Неформализованные методы экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:02, реферат

Краткое описание

Целью работы является детальное изучение неформализованных методов экономического анализа. Задача - классификация методов экономического анализа. Указанная задача предопределяет структуру работы.

Оглавление

Введение
1. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей 4
1.1Понятие системы показателей и принципы ее формирования 4
1.2 Классификация аналитических показателей 8
1.3 Систематизация аналитических показателей 9
2. Метод сравнения (сопоставления) в экономическом анализе 12
2.1 Условия использования метода сравнения и область его применения 12
2.2 Многомерные сравнения 14
3. Построение аналитических таблиц 16
3.1Простые, групповые, комбинированные виды таблиц 16
3.2 Различие таблиц по аналитическому содержанию 16
4. Графический способ экономического анализа 20
5. Прием детализации 22
6. Методы экспертных оценок 24
6.1Дельфийский метод 24
6.2 Морфологический анализ 25
6.3 Метод «мозгового» штурма 28
7. Методы ситуационного анализа и прогнозирования 30
7.1Метод сценариев 30
7.2 Имитационное моделирование 32
8. Сводка 34
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Реферат ТЭА Неформализованные методы Печать.docx

— 78.96 Кб (Скачать)

Принцип неформальности.

Это означает, что система должна обладать максимальной степенью аналитичности, обеспечивать возможность оценки текущего состояния предприятия и перспектив его развития, а также быть пригодной  для принятия управленческих решений. Соблюдение этого принципа достигается: а) преимущественным включением в систему  показателей, используемых в традиционном анализе; б) обеспечением однозначно трактуемых алгоритмов их исчисления; в) преимущественным использованием в качестве информационной базы данных бухгалтерского учета и  отчетности.

В заключение отмечу, что разработка системы показателей для целей конкретного анализа всегда носит творческий характер.

 

    1. Классификация аналитических показателей

 

Классификацией называется прием, посредством которого из некоторого множества объектов выделяются все  входящие в него классы таким образом, чтобы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал в один и только в один класс. Классификация необходима для изучения разновидности явлений, свойств, факторов и пр. Она помогает определить содержание явления или проблемы.

Классификация может быть осуществлена разными способами, которые  определяются признаком или критерием  классификации. Рассмотрим основные критерии.

Классификация аналитических  показателей по экономическому содержанию:

  • качественные (характеризуют эффективность хозяйствования, степень использования);
  • количественные (характеризуют размер хозяйственного явления или величину ресурса);

Также существует деление в соответствие со слагаемыми эффективности:

  • показатели наличия и использования средств труда;
  • показатели наличия и использования самого труда;
  • показатели наличия и использования интеллектуального потенциала.

Относительно роли показателей  выделяют:

  • общие или результативные, характеризирующие деятельность объектов в целом;
  • частные или факторные

 

1.3 Систематизация аналитических показателей

 

В связи с тем, что в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация.

По своему содержанию показатели делятся  на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и другие.

 Одни показатели используются  при анализе деятельности всех  отраслей национальной экономики, другие  - только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером специфических показателей для отдельных: отраслей и предприятий могут быть калорийность каменного угля, влажность торфа, жирность молока, урожайность культур и т.д.

Показатели, используемые в АХД, по степени синтеза делятся также  на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Первые из них применяются  для обобщенной характеристики сложных  экономических явлений. Частные  показателя отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и  процессов. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая  выработка продукции одним работником. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы, продукции  определенного вида или количество произведенной продукции за единицу  рабочего времени. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более  полной характеристики того или иного  объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу  выполненных работ.

Аналитические показатели делятся  на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

Абсолютные показатели в свою очередь  подразделяются на натуральные, условно - натуральные и стоимостные.

При изучении причинно - следственных связей показатели делятся на факторные и результативные.

По способу формирования различают  показатели нормативные (нормы расхода  сырья, материалов, топлива, энергии, нормы  амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального  развития предприятия, плановые задания  внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета); отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной  отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов  и эффективности работы предприятия.

Все показатели, которые используются в анализе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают.

Связи аналитических показателей.

Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в  следующие подсистемы.

Показатели исходных условий деятельности предприятия характеризуют:

а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального  функционирования предприятия и  выполнения его производственной программы;

б) организационно - технический уровень предприятия;

в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д.

2. Метод сравнения  (сопоставления) в экономическом  анализе

2.1 Условия использования  метода сравнения и область  применения

 

Сравнение – научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление сопоставляется с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Сравнение может  быть качественным («этот отчет важнее») и количественным (30 всегда больше, чем 10).

Процедура сравнения  в анализе финансово - хозяйственной деятельности предприятия включает в себя несколько этапов:

  • выбор сравниваемых объектов; выбор вида сравнения (динамическое, пространственное, по отношению к плановым значениям);
  • выбор шкал сравнения и степени значимости различий;
  • выбор числа признаков, по которым должно производиться сравнение;
  • выбор вида признаков, а также определение критериев их существенности и несущественности;
  • выбор базы сравнения.

