Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:15, автореферат
Актуальность темы диссертационного исследования. Институциональные преобразования в России, заблуждения и ошибки авторов шоковой терапии привели к катастрофическим последствиям для значительного количества предприятий. В этих условиях необходимость их реструктуризации определялась задачами реформирования экономики, приспособления хозяйствующих субъектов к новым, рыночным условиям функционирования. Для многих предприятий реструктуризация являлась единственным способом предупреждения банкротства, обеспечения выживаемости и дальнейшего развития.
Во второй главе работы рассмотрены основные причины и особенности целевой диагностики потенциала машиностроительных предприятий, результаты которой служат предпосылкой формирования программ реструктуризации предприятия.
В третьей главе диссертации рассмотрены научные принципы формирования программ реструктуризации промышленных предприятий, требования, которым должны отвечать программа, изложены научно-методические рекомендации по разработке программы реструктуризации организации и ее успешной реализации.
В заключении работы приводятся основные выводы и предложения, являющиеся результатами выполненного исследования.
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
Реструктуризация – закономерный этап функционирования предприятия. Принято считать, что реструктуризация нужна предприятиям, оказавшимся в сложном финансовом положении. В этих случаях реструктуризация действительно нужна, но связывать необходимость реструктуризации только с задачей преодоления финансовых трудностей неверно. Реструктуризация – необходимый, закономерный этап функционирования любого предприятия, одна из стадий его жизненного цикла. В условиях финансово-экономического кризиса, естественно, обостряется необходимость реструктуризации многих предприятий. Но и в условиях нормального функционирования экономики периодическая реструктуризация предприятия необходима для обеспечения соответствия состояния предприятия, его организационной и производственной структуры условиям функционирования: меняется ситуация на рынке, появляются новые конкуренты, возникают новые возможности развития и т.д.
Под реструктуризацией в диссертации понимается коренное, радикальное изменение структуры имущественного комплекса предприятия и ведущейся на его основе предпринимательской деятельности, качественное изменение производственной, организационной и финансовой структуры предприятия с целью обеспечения его конкурентоспособности, устойчивого функционирования в длительной перспективе.
Реструктуризация – сложный дорогостоящий процесс: текущее совершенствование производственно-хозяйственной деятельности к реструктуризации не относится. К мотивам, которыми руководствуются собственники и менеджеры при осуществлении реструктуризации, относятся:
Рис.
1. Жизненный цикл предприятия
В наших условиях реструктуризация чаще всего проводится тогда, когда предприятие находится в кризисной или предкризисной ситуации; реструктуризация по иным мотивам проводится гораздо реже.
Наиболее общей целью реструктуризации является приведение состояния предприятия, его организационной, производственной и финансовой структуры в соответствие со сложившимися условиями функционирования с учетом их ожидаемого изменения в обозримой перспективе.
Несмотря
на то, что в хозяйственной практике
применяются различные
Рис. 2. Классификация видов реструктуризации
предпринимательских
структур
1. В зависимости от содержания проводимых структурных преобразований – финансовая, производственная или операционная, организационная, правовая;
2. В зависимости от характера решаемых задач - стратегическая и оперативная;
3. По масштабам преобразований – частичная и общая (комплексная);
4. По исходным предпосылкам – планомерная (превентивная) и вынужденная (детерминированная);
5.
По объектам –
Производственная, или операционная реструктуризация состоит в изменении структуры производственного аппарата, имущественного комплекса предприятия, структуры активов и др. Производственная реструктуризация может состоять в перепрофилировании производства, диверсификации, аутсорсинге и др. Наиболее радикальной производственной реструктуризацией является перепрофилирование производства, состоящее в полном отказе от производства основного вида продукции и переходе на производство совершенно иной продукции. Классическим примером перепрофилирования производства является реструктуризация, которую провел президент “General Electric” Дж. Уэлч (1980–2001 г.г.): когда стало ясно, что производимые фирмой кондиционеры, бытовая техника не выдерживают конкуренции японских форм ни по качеству, ни по цене, фирма полностью отказалась от их производства и перешла на производство компьютеров, других высокотехнологических товаров. Рязанский завод «Счетмаш» в свое время полностью отказался от производства архаичных счетно-аналитических машин и перешел на производство востребованных рынком кассовых аппаратов.
