Менеджмент как вид деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:49, реферат

Краткое описание

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт –постижение науки и искусства менеджмента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................... 2


1. Менеджмент как вид деятельности, его сущность и характеристика……………………………………………………………….
3


2. Контроль в процессах управления……………………………………... 4


3. Деловое общение: виды и эффективность…………………………....... 6

4. Сущность и содержание понятия «эффективность менеджмента»… 10


5. Признаки эффективного менеджмента………………………………… 11


6. Пути повышения эффективности менеджмента в организации…… 13


7. Эффективность организационных изменений………………………... 14


ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 21


СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 23

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ. МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     В контексте теории систем организация рассматривается как один элемент из числа тех, которые взаимодействуют друг с другом.

     Поток вводимых факторов производства (затраты) и выхода продукции (выпуск) является ключевым отправным пунктом в  описании организации. В простейшей форме организация черпает ресурсы (вводимые факторы производства) из большей системы (окружающей среды), обрабатывает эти ресурсы и возвращает их в измененной форме (выход продукции). Схема демонстрирует основополагающие элементы организации - как системы

     Организация использует свои ресурсы производительно  для обеспечения выпуска продукции. Ее существование зависит от того, насколько она удовлетворяет  общество. Если организация перестает  удовлетворять общество, она становится неэффективной.

     Понятие организации как системы, которая соотносится с большей системой, включает категорию обратной связи. Организация зависит от окружающих условий не только своими вводимыми факторами производства (затратами), но также и принятием произведенной продукции (выпуском). Поэтому она в обязательном порядке развивает средства регулирования спроса в окружающей среде. Средствами регулирования выступают каналы информации, которые позволяют организации познавать спрос. В предпринимательских организациях изучение рынка является важным механизмом обратной связи. В более общем смысле, обратная связь - это динамический процесс, с помощью которого любой организм познает опытным путем свою окружающую среду. Обратная связь относится к информации, которая отражает результат действия или серии действий индивиду ума, группы или организации. Теория систем подчеркивает значение реагирования на содержание информации, поступающей в результате обратной связи. Системный подход заостряет внимание на двух важных соображениях:

  1. в конечном счете выживание организаций зависит от ее способности адаптироваться к требованиям окружающей среды;
  1. общий цикл «вводимые факторы - процесс - выход  продукции» должен быть в центре внимания руководителя. Критерий оценки результата функционирования должен отражать эти условия обеспечения эффективности.

     Эффективность следует определять через оптимальный  баланс между различными видами деятельности по приобретению и использованию  ресурсов. Деятельность организации, которая  определяет ее функционирование, охватывает:

  • приобретение  ресурсов;
  • производительное  использование вводимых факторов производства по отношению к выходу продукции;
  • производство  товаров или услуг;
  • целесообразное  выполнение технических и административных задач;
  • инвестирование  в организацию;
  • подчинение  правилам поведения;
  • удовлетворение  разнообразных интересов людей  и групп.

     Каждый  из этих видов деятельности направлен на поддержание цикла «вводимые факторы - процесс - выход продукции» и приспособление к окружающей среде.

     Согласно  теории систем, эффективность организации определяется тем, в какой мере она достигает оптимума взаимоотношений во всех видах деятельности. Эффективность представляет собой составляющую ряда видов деятельности - цикла «вводимые факторы - процесс - выход продукции» и адаптации к окружающей среде. В свою очередь, каждый компонент (структурное подразделение) коммерческой фирмы - будь то производство, продажа, персонал, снабжение, проектно-конструкторские работы, исследования и развитие - может быть представлен в виде системы, со своими вводимыми ресурсами, процессом адаптационной деятельностью, которые должны оптимизироваться для достижения общей организационной эффективности. Обобщенное понятие эффективности включает в себя ряд известных и четко определенных составляющих. Поддержание оптимального баланса между ними - первейшая задача руководителей организаций.

     Современный уровень понимания организационной  эффективности предусматривает  учет фактора времени, который вводится в анализ тогда, когда организация  рассматривается как элемент большей системы (окружающей среды). Во временном отрезке организация принимает, перерабатывает и возвращает ресурсы большей системе. И соответственно окончательная проверка организационной эффективности состоит в том, может ли организация поддерживать себя окружающей среде. Поэтому выживание является предельной или долгосрочной мерой организационной эффективности. Однако руководители и все, кто заинтересован в организации, должны иметь индикаторы, позволяющие оценить вероятность выживания организации. Таковы индикаторы краткосрочного действия, включающие измерения производительности, производства и удовлетворения. Существуют также другие индикаторы, которые называются промежуточными.

     Перечень  краткосрочных, промежуточных и  долгосрочных критериев может быть увеличен или сокращен. Разберем главные из них.

     Производство. В данном контексте производство отражает способность организации производить такое количество Продукции и такого качества, которое требует потребительский рынок. Меры производства включают прибыль, объем продаж, долю на рынке и т.п. Эти критериальные меры относятся непосредственно к тому выпуску продукции организации, который потребляется покупателями и клиентами.

