистической
Настоятельной стала разработка законодательства, регулирующего процессы демонополизации и поддержания добросовестной конкуренции в финансовой сфере. Требуют законодательного урегулирования процессы слияния и поглощения банков на основе разработки специальных законов о банковских слияниях и банковских холдинговых компаниях.
Важным направлением деятельности
антимонопольных органов
Необходимо регулирование
со стороны антимонопольных
Значительная роль отводится законодательству, регулирующему конкуренцию в процессе биржевой деятельности и проведения организованных торгов. Здесь важно обеспечить, в том числе на законодательном уровне, конкурсность, гласность и публичность их проведения. Необходимо разработать нормативную базу развития фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле с системой необходимых гарантий по таким торгам.
Информация о работе Понятие сущность конкуренция вид, характеристики