Перепрофилирование – крайний случай производственной реструктуризации, гораздо более распространенной формой является диверсификация. Она осуществляется в двух формах - диверсификация направлений деятельности и диверсификация продукции (услуг). Когда завод «Станкоинструмент» наряду с производством своей номенклатурной продукции освоил ремонт компьютеров и иной вычислительной техники или завод железо-бетонных изделий освоил строительство малоэтажных домов – это диверсификация направлений деятельности. Когда завод автоматических линий освоил производство обрабатывающих центров – это диверсификация продукции. Для многих машиностроительных и приборостроительных предприятий диверсификация явилась единственным способом предупреждения банкротства. Чистопольский завод «Восток» избежал банкротства только благодаря диверсификации - освоению производства водосчетчиков, теплосчетчиков, приборной доски для автомобиля одновременно с радикальным обновлением ассортимента часов.
Причины,
побуждающие организации к
-
расширение масштабов
- использование простаивающих мощностей, что для многих наших машиностроительных предприятий особенно важно;
- создание «внутреннего рынка сбыта продукции» для отдельных направлений деятельности или структурных подразделений;
-
обеспечение более полной
Многие авторы видят недостаток диверсификации в том, что она противостоит эффективной специализации производства, приводит к снижению серийности и даже к индивидуализации производства, выпуску малых серий и выполнению единичных заказов. Но в условиях применения современной техники и технологии, компьютеризации производства и использования обрабатывающих центров этот недостаток практически или в значительной мере нивелируется. Конечно, узкоспециализированное производство более эффективно, но когда речь идет об угрозе утраты экономической устойчивости предприятия или тем более о его выживаемости, то диверсификация может оказаться единственным выходом из положения. А в масштабах крупных интегрированных структур диверсификация успешно сочетается со специализацией производства.
Положительным следствием диверсификации, наряду с другими, может быть также компенсация временных убытков от одних видов деятельности за счет прибыли от других, а отрицательного последствия – усложнения процесса управления можно избежать путем одновременного проведения внутренней организационной реструктуризации – формирования относительно самостоятельных предпринимательских подразделений или внешней – создания юридически самостоятельных дочерних предприятий. Именно диверсификация помогла многим нашим предприятиям в процессе реформирования экономики преодолеть временное падение производства, сохранить рабочие места и квалифицированные рабочие кадры, обеспечить устойчивое развитие в длительной перспективе.
Определение конкретных направлений диверсификации должно соответствовать маркетинговому исследованию рынка, необходимы гарантии того, что товары, которые намечается производить, будут пользоваться устойчивым спросом в масштабах, обеспечивающих хотя бы минимальный уровень рентабельности (при безусловном превышении порога рентабельности). Эффективным направлением производственной реструктуризации является аутсорсинг (outsourcing), т.е. передача выполнения отдельных функций внешним исполнителям. Как правило, речь идет о передаче функций, которые для предприятия являются непрофильными, специализированным организациям, для которых они являются основными, профилирующими, благодаря чему они могут выполнять их лучше и дешевле.
Чаще всего на аутсорсинг передаются транспортное обслуживание, ремонтные работы, материально-техническое обеспечение производства. У специализированной ремонтной организации, например, качество ремонта должно быть выше, а затраты ниже, чем в своем ремонтном цехе. Если эта цель не достигается, то такой аутсорсинг не нужен.
На аутсорсинг передаются функции бухгалтерского и налогового учета, эксплуатации зданий и сооружений, питание сотрудников, охрана, уборка офисов и прилегающих территорий. Главный критерий выбора – производить или покупать – один: эффективность и качество при соблюдении принципа осмотрительности.
В диссертационной работе указаны как преимущества, так и недостатки аутсорсинга.
К преимуществам аутсорсинга относятся:
1. Концентрация усилий, «фокусирование» компании на основных видах деятельности.
2. Сокращение издержек, затрат на выполнение функций, передаваемых аутсорсерам.
3.
Повышение качества выполнения
функций, передаваемых
4.
Разделение рисков между
5.
Снижение потребности в
6.
Доступ к ресурсам, которых нет
у предприятия или уровень
которых не отвечает
7.
Уменьшение потребности в
8.
Ускорение выполнения
К недостаткам аутсорсинга относятся:
1.
Возможность утечки
2.
Утрата контроля над функциями,
3.
Риск недобросовестности
4.
Риск зависимости от
5.
Усложнение логистических
6.
Угроза отрыва своих топ-
7. Трудности по оперативному изменению требований к выполнению тех или иных функций в связи с изменением условий деятельности, если эти функции переданы аутсорсерам.
Организация реструктуризации может быть внешней, предусматривающей образование, преобразование или ликвидацию юридических лиц, и внутренней, состоящей в изменении внутренней организационной структуры предприятия. Внешняя реструктуризация может состоять в реорганизации предприятия, которая осуществляется в одной из пяти форм – выделение, разделение, слияние, присоединение и преобразование, а также в форме учреждения дочерних предприятий, формирования горизонтальных и вертикальных интегрированных структур – холдингов, финансово-промышленных групп, альянсов, союзов, кластеров.