Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 17:51, курсовая работа
На сегодняшний день, результатом развития экономики становится появления большого количество отраслей и сфер деятельности, которыми овладевают предприятия и стремятся к совершенствованию своей деятельности. В связи с этим все больше развивается конкуренция и увеличивается степень воздействия рисков.
Отталкиваясь от указанных угроз, основной задачей для предприятия является повышение эффективности управления предприятием.
Введение
1 Теоретические основы внутрифирменного финансового планирования
на предприятии
1.1 Сущность, необходимость, цели, принципы, задачи внутрифирменного
финансового планирования
1.2 Методы финансового планирования и прогнозирования
1.3 Виды финансового планирования
2 Особенности финансового планирования в России и за рубежом
2.1 Система финансового планирования за рубежом
2.2 Современная система финансового планирования на предприятиях России
3 Расчетно-аналитическая часть
Заключение
Список использованных источников
Оперативно-производственное планирование подразделяется на:
-межцеховое,
-внутрицеховое.
-сменно-суточное планирование.
2. Особенности
финансового планирования в
2.1 Система финансового планирования за рубежом
Многие зарубежные специалисты подчеркивают, что смысл внутрифирменного планирования - в определении решений, которые требуется принять сегодня для обеспечения эффективной деятельности фирмы, ее роста в будущем.
Для более четкого представления процесса внутрифирменного финансового планирования, необходимо рассмотреть основные понятия и методологию науки внутрифирменного планирования, а также опыт внутрифирменного планирования в российских и зарубежных компаниях.
Внутрифирменным планированием, считается процесс разработки альтернативных вариантов достижения цели, поставленной перед объектом планирования, рассматриваемым в пространственно-временном единстве, что позволяет синхронизировать деятельность на всех стадиях воспроизводства капитала.
Характерные особенности планирования в зависимости от целей
-США - стремление к объединению стратегий всех подразделений и распределение ресурсов.
-Япония - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений.
Американские фирмы обычно используют два вида планирования: долгосрочное, или стратегическое, планирование и годовое финансовое планирование.
-Стратегическое планирование осуществляется, как правило, небольшой группой специалистов при высшем руководстве фирмы и концентрирует свое внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации. Ввиду сложности этого процесса в нем используются такие инструменты планирования, как эконометрические прогнозы или модели, разработанные соответствующими специалистами.
Первичным объектом анализа для стратегического планирования является стратегический центр хозяйствования, объединяющий несколько производственных отделений фирмы, действующий на рынке как самостоятельная хозяйственная единица - центр прибыли.
-Текущее, или годовое, планирование в американских фирмах строится на показателях стратегического плана. Годовой план (бюджет) - это оперативный документ, согласно которому каждое подразделение определяет планируемый на текущий год объем производства, составляет планы: по использованию рабочей силы; капиталовложений; выпуска новых видов продукции.
В годовом плане детализируются планы производства и сбыта поквартально и помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней управления.
Процесс разработки годового плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг. Затем рассчитываются издержки производства и намечаемая прибыль.
В рамках предприятия составляются планы по каждому из его подразделений (заводу, отделу), выступающих центрами издержек производства. Управление ими осуществляется на основе показателей отклонения расходов от бюджета.
Крупные американские фирмы используют множество детализированных вариантов контроля за расходами, которые являются управленческими инструментами во всех фирмах и дают возможность определить показатель стоимости продаж продукции как базу для разработки годовых планов вышестоящих подразделений.
Помимо этого, в американских фирмах для производственных отделений и бизнесов разрабатывается набор показателей, которые сравниваются в динамике: за прошлый, настоящий и предполагаемый будущий период. К числу таких показателей относятся: выход готовых изделий к количеству изделий, запущенных в производство (в процентах); оборачиваемость товарных запасов; просрочки в оплате товаров и услуг; рабочие дни, потерянные в результате аварий.
В японских фирмах широко распространены системы стратегического планирования (в 70% крупных компаний), причем в разработке стратегических планов ведущую роль играет плановый отдел (на уровне центральных служб).
Характер планирования во многом зависит от структуры фирмы, т.е. от того, является она специализированной или диверсифицированной по номенклатуре выпускаемой продукции.
В специализированных компаниях с узким ассортиментом выпускаемой продукции акцент в планировании делается на разработке структуры фирмы и обосновании новых инвестиционных проектов. Предложение и решение этих вопросов сосредоточено на высшем уровне управления, поскольку именно там имеется вся информация.
