Неформализованные методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:02, реферат

Краткое описание

Целью работы является детальное изучение неформализованных методов экономического анализа. Задача - классификация методов экономического анализа. Указанная задача предопределяет структуру работы.

Оглавление

Введение
1. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей 4
1.1Понятие системы показателей и принципы ее формирования 4
1.2 Классификация аналитических показателей 8
1.3 Систематизация аналитических показателей 9
2. Метод сравнения (сопоставления) в экономическом анализе 12
2.1 Условия использования метода сравнения и область его применения 12
2.2 Многомерные сравнения 14
3. Построение аналитических таблиц 16
3.1Простые, групповые, комбинированные виды таблиц 16
3.2 Различие таблиц по аналитическому содержанию 16
4. Графический способ экономического анализа 20
5. Прием детализации 22
6. Методы экспертных оценок 24
6.1Дельфийский метод 24
6.2 Морфологический анализ 25
6.3 Метод «мозгового» штурма 28
7. Методы ситуационного анализа и прогнозирования 30
7.1Метод сценариев 30
7.2 Имитационное моделирование 32
8. Сводка 34
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Реферат ТЭА Неформализованные методы Печать.docx

— 78.96 Кб (Скачать)

В силу трудоемкости обработки результатов и значительных временных затрат первоначально  предусматриваемые методики «Дельфи» не всегда удается реализовать на практике. В последнее время процедура  «Дельфи» обычно сопутствует другим методам моделирования систем - морфологическому, сетевому и т. д.

Для повышения  результативности опросов и активизации  экспертов иногда сочетают процедуру  «Дельфи» с элементами деловой игры: эксперту предлагается проводить самооценку, ставя себя на место конструктора, которому реально поручено выполнять  проект, или на место работника  аппарата управления, руководителя соответствующего уровня системы организационного управления и т. д.

6.2 Морфологический  анализ

 

Термином «морфология» в биологии и языкознании определяется учение о внутренней структуре исследуемых  систем (организмов, языков) или сама внутренняя структура этих систем. Идея морфологического опроса мышления восходит к Аристотелю и Платону, к известной средневековой модели механизации мышления Р. Луллия. Однако в систематизированном виде методы морфологического анализа сложных проблем были разработаны швейцарским астрономом Ф. Цвикки, и долгое время морфологический подход к исследованию и проектированию сложных систем был известен под названием метода.

Основная идея морфологического подхода  - систематически находить наибольшее число, а в пределе - все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах.

Отправными точками  морфологическою исследования Ф. Цвикки считает: а) равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования; б) ликвидацию всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области; в) максимально точную формулировку поставленной проблемы.

Кроме этих общих  положений, Цвикки предложил ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика (ММЯ), метод экстремальных ситуаций (МЭС), метод сопоставления совершенного с дефектным (МССД), метод обобщения (МО). Наибольшую известность получили три первых метода.

МСПП предполагает, что существует некоторое число  так называемых «опорных пунктов» знания в любой исследуемой области. Этими пунктами могут быть теоретические  положения, эмпирические факты, открытые законы, в соответствии с которыми протекают различные процессы, и  т. д. Исходя из ограниченного числа  опорных пунктов знания и достаточного числа принципов мышления, морфологическим  методом покрытия поля ищут все возможные  решения поставленной проблемы.

МОК основывается на соображениях, которые Ф. Цвикки сформулировал следующим образом: «На пути конструктивного прогресса стоят догмы и компромиссные или диктаторские ограничения. Следовательно, есть смысл их отрицать. Однако одного этого недостаточно. То, что получается из отрицания, необходимо конструктивно переработать». В соответствии с этим МОК разбивается на три этапа: 1) формирование ряда высказываний (положений, утверждений, аксиом и т. п.), соответствующих современному уровню развития исследуемой области знаний; 2) замена одного, нескольких или всех сформулированных высказываний на противоположные; 3) построение всевозможных следствий, вытекающих из такого отрицания и проверка непротиворечивости вновь полученных и оставшихся неизменными высказываний.

