Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:15, автореферат
Актуальность темы диссертационного исследования. Институциональные преобразования в России, заблуждения и ошибки авторов шоковой терапии привели к катастрофическим последствиям для значительного количества предприятий. В этих условиях необходимость их реструктуризации определялась задачами реформирования экономики, приспособления хозяйствующих субъектов к новым, рыночным условиям функционирования. Для многих предприятий реструктуризация являлась единственным способом предупреждения банкротства, обеспечения выживаемости и дальнейшего развития.
Реструктуризация может быть проведена под методическим руководством внешних консультантов, консультационной фирмы, но на всех этапах, начиная с определения целей, формирования программы и организации ее выполнения необходимо активное участие собственников и топ-менеджеров. К разработке программы реструктуризации вполне применим «принципы участия» А. Файоля: в разработке любой программы должны участвовать ее будущие исполнители. Кроме того, трудно рассчитывать на успешную реализацию программы реструктуризации предприятия, если не достигнуто согласие и единство действий собственников, менеджмента, персонала. Последнее особенно трудно достижимо при реорганизации предприятия в форме слияния или присоединения, когда сокращение части персонала неизбежно. Весь процесс реструктуризации предприятия может быть представлен как состоящий из ряда последовательных этапов (рис.3).
Рис.
3. Схема разработки
и реализации программы
реструктуризации предприятия
1. Подготовительный этап. Он включает диагностику состояния предприятия, обоснование необходимости или целесообразности реструктуризации, определение ее цели и задач.
2. Сопоставление и оценка возможных, реально осуществимых вариантов реструктуризации предприятия. Производится оценка возможных результатов реализации каждого варианта реструктуризации
3. Выбор наиболее рационального и практически осуществимого направления реструктуризации.
4. Разработка системы мероприятий, которая должна быть осуществлена в процессе реструктуризации.
5. Разработка проекта организационного плана реструктуризации, включающего полный перечень всех мероприятий и процедур, подлежащих выполнению, календарного графика выполнения всех процедур и т.д.
6. Определение потребности в средствах для реализации программы и их источников.
7. Утверждение программы реструктуризации в установленном порядке.
8. Организация выполнения программы реструктуризации - установление заданий конкретным исполнителям, разработка ими индивидуальных планов-графиков, организация контроля за реализацией программы и т.д.
9. Оценка хода реализации программы, при необходимости – корректировка отдельных положений программы при изменении условий деятельности.
10. Оценка выполнения всех намеченных программой мероприятий. Речь идет не о результатах выполнения программы, они скажутся позже, скорее всего – по итогам хозяйственного года, а о выполнении всех мероприятий, предусмотренных программой реструктуризации.
Программа оперативной реструктуризации по существенным параметрам отличается от стратегической: цели носят частный характер; содержание мероприятий существенно различается; более краткий период проведения, различен порядок утверждения и т.д. Задачи оперативной реструктуризации в условиях кризиса могут ограничиваться, например, восстановлением платежеспособности, но при этом они должны быть подчинены генеральной стратегии предприятия. Поэтому если даже предприятие находится в сложном финансовом положении и его стратегией является стратегия выживания, все равно необходимо сделать все возможное, чтобы сохранить инновационный потенциал, возможности достижения существенных конкурентных преимуществ.
В диссертации рассмотрены варианты формирования программы финансовой, организационной и производственной реструктуризации.
При общих принципиальных подходах к формированию программ реструктуризации они могут существенно различаться в зависимости от вида реструктуризации, ее целей и задач и т.п. Если, например, реализуется производственная программа диверсификации, то она включает:
В
работе рассмотрены особенности
разработки программ формирования интегрированных
структур, определен состав функций, которые
целесообразно централизовать в рамках
холдинга: определение стратегии развития
холдинга; создание централизованных
фондов и резервов; реализация крупных
инвестиционных проектов, организация
инновационной деятельности – создание
научных центров, мощных исследовательских
и проектно-конструкторских организаций;
центра-лизация закупок для использования
эффекта масштаба; организация системы
информационно-
В качестве важнейшего направления интеграции предприятий и организаций на неформальной основе в работе рассматривается создание кластеров, т.е. комплекса взаимосвязанных предприятий и организаций, Характеризующихся территориальной близостью, наличием конституирующего центра («ядра» кластера), вокруг которого и во взаимодействии с которым группируются десятки, а иногда и сотни малых и средних предприятий.
