Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью работы является разработка методологических, методических и практических аспектов оценки налоговой нагрузки, обеспечивающих качество управленческих решений в сфере налогообложения.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе определены следующие задачи:
- определение экономической сущности и содержания понятия налоговой нагрузки;
- исследование научно-методологических основ оценки налоговой нагрузки;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
ГЛАВА1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАОГОВОЙ НАГРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие налоговой нагрузки…………………………………………….
1.2. Анализ налоговой нагрузки как элемент налогового планирования….
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ НАОГОВОЙ НАРУЗКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Оценка существующих подходов к расчету налоговой нагрузки……..
2.2. Методика расчета налоговой нагрузки на предприятие……………….
2.3. Перспективы снижения налоговой нагрузки…………………………
ГЛАВА 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Расчет налоговой нагрузки на примере ОАО «Башнефть»……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
где АНН – абсолютная налоговая нагрузка.
АНН рассчитывается по формуле (17):
АНН = НП + ВП + НД, (17)
где НД – недоимка по платежам.
Достоинством данной методики является то, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные хозяйствующие субъекты в независимости от их отраслевой принадлежности, т.к. налоговые платежи соотносятся со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов.
Недостатком
этой методике является то, что она
не учитывает влияние таких
Литвин связывает показатель налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизмом взимания налогов.
В данном случае предлагается налоговую нагрузку определять по всем налогам и источникам его уплаты и определяют по формуле (18):
где – сумма источников средств для уплаты налогов.
Предлагается наряду с общим показателем налоговой нагрузки использовать частные показатели и рассматривать их соотношение по названным выше группам доходов. Общим показателем для всех налогов
Литвин предлагает использовать добавленную стоимость, которая определяется по формуле (19) или (20):
ДС = В – МЗ (19)
или
ДС = ОТ + НП + ВП + П + А. (20)
Основное преимущество его в том, что предлагается рассчитывать показатель налоговой нагрузки по формуле изменяя переменные, с помощью которой можно получать значения общей налоговой нагрузки. Формулы могут учитывать ставки налогов, показатели фондоемкости, трудоемкости и материалоемкости производства, а также (после некоторой модернизации) уровень рентабельности производства. Полученные данные можно дополнить анализом изменения спроса на продукцию предприятия в зависимости от изменения цены, что позволит определить степень перелагаемости косвенных налогов на потребителя.
Автор данной методики все показатели налоговой нагрузки подразделяет на частные и обобщающие, и затем определяет налоговую нагрузку в соотношении суммы налоговых обязательств с различными показателями.
К обобщающим показателям, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта автор относит следующие показатели:
- налоговая
нагрузка на доходы
НБд=НИ/Вр, (21)
где НИ – налоговые издержки.
- налоговая
нагрузка на финансовые
НБф=НИ/ВБсреднегод, (22)
где ВБсреднегод – среднегодовая валюта баланса.
- налоговая
нагрузка на собственный
НБск=НИ/СКсреднегод, (23)
где СКсреднегод – среднегодовая сумма собственного капитала.
- налоговая
нагрузка на прибыль до
НБп=НИ/П, (24)
где П – прибыль до налогообложения.
- налоговая нагрузка в расчете на 1 работника (НБр) рассчитывается по формуле (25):
НБр=НИ/Р, (25)
где Р – количество работников.
К частным показателям, характеризующие налоговую нагрузку экономического субъекта автор относит следующие показатели:
- налоговая
нагрузка на реализацию
НБр=НИр/Вр, (26)
где НИр – налоговые издержки, относимые на счета реализации.
- налоговая
нагрузка на затраты по
НБс=НИс/Ср, (27)
где НИс – налоговые издержки, относимые на с/б реализованных товаров (работ, услуг);
Ср – с/б реализованных товаров (работ, услуг).
- налоговая
нагрузка на прибыль до
НБфр=НИфр/ФР, (28)
где НИфр – налоговые издержки, относимые на счета финансовых результатов;
ФР – финансовый результат (положительный).
- налоговая
нагрузка на чистую прибыль
и фонды специального
НБчп=НИчп/ЧП, (29)
где НИчп – налоговые издержки, относимые на чистую прибыль;
ЧП – чистая прибыль экономического субъекта.
Данная
методика показывает налоговую нагрузку
в соотношении налоговых
В расчет налоговой нагрузки включаются все налоговые платежи, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, тоесть сумма начисленных платежей. НДФЛ в расчет не включается, по скольку организация выступает налоговым агентом при его уплате. Общим знаменателем, с которым соотносятся налоговые платежи, является добавленная стоимость (ДС) продукции, рассчитываемая по формуле (30):
ДС = В – МЗ. (30)
В состав
структурных коэффициентов
Кнсс = Нсс/ДС, (31)
где Нсс – сумма налогов, относящихся на себестоимость продукции.
Кнпр' = Нпр'/ДС, (32)
где Нпр' – сумма налогов, относящихся на внереализационные расходы.
Для больших организаций эти коэффициенты имеют существенное значение при определении налогового бремени, по скольку платежи за пользование природными ресурсами, налог на землю, налог на имущество, - занимают значительную долю в общей сумме налогов и как правило их уплата наиболее затруднительна для организации.