МОК может быть реализован в форме одного из вариантов  «мозговой атаки» — метода «судов».

Предложенные  Ф. Цвикки методы нашли широкое распространение как средство активизации изобретательской деятельности, а при моделировании задач планирования — распределения заказов по плановым периодам, размещения их по производствам — удобным средством оказался ММЯ, который охарактеризуем несколько подробнее. Обратим внимание на использование остальных методов в качестве вспомогательных при формировании морфологической таблицы (морфологического ящика — МЯ).

Идея ММЯ состоит  в определении всех возможных  параметров, от которых может зависеть решение проблемы, и представления  их в виде матриц-строк, а затем  в определении в этой морфологической  матрице-ящике всех возможных сочетаний  параметров по одному из каждой строки. Полученные варианты решений подвергаются оценке и анализу с целью выбора наилучшего.

Построение и  исследование МЯ по Цвикки проводится в пять этапов:

1) точная формулировка  поставленной проблемы;

2) определение  параметров (классификационных признаков), от которых зависит решение  проблемы (процедура анализа может  быть итеративной с уточнением  или изменением набора Р, по мере уточнения представлений об исследуемом объекте или процессе принятия решения);

3) деление параметров  Р на их значения р (формирование классификаторов по выбранным признакам Р) и представление их в виде матриц-строк;

4) оценка всех  имеющихся в МЯ вариантов;

5) выбор из  МЯ оптимального варианта решения  задачи.

МЯ могут быть также не только двумерными. Трехмерные МЯ и МЯ большей размерности находят, например, применение при разработке прогнозов и при получении  вариантов новой техники. Однако при формировании и анализе многомерных МЯ, особенно для анализа проблем организационного управления, возникают существенные трудности в их представлении ЛПР, интерпретации результатов. Поэтому удобнее становится, используя идею морфологического подхода, разрабатывать языки моделирования (автоматизации моделирования), которые применяются для «порождения» возможных ситуаций в системе, возможных вариантов решения и часто как вспомогательное средство формирования нижних уровней иерархических структур целей и функций ил организационных структур систем управления. В этом случае термин «морфологический подход» применяется в более широком смысле.

В практике объемно-календарного планирования оказалось более удобным  как бы перевернуть двумерный МЯ и комбинировать не элементы строк, а элементы столбцов (такие таблицы привычнее для работников плановых отделов).

Расширению практического  применения ММЯ существенно способствует автоматизация морфологического моделирования. При этом важно автоматизировать не только получение вариантов, т. е. собственно перебор, а и получение  оценок этих вариантов и даже формирование собственно МЯ.

 

6.3 Метод «мозгового  штурма» (мозговой атаки)

 

Концепция мозговой атаки получила широкое распространение с начала 50-х годов как «метод систематической  тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых  идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также  под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации  идей (КГИ).

Обычно при проведении мозговой атаки или сессий КГИ стараются  выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы  обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускать критики, не объявлять ложной идею и не прекращать обсуждать ни одну идею, высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают  прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно  больше предложений, а вторая старается  их максимально критиковать) и т. п. В последнее время иногда мозговую атаку проводят в форме деловой  игры.

На практике подобием сессий КГИ  являются разного рода совещания - конструктораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемых временных комиссий.

В реальных условиях достаточно трудно обеспечить жесткое выполнение требуемых  правил, создать «атмосферу мозговой атаки»; на конструкторатах и советах  мешает влияние должностной структуры  организации, собрать специалистов на межведомственные комиссии трудно. Поэтому желательно применять способы  привлечения компетентных специалистов, не требующие обязательного их присутствия  в конкретном месте и в конкретное время и устного высказывания своих мнений.