При проведении сравнения необходимо, чтобы были выполнены определенные требования:

  • явления должны быть качественно сравнимы между собой, т.е. иметь нечто общее, служащее основанием сравнения. Возможность сравнения обеспечивается однородностью включаемых в анализ объектов или явлений;
  • необходимо соблюдать тождественность формирования сравниваемых показателей (имеется в виду одинаковость способов организации сбора исходной информации, ее обобщения, методов исчисления показателей и т.д.);
  • сравниваемые объекты должны принадлежать совокупностям явлений, находящимся на одной ступени развития;
  • сравниваемые явления должны быть измерены в одинаковых единицах измерения;
  • объекты или явления должны сравниваться по сопоставимому набору единиц.

Если объекты  анализа не удовлетворяют некоторым  из этих требований, в отдельных  случаях данные все - таки можно привести к сравнимому виду. Для этого есть несколько способов: расчленение на однородные группы по количественным или качественным критериям, приведение к одинаковым единицам измерения, пересчеты несравнимых показателей по одному алгоритму, дисконтирование и другие. Например, сравнивая эффективность нескольких финансовых операций целесообразно выразить все ставки в виде годовой процентной ставки или в виде эффективной ставки. Еще одним вариантом обеспечения сопоставимости будет приведение показателей к одной временной базе.

Проводить сравнение  можно по одному или нескольким критериям. В первом случае используются следующие  методы и виды сравнения:

  • сравнение факта с планом (на этом методе основан анализ отклонений);
  • сравнение по данному критерию в динамике, расчет среднего темпа роста (снижения) значения данного показателя за единицу времени;
  • сравнение с эталоном (норматив, предприятие - конкурент и т.п.);
  • ранжирование с использованием относительных показателей (например, ранжирование по рентабельности);

Составленные  с использованием этих методов рейтинги, дают комплексную оценку деятельности экономических субъектов, позволяя выявить лучшие по целому ряду показателей.

 

 

2.2 Многомерные сравнения

 

Особого внимания заслуживают  многомерные сравнения, которые  необходимы в анализе для комплексной  оценки результатов хозяйствования производственных подразделений, предприятий. Такая задача встает всегда, когда надо дать обобщающую сравнительную оценку результатам хозяйствования нескольких предприятий. Это делают вышестоящие органы управления, а также инвесторы для оценки степени финансового риска. 
Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой характеристику деятельности предприятия, полученную в результате изучения совокупности показателей, которые определяют большинство экономических процессов и содержат обобщающие данные о результатах производства.

Очевидно, что чем больше показателей будет использовано для комплексной оценки, тем более  правильными будут выводы анализа. Но стремиться к этой цели нужно  очень осторожно, потому что увеличение количества показателей усложняет  работу подсчетов по комплексной  оценке и делает ее менее эффективной. Задача комплексной оценки в территориальном плане сейчас решается в двух направлениях. Первое - это разработка обобщающего (синтетического) или интегрального показателя, который бы воплотил наиболее весомые стороны хозяйственной деятельности. Достижение этой цели привлекает тем, что в итоге ожидается получение единого показателя. А это автоматически решает задачу оценки результатов хозяйствования: первое место занимает предприятие с наибольшей или наименьшей величиной показателя, второе - предприятие, которое имеет второй результат, и т.д. Такой интегральный показатель пока не найден, а многочисленные исследования показывают трудность его разработки.

Сложность хозяйственной  деятельности не позволяет решить проблему и другим способом - выбрать из числа  обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве интегрального. Например, предприятие может иметь лучший результат по сумме полученной прибыли за счет конъюнктурных факторов при уменьшении объема производства продукции. Возьмем другой случай: предприятие перевыполнило план по производству продукции, но при этом увеличилась себестоимость продукции, уменьшилась сумма прибыли. Поэтому обобщающая оценка результатов деятельности предприятий обычно проводится по целому комплексу показателей. В связи с этим задача обычно усложняется, поскольку субординация предприятий по разным показателям будет неодинаковой. Например, по объему производительности предприятие будет занимать первое место, по себестоимости - третье, а по уровню рентабельности - пятое и т.д.

Другое направление комплексной  оценки - разработка алгоритмов вычислительных процедур, которые бы на основе комплекса показателей обеспечили однозначную оценку результатов хозяйственной деятельности. 
Для решения этой задачи довольно широко используются алгоритмы, основанные на методах "суммы мест", геометрической средней и т.д. Но эти методики имеют существенный недостаток, потому что в них не учитывается весомость определенных показателей. Наиболее перспективным подходом является использование методики многомерного сравнительного анализа, основанной на методе расстояний, которая позволяет учитывать не только абсолютные величины показателей каждого предприятия, но и степень их близости (дальности) до показателей предприятия-эталона. В связи с этим необходимо координаты сравниваемых предприятий выражать в долях соответствующих координат предприятия - эталона, взятого за единицу. 

 

 

 

3. Построение аналитических таблиц

3.1 Простые, групповые,  комбинированные виды таблиц

 

 

В коммерческой работе обычно составляются разнообразные  статистические таблицы, которые в  зависимости от построения подлежащего  делятся на три вида: перечневые, групповые и комбинационные.

Простые таблицы  получили большое распространение  во многих экономических разработках. Они не содержат в подлежащем систематизации изучаемых единиц статистической совокупности. По характеру представляемого материала  эти таблицы бывают собственно перечневые, территориальные и хронологические.

Групповые таблицы  дают более информативный материал для анализа изучаемых явлений  благодаря образованным в их подлежащем группам по существенному признаку или выявлению связи между  рядом показателей.

Информация о работе Неформализованные методы экономического анализа