Поэтому в специализированной компании подготовка плана ведется более централизованно и "сверху вниз". Важную роль в осуществлении планирования в таких компаниях играет центральный плановый отдел. Приоритетное значение здесь имеют цели: увеличение доли на рынке, рост объема продаж и массы прибыли. Главными проблемами для специализированных компаний являются конкуренция и капиталовложения. Временной горизонт планирования в таких компаниях обычно равен пяти годам, а прогнозирование охватывает длительный период на перспективу. Контроль за деятельностью специализированной компании, как правило, осуществляется на основе финансовых показателей непосредственно высшим руководством фирмы.
В диверсифицированной компании главной задачей планирования является координация деятельности производственных отделений. Стратегические идеи и планы обычно поступают от среднего уровня управления или из отделений. Вместе с тем следует иметь в виду, что выработка стратегических решений на ранних стадиях долгосрочного планирования осуществляется "сверху вниз", совместно с высшим руководством и аппаратом планирования.
Диверсифицированная компания ведет поиск рынков сбыта по широкому кругу стран, но особое значение придает поиску потребителей новых видов продукции. В оценке деятельности таких компаний основной упор делают на получение прибыли, которая служит общим измерителем и показателем результатов деятельности фирмы.
В своих планах диверсифицированная компания наибольшее значение придает следующим показателям: объем продаж, темпы роста, масса прибыли, норма прибыли, прибыль в расчете на единицу объема продаж. В качестве целей для производственных отделений диверсифицированные компании устанавливают: объем продаж, прибыль, прибыль на единицу объема продаж, доля на рынке.
2.2 Современная
система финансового
На современном этапе развития управленческой культуры в России происходит переход от решения относительно простых задач к более сложным комплексным (бюджетирование, планирование и управление капиталом, разработка и реализация финансово-экономической стратегии).
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
-вновь возникшие частные фирмы. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, это недоверие к формальному планированию;
-государственные и бывшие государственные организации. Для них функция планирования является традиционной. Однако, их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляющейся экономики, поэтому планирование на этих предприятиях носило вторичных характер и не предполагало серьезного умения планировать и предвидеть, определять собственные цели развития.
В нашей стране сложилось двоякое отношение к финансовому, планированию на предприятии.
Директивное планирование, присущее командно-административной экономике, выработало достаточно негативное отношение к процессу планирования. Преобразования в экономике и построение рыночных отношений, нестабильность экономической конъюнктуры не позволяли оценить значимость и необходимость финансового планирования для деятельности любого хозяйствующего субъекта. Вместе с тем именно неопределенность усиливает риск предпринимательской деятельности и, следовательно, необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка возрастают.
Заключение
Содержание внутрифирменного планирования как функция управления крупной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму.
Внутрифирменное финансовое планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.
3. Расчетно-аналитическая часть
ОАО АНК "Башнефть" является вертикально-интегрированной нефтяной компанией, объединяющей крупнейшие предприятия топливно-энергетического комплекса Республики Башкортостан. Компания входит в число десяти ведущих компаний России по объему добычи нефти и в первую пятерку по объемам нефтепереработки. Важнейшими видами деятельности "Башнефти" являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Основной акционер компании - АФК "Система".
Таблица 1 - Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса по
АНК «БАШНЕФТЬ»
Наименование показателя |
2009 год База |
2010 год на конец года |
2011 год на начало года | ||||
На начало предыдущего года |
% |
На начало отчетного года |
% |
На конец отчетного периода |
в % | ||
АКТИВ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
228 |
100 |
6 372 |
3,4 |
6 795 |
3,6 | |
Результаты исследований и разработок |
29 272 |
100 |
31 978 |
109,24 |
- |
91,5 | |
Основные средства |
50 624 285 |
100 |
52 057 330 |
99,3 |
51 005 610 |
97,2 | |
Доходные вложения в материальные ценности |
|||||||
Долгосрочные финансовые вложения |
52 194 106 |
100 |
91 361 994 |
56,9 |
91 710 719 |
57,1 | |
Отложенные налоговые активы |
119 358 |
100 |
97 728 |
12,3 |
973 175 |
122,1 | |
Прочие внеоборотные активы |
2 769 870 |
100 |
21 248 140 |
86,3 |
3 211 250 |
13,0 | |
ИТОГО по разделу I |
105 737 119 |
100 |
164 803 542 |
72,0 |
146 907 549 |
64,2 | |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||
Запасы |
10056476 |
100 |
17229850 |
54,8 |
18 356 657 |
58,4 | |
налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
3 550 002 |
100 |
5 134 441 |
62,7 |
5 659 873 |
69,1 | |
Дебиторская задолженность |
19 604 507 |
100 |
42 451 604 |
34,7 |
56 507 365 |
46,2 | |
Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
100 |
||||||
551 908 |
100 |
5 067 352 |
2,9 |
19 242 244 |
10,9 | ||
Денежные средства и денежные эквиваленты |
24 229 312 |
100 |
16 028 426 |
128,6 |
18 847 408 |
151,2 | |
Прочие оборотные активы |
3830524 |
100 |
5439418 |
53,7 |
7127448 |
70,4 | |
ИТОГО по разделу II |
62 122 729 |
100 |
91 351 098 |
49,4 |
125 740 995 |
68,0 | |
ВАЛЮТА БАЛАНСА |
167 859 848 |
100 |
256 154 640 |
61,6 |
272 648 544 |
65,5 | |
ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал |
204 792 |
100 |
204 792 |
100,0 |
204 792 |
100,0 | |
Переоценка внеоборотных активов |
6537778 |
100 |
6396472 |
114,6 |
5702847 |
102,2 | |
Резервный капитал |
30 719 |
100 |
30 719 |
100,0 |
30 719 |
100,0 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
84 862 183 |
100 |
84 599 132 |
89,2 |
95 099 961 |
100,3 | |
ИТОГО по разделу III |
91 635 472 |
100 |
91 231 063 |
90,7 |
101 038 319 |
100,4 | |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства |
50 000 000 |
100 |
95 000 000 |
46,0 |
108662524 |
52,6 | |
Отложенные налоговые обязательства |
2 034 182 |
100 |
3 441 317 |
49,5 |
4 110 907 |
59,1 | |
ИТОГО по разделу IV |
52 034 182 |
100 |
98 441 317 |
46,1 |
112 773 431 |
52,9 | |
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства |
- |
24 220 835 |
191 064 |
||||
Кредиторская задолженность |
23 822 297 |
100 |
41 381 468 |
44,5 |
53 477 901 |
57,6 | |
Доходы буд периодов |
271 849 |
100 |
159 368 |
195,2 |
139 297 |
170,6 | |
Оценочные обязательства |
85 448 |
100 |
718 223 |
6,9 |
1 238 417 |
11,9 | |
Прочие обязательства |
10600 |
100 |
2366 |
1,3 |
790115 |
448,0 | |
ИТОГО по разделу V |
24 190 194 |
100 |
66 482 260 |
41,1 |
58 836 794 |
36,4 | |
ВАЛЮТА БАЛАНСА |
167 859 848 |
100 |
256 154 640 |
61,6 |
272 648 544 |
65,5 |
Горизонтальный анализ – это анализ во времени. Целью, которого является объективная оценка финансового положения предприятия, инвентаризация, изменение средней величины имущества с изменением финансовых резервов предприятия.
Из данных горизонтального анализа следует, что валюта баланса за 2010 год по сравнению с базовым уменьшилась на 38,4%, что составило 88294792 тыс. руб. За 2011 год уменьшилось на 34,5 %, что составило 104788696 тыс.руб.
В том числе величина внеоборотных активов на 28% и 35,8%, что произошло за счет увеличения основных средств и нематериальных активов. Оборотные активы увеличились на 18,6%. Наблюдается рост дебиторской задолженности на 11,5 %, возможно это связано со снижением платежеспособности покупателей.
Рост кредиторской задолженности это негативный момент для предприятия и он составляет 13,1%. Увеличение кредиторской задолженности перед поставщиками говорит, как о задержке платежей, так и о наличии договоренностей на увеличение сроков отсрочки в результате сохранения объемов закупок, оплаты в срок, наличии хороших взаимоотношений.
