Неформализованные методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:02, реферат

Краткое описание

Целью работы является детальное изучение неформализованных методов экономического анализа. Задача - классификация методов экономического анализа. Указанная задача предопределяет структуру работы.

Оглавление

Введение
1. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей 4
1.1Понятие системы показателей и принципы ее формирования 4
1.2 Классификация аналитических показателей 8
1.3 Систематизация аналитических показателей 9
2. Метод сравнения (сопоставления) в экономическом анализе 12
2.1 Условия использования метода сравнения и область его применения 12
2.2 Многомерные сравнения 14
3. Построение аналитических таблиц 16
3.1Простые, групповые, комбинированные виды таблиц 16
3.2 Различие таблиц по аналитическому содержанию 16
4. Графический способ экономического анализа 20
5. Прием детализации 22
6. Методы экспертных оценок 24
6.1Дельфийский метод 24
6.2 Морфологический анализ 25
6.3 Метод «мозгового» штурма 28
7. Методы ситуационного анализа и прогнозирования 30
7.1Метод сценариев 30
7.2 Имитационное моделирование 32
8. Сводка 34
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Реферат ТЭА Неформализованные методы Печать.docx

— 78.96 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

      Введение

    1. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей           4

1.1Понятие системы показателей и принципы ее формирования           4

    1. Классификация аналитических показателей                                        8

1.3 Систематизация аналитических показателей                                     9

    1. Метод сравнения (сопоставления) в экономическом анализе                    12
    2. Условия использования метода сравнения и область его применения                                                                                                            12

2.2 Многомерные сравнения                                                                        14

    1. Построение аналитических таблиц                                                              16

3.1Простые, групповые, комбинированные виды таблиц                      16

3.2 Различие таблиц по аналитическому содержанию                           16

    1. Графический способ экономического анализа                                            20
    2. Прием детализации                                                                                         22
    3. Методы экспертных оценок                                                                           24

6.1Дельфийский метод                                                                          24

6.2 Морфологический анализ                                                                    25

6.3 Метод «мозгового» штурма                                                                28

    1. Методы ситуационного анализа и прогнозирования                                  30

7.1Метод сценариев                                                                                  30

7.2 Имитационное моделирование                                                          32

    1. Сводка                                                                                                             34

Заключение

Список используемых источников

 

 


Введение

 

 

В условиях рыночных отношений для  обеспечения выживаемости предприятия, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать  экономическое состояние как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных партнеров. Для этого необходимо: владеть методикой оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, иметь соответствующее информационное обеспечение, иметь квалифицированный персонал, способный принимать и реализовывать управленческие решения.

Основным элементом метода любой  науки является ее научный аппарат. В современных условиях невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки, т.к. наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных отраслей знаний. В экономическом анализе и управлении применяются различные методы, разработанные для решения задач в рамках других наук.

Существуют различные подходы  к классификации методов экономического анализа. Например, выделяют неформализованные  и формализованные методы. Неформализованные  методы основаны на описании аналитических  процедур на логическом уровне и не используют строгих аналитических  зависимостей. При использовании  этих методов высока доля субъективизма, большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. Часто в  отдельную группу выделяют методы, основанные на знаниях, интуиции и опыте  специалистов – экспертов. Вторая группа включает методы, основанные на строго формализованных аналитических зависимостях. При проведении дальнейшей классификации выделяют: традиционные и математические методы. К традиционным относятся метод цепных подстановок, арифметических разниц, балансовый, средних и относительных величин, группировки, и проч. Математические методы включают регрессионный, факторный анализ, линейное программирование, методы исследования операций и проч.


Специалист - аналитик должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей, а так же их различных модификаций. Разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, по которым можно выбрать классификацию.

Работа состоит из введения, девяти разделов, заключения и списка используемых источников. В ходе выполнения реферата я использовала различные литературные источники и Интернет – ресурсы.

Целью моей работы является детальное  изучение неформализованных методов  экономического анализа. Задача - классификация методов экономического анализа. Указанная задача предопределяет структуру моей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей

1.1 Понятие системы показателей и принципы ее формирования

 

 

Объективное мнение о предприятии можно составить лишь на основе некоторых индикаторов. Не случайно годовой отчет любой крупной компании начинается с раздела «Основные индикаторы» (в англоязычной литературе для наименования этого раздела используется термин «highlights», который можно перевести, как «ярко освещенное, выпяченное пятно»), в котором приводятся ключевые финансовые показатели, комплексно характеризующие финансовое положение и результаты деятельности данной компании.

Безусловно, отбор индикаторов  обычно осуществляется целенаправленно, хотя некоторые из них могут быть универсальными. Так, одной из основных характеристик успешности работы компании служит показатель «доход (прибыль) на акцию», поэтому в годовом отчете любой крупной компании этот показатель приводится в динамике. Напротив, ввиду неоднозначной трактовки понятия «эффективность» можно выбрать те показатели эффективности, которые наиболее выгодно характеризуют деятельность данного предприятия.

Термин «система показателей» широко распространен в экономических  исследованиях. Именно комплексность  анализа предполагает использование  в работе некоторых наборов, совокупностей  показателей. Аналитик в соответствии с определенными им критериями пытается отобрать показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ.

Построение развернутой системы  показателей основывается на четком понимании двух моментов: что такое  система и каким основным требованиям она должна удовлетворять. Определение понятия «система показателей» дается в научной и учебной литературе: под системой показателей, характеризующей определенный экономический субъект или явление, понимается совокупность взаимосвязанных величин, всесторонне отображающих состояние и развитие данного субъекта или явления. Такое определение носит весьма общий характер. Поэтому для практического использования в научной литературе разработан ряд требований, которым должна удовлетворять система показателей. Важнейшими из них, имеющими методологическое значение, являются: а) необходимая широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого субъекта или явления; б) взаимосвязь этих показателей; в) верифицируемость.