НДС рассчитывается по формуле (33):
ЕСН рассчитывается по формуле (34):
Налог на прибыль корректируется на сумму налогов, относимых на себестоимость продукции и уплачиваемых с прибыли организации. Рассчитывается по формуле (35):
Нпр = 0,2*(ДС – НДС – (ОТ + СВ) – А – Нсс – Нпр'). (35)
При помощи
структурированных
Нпр = 0,2 * ДС * (0,847 – Кот – Ка – Кнсс – Кнпр'). (36)
бщая налоговая нагрузка определяется как сумма подлежащих уплате налогов и определяется по формуле (37) или (38):
НН = НДС + СВ + Нпр + Нсс + Нпр' (37)
или
НН = ДС * (0,3224 + 0,109*Кот – 0,2*Ка). (38)
Пасько
предлагает ввести еще один показатель
НН – коэффициент денежного
где НП – начисленные налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды без учета НДФЛ;
ДС – сумма денежных средств, полученных организацией за отчетный период;
КБ – заемные денежные средства (кредиты), привлеченные организацией в отчетном периоде.
В результате проведенного анализа существующих методик предложена модифицированная методика определения налоговой нагрузки, учитывающая все уплачиваемые хозяйствующим субъектом налоги, сборы и таможенные пошлины (за исключением НДФЛ). Интегральным показателем, с которым соотносится совокупность налоговых платежей, выступает источник уплаты налогов - та часть совокупной добавленной стоимости, которая используется для уплаты налогов и формирования фондов предприятия.
Данный показатель может быть представлен в формуле (40):
где Н – совокупность всех уплачиваемых предприятием налогов и сборов, включая таможенные пошлины (за исключением НДФЛ);
Ин – источник уплаты налогов, определяемый по формуле (41):
Ин = В – Мз –Ам – ФОТ + Вд – Вр + НДС (всс) + Ак (всс), (41)
где ФОТ – фонд оплаты труда, включающий в себя НДФЛ;
НДС(всс) – налог на добавленную стоимость в части вновь созданной стоимости, определяемый как разница между НДС с реализованной продукции и НДС по приобретенным материальным ресурсам, основным средствам и нематериальным активам;
Ак(всс) - акцизы в части вновь созданной стоимости, определяемые как разница между суммой акцизов с реализованной продукции и суммой акцизов по приобретенным материальным ресурсам.
По величине той части созданной прибыли, которая остается после уплаты налогов, можно судить о возможностях его дальнейшего развития.
Предлагаемая методика расчета имеет следующие преимущества:
- оценка
налоговой нагрузки более
- по данной методике может быть проведена оценка налоговой нагрузки как на миниуровне так и на мезо- и макроэкономическом уровне;
- позволяет
проводить сравнительную
Данный показатель может выступать базовым показателем оценки налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта и может успешно применяться для решения вопросов регулирования налоговой нагрузки с целью создания условий для развития производства и роста инвестиционно-инновационной активности предприятий. С этой целью целесообразно дополнить отчетность хозяйствующих субъектов показателем налоговой нагрузки, рассчитываемой по предлагаемой методике [7].
Официальной методики нет, нет в открытых источниках информации и данных, указывающих, какие уплаченные налоги попали в расчет среднеотраслевой налоговой нагрузки по видам деятельности.
Следовательно, поскольку нет соответствующих документов, доводящих до всеобщего сведения предлагаемые Росстатом методики, конкретный налогоплательщик при налоговом планировании может выбрать способ, который будет отражать его структуру затрат на производство и соответственно экономическую базу для определения уровня его налоговой нагрузки. Но при этом не следует забывать: территориальные органы ФНС России, осуществляя предпроверочные мероприятия налогового контроля, будут анализировать вашу налоговую нагрузку по уровню уплаченных организацией налогов и сборов к выручке от реализации товаров, работ и услуг. В результате неизбежны споры между налоговыми органами и налогоплательщиками по вопросу применяемых методик.
Поэтому развитие теории и практики налогообложения невозможно без определенного понятийного аппарата и единства его применения. Таким образом, исходя из изложенного, представляется необходимым ввести в НК РФ определение понятия «налоговая нагрузка» и закрепить конкретный порядок расчета налоговой нагрузки.
В Послании Президента РФ Федеральному собранию "О бюджетной политике на 2008-2010 годы" отмечалось снижение налоговой нагрузки на экономику в предыдущие годы.
В результате принятых мер по совершенствованию налогового администрирования, подчеркивалось в Послании, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, при этом повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.
В то же время несколько ключевых проблем остались нерешенными. В первую очередь, для расширения экономической деятельности остается препятствием практика применения НДС. За прошедшие со времени введения этого налога пятнадцать лет так и не удалось сформировать эффективную систему его администрирования, исключающую возможность злоупотреблений, как со стороны государственных органов, так и со стороны бизнес-структур. Другой проблемной областью по-прежнему является налогообложение фонда оплаты труда для видов экономической деятельности с высокой долей оплаты труда в структуре затрат, прежде всего в инновационных секторах экономики.
Между тем в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития предполагалась необходимость дальнейшей модернизации налоговой системы, в т.ч. системы налогового администрирования.
Информация о работе Методика расчета налоговой нагрузки на предприятие ОАО «Башнефть»