Таблица 2 - Аналитический анализ по АНК «БАШНЕФТЬ»
Показатели |
Абсолютные величины, тыс. руб. |
Удельный вес.% |
Отклонения | |||||
На начало года |
На конец года |
На начало года |
На конец года |
Абсолютных величин, тыс. руб. |
Удельного веса,% |
К величинам на начало года,% |
К изменениям итога баланса,% | |
Актив I. Внеоборотные активы |
6 372 |
6 795 |
0,002 |
0,002 |
423 |
0,000 |
6,64 |
0,002 |
Результаты исследований и разработок |
31 978 |
- |
0,01 |
|||||
Основные средства |
52 057 330 |
51 005 610 |
20,32 |
18,71 |
-1 051 720 |
-1,615 |
-2,02 |
-6,38 |
Доходные вложения в материальные ценности |
||||||||
Долгосрочные финансовые вложения |
91 361 994 |
91 710 719 |
35,67 |
33,64 |
0,38 |
0,00 | ||
Отложенные налоговые активы |
97 728 |
973 175 |
0,04 |
0,36 |
875 447 |
0,319 |
895,80 |
5,31 |
Прочие внеоборотные активы |
21 248 140 |
3 211 250 |
8,30 |
1,18 |
-18 036 890 |
-7,117 |
-84,89 |
-109,35 |
ИТОГО по разделу I |
164 803 542 |
146 907 549 |
64,34 |
53,88 |
-17895993 |
-10,456 |
-10,86 |
0,00 |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
17229850 |
18 356 657 |
6,73 |
6,73 |
1 126 807 |
0,006 |
6,54 |
6,83 |
налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
5 134 441 |
5 659 873 |
2,00 |
2,08 |
525 432 |
0,071 |
10,23 |
3,19 |
Дебиторская задолженность |
42 451 604 |
56 507 365 |
16,57 |
20,73 |
14 055 761 |
4,153 |
33,11 |
85,22 |
Краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
5 067 352 |
19 242 244 |
1,98 |
7,06 |
14 174 892 |
5,079 |
279,73 |
85,94 |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
16 028 426 |
18 847 408 |
6,26 |
6,91 |
2 818 982 |
0,655 |
17,59 |
17,09 |
Прочие оборотные активы |
5439418 |
7127448 |
2,12 |
2,61 |
31,03 |
0,00 | ||
ИТОГО по разделу II |
91 351 098 |
125 740 995 |
35,66 |
46,12 |
34389897 |
10,456 |
37,65 |
0,00 |
ВАЛЮТА БАЛАНСА |
256 154 640 |
272 648 544 |
100 |
100,00 |
16 493 904 |
0,002 |
6,44 |
100,00 |
ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал |
204 792 |
204 792 |
0,08 |
0,08 |
0 |
-0,005 |
0,00 |
0 ,00 |
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
||||||||
Переоценка внеоборотных активов |
6396472 |
5702847 |
2,50 |
2,09 |
-693 625 |
-0,405 |
-10,84 |
-4,21 |
Добавочный капитал (без переоценки) |
||||||||
Резервный капитал |
30 719 |
30 719 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
0,00 | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
84 599 132 |
95 099 961 |
33,03 |
34,88 |
10 500 829 |
1,853 |
12,41 |
63,66 |
ИТОГО по разделу III |
91 231 063 |
101 038 319 |
35,62 |
37,06 |
9 807 256 |
1,442 |
10,75 |
59,46 |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства |
95 000 000 |
108662524 |
37,09 |
39,85 |
13 662 524 |
2,767 |
14,38 |
82,83 |
Отложенные налоговые обязательства |
3 441 317 |
4 110 907 |
1,34 |
1,51 |
669 590 |
0,164 |
19,46 |
4,06 |
Прочие обязательства |
- |
|||||||
ИТОГО по разделу IV |
98 441 317 |
112 773 431 |
38,43 |
41,36 |
14 332 114 |
2,932 |
14,56 |
86,89 |
V.КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства |
24 220 835 |
191 064 |
9,46 |
|||||
Кредиторская задолженность |
41 381 468 |
53 477 901 |
16,15 |
19,61 |
12 096 433 |
3,459 |
29,23 |
73,34 |
Доходы буд периодов |
159 368 |
139 297 |
0,06 |
0,05 |
-20 071 |
-0,011 |
-12,59 |
-0,12 |
Оценочные обязательства |
718 223 |
1 238 417 |
0,28 |
0,45 |
520 194 |
0,174 |
72,43 |
3,15 |
Прочие обязательства |
2366 |
790115 |
0,00 |
0,29 |
787 749 |
0,289 |
33294,55 |
4,78 |
ИТОГО по разделу V |
66 482 260 |
58 836 794 |
25,95 |
21,58 |
-7 645 466 |
-4,374 |
-11,50 |
-46,35 |
ВАЛЮТА БАЛАНСА |
256 154 640 |
272 648 544 |
100 |
100 |
16 493 904 |
0,002 |
6,44 |
100 |
Информация о работе Особенности финансового планирования в России и за рубежом