Кластеризация должна быть основой региональной промышленной политики. Хотя и не во всех, но в большинстве регионов существуют реальные предпосылки для формирования кластеров. Особенно прогрессивным направлением промышленной политики является формирование инновационных или промышленно-инновационных кластеров, в которых представлена вся цепочка связей от идеи, ее маркетингового обоснования, проектирования и конструирования нового изделия (если речь идет о продуктовых инновациях), создания опытного образца и т.д. вплоть до диффузии инноваций, их коммерциализации.
По методам образования кластеров в российских условиях целесообразно, по нашему мнению, различать два вида кластеров:
- институциональные кластеры, организаторами которых являются региональные органы власти;
- инициативные кластеры, организаторами которых являются инициативные группы или инициативная организация (крупная интегрированная структура, крупный научно-исследовательский центр и др.).
При формировании кластеров целесообразно спроектировать сначала оптимальную модель кластера, включающую все звенья, необходимых для эффективного функционирования комплекса взаимосвязанных организаций и предприятий промышленно-инновационной направ-ленности, независимости от их наличия или отсутствия в регионе. В состав кластера включаются все предприятия и организации региона, предусмотренные моделью кластера, и определяется программа создания «недостающих» звеньев. Хотя важным преимуществом кластера является использование фактора территориальной близости организаций, исходя из принципы экономической целесообразности и достижения комплексности структуры, в него могут быть включены организации соседних регионов. Поэтому формирование рациональной структуры кластера – не единовременный акт, оно может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет. Но и функционирующий кластер – не застывшая структура, в процессе деятельности могут выявляться недостающие звенья, создание или привлечение которых в состав кластера повышает эффективность его функционирования. Участие различных предприятий в составе кластера не означает создания для них «тепличных» условий, они должны функционировать в конкурентной среде, однако использование преимуществ кластера позволяет предприятиям укрепить свои конкурентные позиции.
Так как кластеры существенно различаются по отраслевой принадлежности, составу и другим признакам, то их деятельности характеризуются как общими, так и специфическими показателями. К общим показателям, по нашему мнению, могут быть отнесены следующие (см. табл. 3).
Таблица 3
Показатели деятельности промышленно-инновационного
кластера
№пп | Показатели | 2008 г. | 2009 г. |
1.
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. |
Количество
организаций в составе кластера
Объем продукции (работ, услуг), млн руб. - в фактических ценах - в сопоставимых ценах Численность персонала организаций кластера (на конец периода), чел. Инвестиции, млн руб., в том числе – реальные, - финансовые Количество новых товаров, освоенных на предприятиях кластера Количество патентов, лицензий, зарегистрированных участниками кластера Количество новых технологий, разработанных и внедренных организациями кластера Объем услуг по аутсорсингу, млн руб. |
64 3680 3680 2044 465 424 159 41 16 3 4 124 |
71 4630 4126 2072 471 437 163 38 14 5 3 132 |
В
зависимости от ситуации эта система
показателей может быть дополнена.
Целесообразно, например, следить за
динамикой обновления основных фондов,
а также динамикой отдельных
видов услуг по аутсорсингу, отражающей
процесс централизации
Научные
публикации автора по
теме диссертационного
исследования:
Подписано в печать «__» __________ 2010 г. Печать трафаретная.
Тираж
100 экз. Заказ №
Отпечатано в ОТОУП МИПК РЭА им. Г.В. Плеханова.
115998, Москва, Б. Строченовский пер., 7.