     Производительность  определяется в обычном смысле как отношение выпуска продукции к вводимым ресурсам. Этот критерий краткосрочного действия сосредоточен на всем цикле «вводимые факторы - процесс - выход продукции», однако акцент сделан на элементах «вводимые факторы» и «процесс». Меры эффективности включают уровень отдачи на капитал или фонды, единицы стоимости, отходы и потери, простои. Меры производительности обязательно должны выражаться в форме пропорции: прибыль (стоимость или выпуск продукции) и время являются общими выражениями этих мер.

     Удовлетворение. Рассмотрение организации как общественной системы предполагает, что определенное внимание должно уделяться выгоде, получаемой ее членами, покупателями и клиентами. Организационная структура эффективна, если она способствует достижению работниками целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках. Для работника, например, эффективная организационная структура - это такая, которая не допускает потерь или ошибок и обеспечивает удовлетворение от работы, имеет четкие линии подчиненности и распределения ответственности, позволяет принимать участие в решении проблем, придает уверенность в будущем, предоставляет определенный статус и возможности для служебного роста и обеспечивает приемлемый уровень заработной платы.

     Адаптивность  можно представить как уровень, при котором организация может и действительно реагирует на изменения, вводимые изнутри или извне. Адаптивность рассматривается здесь как промежуточный критерий, более абстрактный, чем уровень производства, производительность или удовлетворение. Этот критерий относится к способности руководителя чувствовать изменения, как в окружающей среде, так и внутри самой организации.

     Эффективность в достижении определенного уровня производства, производительности и  удовлетворения может сигнализировать  о необходимости вносить изменения в практику и стратегию управления, либо окружающая среда может потребовать выпуска другой продукции или предоставить другие ресурсы, тем самым вызвав необходимость изменений. Уровень, при котором организация не может или не хочет адаптироваться, означает угрозу ее выживанию.

     В отличие от краткосрочных мер  эффективности не существует специальных  и конкретных мер измерения адаптивности. Организация управления может способствовать проведению политики, которая поддерживает готовность к изменениям; существуют также определенные методы управления, которые в случае применения способствуют адаптивности.

     Развитие. Его цель состоит в повышении способности организации выживать в длительной перспективе. Традиционные попытки развития технической и организационной реконструкции включают программы обучение управленческого и инженерно-технического персонала, однако весьма важно расширять сферу развития организации за счет включения ряда психологических и социологических подходов.

     Введение  фактора времени позволяет говорить об эффективности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Например, можно оценивать определенную организацию как эффективную с точки зрения таких показателей, как уровень производства, удовлетворение и производительность, но как неэффективную в показателях адаптивности и развития. Производитель определенной продукции может быть очень результативен в краткосрочной перспективе, но у него может быть мало шансов на выживание. Таким образом, когда речь идет об оптимальном балансе, то имеется в виду и сбалансированность деятельности организации во времени.

     Другим  аспектом оптимального баланса является достижение должной, взаимосвязи между  критериями в рамках отведенного  отрезка времени. Не существует фиксированной  взаимосвязи между уровнем производства, удовлетворением и производительностью. Ни теоретические исследования, ни реальная практика не дают оснований утверждать, что уровень производства и удовлетворение тесно связаны. Эти два показателя могут двигаться в одну или в разные стороны в зависимости от обстоятельств. Поэтому руководителю важно распознать необходимость определения потенциальной взаимосвязи, прежде чем проводить политику воздействия на них. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, цель работы достигнута, вследствие чего можно сделать ряд выводов.

     Наиболее  полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

     Функцией  в менеджменте называют особый вид  управленческой деятельности, с помощью  которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

     Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, мотивация  и контроль.

     Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

     Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
 

  1. Менеджмент:Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 5-е изд., стер. – М.: издательский центр «Академия», 2009
  2. Менеджмент: учебное пособие / В.Д. Грибов. – М. : КНОРУС, 2008. – 2-е изд., стер. – (среднее профессиональное образование)
  3. Брэддик У. Менеджмент в организации.- М.: Инфра-М, 2007.- 344 с.
  4. Виноградський М.Д., Виноградська А.М., Шканова О.М. Менеджмент в організації: навч. посібник.- К.: «Кондор», 2008.- 654 с.
  5. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. - М.: Русская деловая литература, 2007.- 320 с.
  6. Менеджмент організацій: підручник/ за заг. ред. Л.І. Федулової.- К.: Либідь, 2009.- 448 с.
  7. Осовська Г.В., Осовський О.А. Менеджмент організацій: навч. посібник.- К.: «Кондор», 2009.- 860 с.
  8. Румянцева З.П. Менеджмент организации: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 432 с.
  9. Тимошенко И.И., Соснин А.С. Менеджер организации: учеб. пособие.- К.: Изд-во Европ. Ун-та, 2007.- 350 с.

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности