Оценка конкурентноспособности продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ООО "Бир Хаус"" и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности фирмы.
Основными задачами исследования являются:
- проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия ООО "Бир Хаус";
- предложить практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО "Бир Хаус".

Оглавление

Введение
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия, сущность и необходимость изучения
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия
1.2 Конкурентные преимущества
Глава 2. Характеристика ООО «Бир Хаус»
2.1 Общая характеристика ООО «Бир Хаус»
2.2 Анализ основной деятельности ООО «Бир Хаус»
2.3 Миссия и стратегические цели предприятия
2.4.Анализ ассортимента предлагаемых услуг гостиничного предприятия
Глава 3. Оценка конкурентоспособности гостинично-ресторанного комплекса «Бир Хаус»
3.1 Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке гостиничных услуг города Улан-Удэ
3.2 Оценка конкурентоспособности гостиничного предприятия
3.3 SWOT-анализ ООО «Бир Хаус»
Глава 4. Совершенствование конкурентоспособности ООО «Бир Хаус»
4.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Бир Хаус»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

методичка по курсовой маркетинг.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

 

В настоящее время  в социально-культурной сфере г. Улан - Удэ прослеживается явная тенденция роста спроса на отдельные виды услуг. В частности, на услуги гостиничного и ресторанного бизнеса, а также, на услуги, носящие массовый развлекательный характер. В данный момент предприятия г.Улан - Удэ, осуществляющие свою деятельность на указанном рынке услуг, не в состоянии полностью обеспечить потребность населения и гостей города в разнообразных видах досуга самого высокого уровня.

 

Сегментация гостиничного фонда города Улан - Удэ по форме  собственности такова:

 

частные - 64%;

 

государственные предприятия  гостиниц-26%;

 

муниципальные - 6,0%;

 

смешанной формы - 4,0%.

 

В настоящее время  на рынке гостиничного бизнеса г. Улан - Удэ наблюдается значительное повышение спроса на данный вид услуг, особенно, на номера, располагающие  максимально комфортными условиями проживания.

 

При этом услуги фирм-конкурентов  в данном виде бизнеса ориентированы, в основном, на удовлетворение спроса потребителей, имеющих средний уровень  доходов и нуждающихся в недорогих  номерах со средним уровнем комфорта и предлагаемых услуг.

 

Потребность в комфортабельных  номерах с повышенным уровнем  обслуживания в настоящее время  обеспечивают лишь две городские  гостиницы:

 

отель - гостиница "Сибирь 4****,

гостиница "Байкал Plaza" категории 4****,

Указанные фирмы могут рассматриваться в качестве основных конкурентов нашей гостиницы, входящей в комплекс досугового центра. При этом следует отметить существенные стороны данных конкурентов: отель - гостиница "Сибирь 4**** расположена в центре города вблизи от основной системы транспортных коммуникаций, правительственных учреждений, что повышает доступ клиентов.

В гостинице "Байкал Plaza", расположенной в центре находится  ресторан «Байкал», расположенный на первом этаже стороны, имеет основной зал вместимостью до 500 мест (700м2), и банкетный зал (214м2), вмещающие 100 и 25 человек соответственно. Это большой ресторан с современным интерьером. Именно в ресторане "Байкал" чаще всего проходят правительственные приемы и торжества.

 

Таким образом, в настоящее  время в г. Улан - Удэ две гостиницы высокого класса, которые могли бы достойным образом удовлетворить потребности зарубежных и российских бизнесменов.

 

За последние годы на фоне положительной динамики въездного  потока в целом происходило постепенное  увеличение сроков пребывания гостей в городских средствах размещения - с 2,1 ночевок в 2003 году до 2,4 в 2005 году. Подобные сроки пребывания в гостиницах характерны, в первую очередь, для посетителей, прибывающих в Улан - Удэ с профессиональными целями.

 

Уровень загрузки, по данным статистики, в 2005 году снизился по сравнению с 2004 годом, и составил 46% (среднероссийский и европейский показатели заполняемости составляют 33% и 50% соответственно).

 

Снижение загрузки связано  с:

 

неполнотой учета всех средств размещения органами статистики;

 

размещением части туристов в частном секторе (по данным маркетинговых  исследований, проведенных в 2005 году, неучтенный (теневой) рынок услуг  по размещению - «съемные» квартиры и коттеджи - составляет не менее 40% от объема услуг, предоставляемого гостиницами);

ростом цен на гостиничные услуги в течение всех послекризисных лет  средние цены продаж номеров в  гостиницах постоянно увеличивались. Только за 2005 год по сравнению с 2004 годом цены на проживание возросли на 33,92%). Средние цены в гостиничном комплексе Улан - Удэ выше с подобными показателями других городов Республики Бурятия.

 

Туристский поток в Улан-Удэ  достаточно предсказуем. Пик прибытий, и соответственно загрузки гостиниц, приходится на апрель, июнь, сентябрь, октябрь. Самым низко посещаемым периодом является январь - март. Несколько большие потоки приходятся на четвертый квартал. В целом, чем ниже классность гостиницы и чем дешевле ее услуги, тем меньше ее касаются сезонный колебания спроса. По дням недели во всех отелях наблюдается спад в будние дни. К сожалению, мы не имеем возможности сравнивать активность деловых поездок по сезонам в сравнении с поездками туристскими, тем не менее, можно сделать вывод, что заполнение гостиниц и деловая активность в городе в несезонный период должна строиться на активизации проведения культурных акций и мероприятий (событийный туризм). Заполнение гостиниц в выходные дни необходимо строить путем взаимодействия гостиниц и турфирм города - организацией маршрутов «выходного дня».

В настоящее время ресторанный бизнес г. Улан-Удэ представлен крайне ограниченным количеством предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг общественного питания повышенного качества и уровня обслуживания. Вместе с тем, спрос на данный вид услуг стабилен, платежеспособен, низкоэластичен по цене и имеет некоторый потенциал роста. При этом основную массу фирм-конкурентов в данном виде бизнеса составляют ночные клубы, бары и кафе-бары. Ресторанный бизнес г. Улан - Удэ в классическом виде представлен несколькими классическими ресторанами в своем роде предприятием - ресторанами «Байкал Плаза», "Чингисхан", «Жили - Были ». Указанные рестораны, на сегодняшний день, является основными конкурентами ресторана «Бир Хаус » на рынке.

 

Несмотря на позитивные изменения  в сфере гостиничного хозяйства за последние несколько лет, по прежнему существует ряд негативных факторов, сдерживающих развитие Улан-Удэ, как делового и туристического центра (по результатам маркетингового исследования рынка гостиничных услуг):

- низкая конкурентоспособность старого фонда размещения;

- нехватка гостиничных мест (спрос  на отели уровня 2-3 звезды);

- узкий перечень дополнительных  услуг в гостиницах;

- низкий уровень квалификации  кадров в отрасли;

- высокая стоимость гостиничных  номеров;

- слабое взаимодействие гостиниц и туристических фирм города;

- отсутствие профессиональных  гостиничных операторов;

- слабая рекламно-информационная  поддержка гостиниц;

- недостаточное количество категорированных  средств размещения;

- наличие теневого  рынка «съемных» квартир для  размещения туристов.

Предприятие действует  в постоянно меняющихся условиях, связанных с многообразием отношений, складывающихся внутри него, а также  с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга. Она во многом определяет характер деятельности фирмы и должна в обязательном порядке детально рассматриваться в процессе проведения маркетинговых исследований.

 

Для того чтобы определить маркетинговую стратегию и провести ее в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о:

- внутренней среде  туристического предприятия, ее  потенциале и тенденциях развития;

- внешней среде, ее  особенностях и месте, занимаемом  в ней предприятием.

Таблица 3.1.1 - Оценка конкурентоспособности

 

Показатели 

Бир Хаус 

Байкал Плаза 

 

Месторасположение 

 

Вместимость 

 

Интерьер 

 

Качество обслуживания 

 

Качество блюд 

 

Развлекательная программа 

 

Выручка за 2009 год 

 

Итого 

29 

27 

 

 

 

В данной таблице указана оценка деятельности предприятий в баллах (максимальная оценка ровна пяти). Рассмотрим ее более подробно по всем показателям:

 

1. Месторасположение.  Безусловно «Байкал Плаза» выигрывает  в этой позиции так как находиться  в центре города, а «Бир Хаус» расположен в отдалении, на конечной маршрута №37

 

2. Вместимость. «Бир  Хаус» - 250 посадочных мест, «Байкал  Плаза» - 300 посадочных мест

 

3. Интерьер. По этому  пункту «Бир Хаус» лидирует. Оформление  в стиле старой Германии конца  XVIII века, несомненно, более привлекателен для потребителей, нежели классическое оформление «Байкал Плаза».