Отмечу, что второе требование предусматривает наличие, прежде всего содержательной, т.е. внутренней, взаимосвязи составляющих системы. Это можно понимать следующим образом: чтобы признать совокупность показателей системой, она должна иметь некое «организующее начало», т.е. нечто общее, объединяющее показатели. Установление этого «организующего начала» является принципиальным этапом в процессе построения системы показателей. Важное место должно отводиться также установлению формальных взаимосвязей. Профессор В. Е. Адамов отмечал: «сколько бы частных показателей ... любого экономического явления или процесса мы ни определяли, они останутся набором, а не системой показателей до тех пор, пока не будут установлены содержательные и формальные взаимосвязи между ними».

Особо следует подчеркнуть важность требования верифицируемости, т.е. проверяемости. В теоретических руководствах по анализу нередко можно найти  показатели, в отношении которых  неясен как алгоритм расчета, так  и информационное обеспечение. Познавательная ценность подобных показателей весьма сомнительна. Неслучайно в годовых  отчетах западных компаний нередко  обособляют раздел с описанием алгоритмов исчисления ключевых индикаторов.

Кроме трех отмеченных требований, при  построении систем показателей необходимо руководствоваться еще рядом  принципов. Нельзя сказать, что они носят второстепенный характер, однако на практике их выполнение сдерживается рядом обстоятельств.

Перечислим, наиболее существенные из этих принципов.

Принцип древовидной структуры  системы показателей.

Предполагает, что чаще всего в  системе должны наличествовать частные  и обобщающие показатели, причем наиболее оптимальным считается обеспечение  логического развертывания частных  показателей в обобщающие. Подобная логика не является чем-то принципиально новым. В частности, ресурсы предприятия могут быть сведены в три группы -- материальные, трудовые и финансовые; причем соотношение между этими видами ресурсов, во-первых, может зависеть от вида деятельности (например, в компаниях, работающих в сфере высоких технологий, значимость расходов, связанных с трудовыми ресурсами, может быть относительно меньшей; в финансовых компаниях высока значимость финансовых ресурсов и т.п.) и, во-вторых, безусловно управляемо. Эффективность каждого вида ресурсов оценивается собственными показателями (фондоотдача, производительность труда, оборачиваемость), которые играют роль частных показателей системы; вместе с тем эти показатели вполне логично могут быть дополнены небольшим числом обобщающих индикаторов, например, ресурсоотдачей. Этот подход достаточно широко применяется в финансовом анализе.

Принцип обозримости.

Предполагает наличие некоторого набора показателей, оптимального для  данного предприятия. В результате качественного анализа необходимо построить такую систему, которая  охватывала бы все существенные стороны  изучаемого явления. При этом показатели системы должны взаимно дополнять, а не дублировать друг друга, быть существенными и, по возможности, незначительно  коррелирующими между собой. Последнее, кроме того, означает, что система  показателей должна отвечать также  и принципу допустимой мулътиколлинеарности. Невыполнение данного принципа приводит к информационной перегруженности отобранной совокупности показателей, поскольку коррелирующие индикаторы ведут себя в динамике одинаково, а потому полезность их одновременного включения в систему может оказаться сомнительной. Безусловно, речь не идет о том, что, формируя совокупность показателей, необходимо всегда рассчитывать коэффициенты корреляции; просто это обстоятельство следует иметь в виду и, по возможности, учитывать.

Принцип разумного сочетания  абсолютных и относительных показателей.

Заключается в том, что основное предназначение любой системы показателей состоит в сопоставлении и анализе некоторых характеристик в пространственно-временном разрезе. Наиболее пригодны для этой цели относительные величины; с их помощью можно выявить и оценить влияние экстенсивных и интенсивных факторов развития явления, элиминировать пространственно-временную несопоставимость показателей, обусловленную такими причинами, как инфляция, эффект масштаба, организационные изменения и др. Например, прибыль, являясь абсолютным показателем, далеко не всегда может служить критерием сравнительной оценки эффективности работы предприятий; иное дело - показатели рентабельности. Таким образом, распространенность относительных и удельных показателей обусловливается тем обстоятельством, что они имеют определенные преимущества перед абсолютными - позволяют сопоставлять несопоставимые по абсолютным величинам объекты, дают возможность элиминировать влияние некоторых общеэкономических факторов (например, инфляции), более устойчивы в пространстве и времени, т.е. характеризуют более однородные вариационные ряды, позволяют «улучшить» статистические свойства показателей (в смысле принадлежности их к закону распределения, близкому к нормальному), что является немаловажным фактором для корректной обработки данных с помощью статистических методов и т.д.

Не останавливаясь подробно на принципах  построения и видах относительных  показателей, отметим только, что  относительный показатель чаще всего  рассчитывается путем сопоставления  двух абсолютных показателей; при этом рекомендуется контролировать их логическую сопоставимость. В частности, если один из сопоставляемых показателей представляет собой моментную (интервальную) величину, то таковым должен быть и другой. Так, показатель фондоотдачи представляет собой отношение товарооборота (объема реализованной продукции) к стоимости  основных средств; поскольку товарооборот -- по определению интервальный показатель, а основные средства могут характеризоваться как интервальными, так и моментными показателями, то при расчете фондоотдачи более обоснованно использовать среднюю (за соответствующий период) стоимость основных средств.

Информация о работе Неформализованные методы экономического анализа