 

 

 

 

 

 

 

7. Методы ситуационного  анализа и прогнозирования

7.1 Метод сценариев

 

 

Это комплексный метод прогнозирования  сложных процессов со структурными сдвигами. Он заключается в установлении логически связанной последовательности событий поэтапного перехода из существующего  состояния объекта прогнозирования  в будущее состояние. Обычно при  прогнозировании методом сценариев  всегда присутствует временная координата, т.е. процесс разворачивается во времени. При написании сценариев  используют прямой и обратный способы. При прямом способе последовательность смены событий выстраивается  из прошлого в будущее, т.е. описываются  наиболее вероятные последовательные изменения объекта прогнозирования  из его нынешнего состояния  в будущее. При обратном способе – вначале описывается будущее (желаемое) состояние объекта прогнозирования, затем пытаются сформулировать ближайшее предыдущее состояние, из которого он туда попал, и так последовательно до нынешнего состояния. Сочетание прямого и обратного подходов обычно позволяет получить наилучшие результаты. Еще один из секретов в прогнозировании сценариев заключается в том, что начинать подготовку сценариев необходимо с прогнозирования изменений в окружающей среде, и только потом переходить к описанию объекта прогнозирования. Качественный сценарий должен отражать не только последовательное изменение объекта прогнозирования, он должен описывать проблемы и препятствия в достижении этого состояния, ресурсы необходимые для достижения поставленных целей, приоритеты в решении задач. В целом прогнозирование по методу сценариев является во многом искусством, а не наукой, т.е. это сложно формализуемый процесс, навыки в разработке сценариев появляются во многом благодаря опыту и способностям экспертов разрабатывающих прогнозы.

Обычно прогнозирование по методу сценариев является многовариантным, наиболее часто составляются два  или три варианта развития событий. При двухвариантном имеем дело с  пессимистическим (наиболее неблагоприятным) вариантом развития событий и  оптимистическим (наиболее благоприятным). Между этими вариантами находятся  все остальные варианты развития событий. Ожидаемое значение прогнозируемых показателей определяются в этом случае как среднее арифметическое между оптимистической и пессимистической оценками.

Более точные результаты обычно дает трехвариантный прогноз, в этом случае помимо двух вышеназванных вариантов  развития событий, разрабатывается  еще один – вероятный сценарий развития событий. Имеется в виду, что это вариант развития событий, в котором все помогающие и  препятствующие факторы примут свои наиболее часто встречающиеся значения. На первый взгляд кажется, что трехвариантный сценарий это двухвариантный да плюс ожидаемое значение, найденное по двухвариантному сценарию. На самом  деле это далеко не так. Наиболее вероятный  вариант развития событий может  и чаще всего оказывается не совпадающим  со средним значением оптимистического и пессимистического вариантов, иными словами симметрия оптимистического и пессимистического вариантов  относительно вероятного наблюдается  чрезвычайно редко. Ожидаемое значение прогнозируемой величины Оз при трехвариантном сценарии развития событий определяется по следующей формуле:

Оз =                                                                                       (1)

 

где: - значение прогнозируемой величины при пессимистическом варианте развития событий;  

     - значение прогнозируемой величины при наиболее вероятном варианте развития событий; 

    - значение прогнозируемой величины при наиболее благоприятном варианте развития событий.

 

7.2 Имитационное моделирование

 

Имитационное моделирование - метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности. Такую модель можно «проиграть» во времени как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером процессов. По этим данным можно получить достаточно устойчивую статистику.

Имитационное моделирование - это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация - это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).

Имитационное моделирование - это частный случай математического моделирования. Существует класс объектов, для которых по различным причинам не разработаны аналитические модели, либо не разработаны методы решения полученной модели. В этом случае аналитическая модель заменяется имитатором или имитационной моделью.

Имитационным моделированием иногда называют получение частных численных  решений сформулированной задачи на основе аналитических решений или с помощью численных методов.

Имитационная модель - логико - математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта.

К имитационному моделированию прибегают, когда:

  • дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте;
  • невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время, причинные связи, последствие, нелинейности, стохастические (случайные) переменные;
  • необходимо сымитировать поведение системы во времени.

Цель имитационного моделирования  состоит в воспроизведении поведения  исследуемой системы на основе результатов  анализа наиболее существенных взаимосвязей между ее элементами или другими словами - разработке симулятора (англ. simulation modeling) исследуемой предметной области для проведения различных экспериментов.

Информация о работе Неформализованные методы экономического анализа