 

4. Качество обслуживания. Оба заведения получили высшую  оценку анкетируемых. Это свидетельствует  о повышении качества услуг  не только в «Бир Хаус» и  «Байкал Плаза», но и Улан-Удэ в целом.

 

5. Качество блюд. «Бир  Хаус» обгоняет «Байкал Плаза»  в данном показателе, я думаю,  потому что там широкий спектр  выбора блюд, и опять же, играет  роль оригинальная немецкая кухня.

 

6. Развлекательная программа.  «Бир Хаус» делает максимальный акцент на качество и эксклюзивность показываемых номеров. «Байкал Плаза» считает этот пункт не очень значимым.

 

7. Выручка за 2009 год.  «Бир Хаус» - 605 тысяч рублей, а  «Байкал Плаза» - 590 тысяч рублей. Замечу, что в 2009 году «Бир Хаус» был признан лучшим рестораном города по результатам конкурса среди рестораторов «Золотой поднос»

 

Мы видим, что показатели не сильно отличаются, следовательно, оба заведения находятся на одном  потребительском уровне. И это  еще раз доказывает, что при  таком значительном минусе как удаленное место положения, есть множество положительных факторов, которые важны для потребителей (кухня, развлекательная программа и тд.).

 

Таблица 3.1.2 - Основные экономические  показатели хозяйственной деятельности ООО «Бир Хаус»

 

№ 

Показатели 

Фактические значения 

Абсолютный прирост (+/-) 

 

2007 год 

2008 год 

2009 год 

08/07 

09/08 

 

 

Выручка от реализованной  продукции (услуг), тыс.руб. 

485000 

544950 

605000 

+59950 

+60050 

 

Себестоимость проданных  услуг, тыс.руб., в т.ч. 

276800 

345000 

423600 

+68200 

+78600 

 

2.1. 

Коммунальные, транспортные расходы, амортизация, тыс.руб. 

176 800 

250000 

263050 

+73200 

+13050 

 

2.2. 

Фонд оплаты труда, тыс.руб. 

100000 

95000 

160550 

-5000 

+65550 

 

Прибыль от реализации, тыс.руб. 

208200 

262650 

204150 

+54065 

-58500 

 

Налоговые отчисления, тыс.руб. 

14000 

13300 

22477 

-700 

+9177 

 

Чистая прибыль, тыс.руб.      

 

Среднесписочная численность  работников, чел. 

10 

10 

13 

+3 

 

Средняя заработная плата, руб. 

10000 

9500 

12350 

-500 

+2850 

 

Рентабельность, % 

75,2     

 

 

3.2. Оценка конкурентоспособности гостиничного предприятия

 

На основании проведенного мониторинга внутренних источников информации, т.е. отчетов о прибылях и убытках; статистики товарооборота; бухгалтерского баланса; бесед с  сотрудниками отдела маркетинга и рекламы, финансово-экономического отдела, и другими специалистами и руководителями; маркетинговой информационной системы; отзывов потребителей; обзоров полученных наград, рекламаций и новостей; ассортимента меню, необходимой для изучения конкурентоспособности гостинично - ресторанного предприятия ООО «Бир Хаус».

Целью исследования, направленного  на решение данной проблемы, является изучение потребителей. Следовательно, было принято решение о проведении полевых исследований методом опроса.

 

В качестве инструмента  сбора первичной информации было разработано две анкеты, первая из которых предназначалась для посетителей ресторанов, а вторая - для лиц, проживающих в гостинице, и необязательно пользующихся услугами ООО «Бир Хаус». Полученные данные были обработаны и объединены, таким образом, в целом проведено выборочное анкетирование 100 человек. Следует заметить, что с увеличением объёма выборки вероятность искажений уменьшается и погрешностью выборки можно пренебрегать.

Информация о работе Оценка конкурентноспособности продукции предприятия